Действующий
Органа по разрешению споров (см.). Введение запретительных пошлин, по правилам ГАТТ, должно носить временный характер.
Запретительные таможенные пошлины - Punitive tariffs - чрезмерно высокие (порядка 100 и более процентов) ставки ввозных таможенных пошлин, устанавливаемые страной в отношении импорта того или иного товара из определенной страны (группы стран). Правила ГАТТ допускают применение такой меры против страны-экспортера, не подчинившейся решению
таможенных территории (см.), в которых отменены таможенные пошлины и другие ограничения в области регулирования торговли в отношении всех или отдельных видов товаров, происходящих из этих территорий. В торговле с третьими странами каждая таможенная территория сохраняет свои инструменты регулирования торговли. Примерами таких зон служат Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА). Принятые в этих объединениях взаимные преференции не распространяются на третьи страны в силу РНБ, составляя, таким образом, одно из изъятий (см.) из этого режима в соответствии с правилами ГАТТ.
Зона свободной торговли - Free trade area - две или более
уровню связывания (см.).
Имплементационный период - Implementation period - период, в течение которого страна-участница (присоединяющаяся страна) обязуется осуществить переход от начального к конечному
статью "Соглашение по информационной технологии"). Так, этот документ предусматривал постепенное снижение тарифов на вышеупомянутые изделия, провозглашал приверженность стран-участниц принципу устранения нетарифных барьеров в торговле изделиями информационных технологий. ГАТС (см.) предусматривает проведение нового раунда многосторонних торговых переговоров в секторе телекоммуникационных услуг. В феврале 1997 года в рамках ВТО была согласована в форме протокола к ГАТС договоренность по телекоммуникационным услугам, предусматривающая дальнейшую либерализацию торговли основными услугами связи, открытие рынков для новых технологий, усиление конкуренции на внутренних рынках (см. статью "Основные телекоммуникационные услуги").
Информационные технологии (ИТ) - Information technologies (IT) - телекоммуникационное оборудование, компьютеры, полупроводники и оборудование для их производства, программное обеспечение и научные приборы. Принципы международной торговли информационными технологиями закреплены в рамках Декларации, принятой в 1996 году на Конференции министров стран-членов ВТО в Сингапуре (см.
нетарифных ограничений (см.) в торговле текстилем и одеждой (см. Соглашение по текстилю и одежде).
Интеграция - Integration - процесс постепенного отказа от
Классификатор (Временный классификатор) основного продукта ООН - UN (Provisional) Central Product Classification - разработанная в ООН классификационная схема видов услуг, которая используется для целей ГАТС (см.). На базе Классификатора Секретариат ГАТТ разработал свой собственный классификатор (см.
Уругвайского раунда (см.). Она включает 161 вид услуг и служит моделью для составления национальных перечней услуг (см.). Все услуги разделены на 12 разделов (деловые услуги, услуги связи, строительные и инжиниринговые услуги, дистрибьюторские услуги, общеобразовательные услуги, услуги по защите окружающей среды, финансовые услуги, услуги по охране здоровья и социальные услуги, туризм и путешествия, услуги в области организации досуга, культуры и спорта, транспортные услуги, прочие услуги). В свою очередь каждый раздел схемы подразделяется на определенное число видов или подсекторов (от 4 до 33). Классификация лишь перечисляет виды услуг, но не описывает содержание деятельности, относимой к данному сектору. Для каждого сектора (и подсектора) указываются коды классификатора ООН, где описывается подробный перечень услуг, относящихся к соответственной рубрике.
Классификационная схема видов услуг - Classification of service sectors - классификатор услуг, составленный Секретариатом ГАТТ на базе Временного классификатора основного продукта, разработанного ООН. Эта схема лежала в основе переговоров
Уругвайского раунда (см.) большинство количественных ограничений на торговлю промышленной и сельскохозяйственной продукцией подлежит устранению. В рамках ГАТТ-94 и в смежном с ним Соглашении по текстилю и одежде (см.) установлены случаи, в которых такие ограничения могут вводиться.
Количественные ограничения - Quantitative restrictions (QR) - ограничения импорта или экспорта какого-либо товара путем установления максимального количества этого товара, разрешенного к вывозу (ввозу). По итогам
Коммерческое присутствие - Commercial presence - в терминах ГАТС (см.) любой тип предпринимательской (или профессиональной) деятельности, включая посредничество, на территории страны-участницы ВТО с целью поставки услуги (см.
адвалорной (см.) и специфической пошлин, т.е. исчисляемая в процентах от стоимости облагаемого товара с добавлением определенной денежной суммы, привязанной к натуральному (физическому) объему товара (например, 10% от стоимости + 5 евро за килограмм). Комбинированные пошлины обычно формируют пиковые ставки таможенных тарифов (см. тарифные пики) и служат инструментом защиты внутреннего рынка.
Комбинированная пошлина - Combined duty - пошлина, сочетающая элементы
Уругвайского раунда (см.). Связанными могут быть и нулевые ставки пошлин.
Консолидация (связывание) ставок таможенных пошлин - Consolidation (binding) of tariff duties (rates) - обязательство не повышать пошлины. С течением времени в рамках тарифных переговоров метод консолидации ставок стал приобретать доминирующее значение. Как правило, принцип консолидации состоит в том, что страна-участница (или присоединяющаяся страна) обязуется не повышать ставки пошлин выше заранее оговоренного (или существующего) уровня. Связывание пошлин получило распространение в тарифных протоколах, подписанных многими странами по итогам
многосторонних торговых переговоров (см.), а также представляются предложения по включению новых вопросов в повестку дня этих переговоров. В ходе консультаций деловые круги высказываются также по проблемам, возникающим в связи с экспортом товаров в те или иные страны и относящимся к компетенции ВТО. Создание механизма консультаций актуально и для стран, ведущих переговоры о присоединении к ВТО.
Консультации по вопросам ВТО - WTO-related consultations - формальный институционный механизм, действующий в большинстве развитых и ряде развивающихся стран. Упомянутый механизм служит цели организации консультаций по вопросам ВТО между союзами промышленников, торгово-промышленными палатами и другими предпринимательскими организациями, с одной стороны, и правительством, с другой. В ходе этих консультаций правительствам излагается точка зрения деловых кругов по принципам формирования позиции страны по конкретным вопросам
Уругвайского раунда (см.) для наблюдения за выполнением принципов "статус-кво" и свертывания обязательств (см.). Контрольный орган обслуживался Секретариатом ГАТТ. Страны-участницы Раунда имели право подавать в Контрольный орган жалобы на несоблюдение вышеупомянутых принципов. Орган рассматривал эти жалобы и передавал результаты рассмотрения в Комитет ГАТТ по торговым переговорам. С образованием ВТО прекратил свое существование.
Контрольный орган - Surveillance Body - орган, созданный в ходе
специфическая субсидия). Субсидия не рассматривается как специфическая, если установлены объективные критерии или условия получения субсидии, а само право на получение субсидии является общедоступным и автоматически действующим.
Концепция (критерий) специфичности - Specificity concept - ключевой элемент Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (см.), которое гласит, что средства, предусмотренные для защиты от запрещенных субсидий и от субсидий, подпадающих под действие компенсационных мер, могут применяться только в том случае, если субсидия является специфической (см.
программ развития торговли (см.), направленных на укрепление их экспортного потенциала и совершенствование организации импортных операций. Проекты, осуществляемые МТЦ ЮНКТАД/ВТО и финансируемые по линии ПРООН, предусматривают оказание так называемой технической помощи странам-реципиентам на национальном, региональном и субрегиональном уровнях. Такие проекты осуществляются по просьбе правительств заинтересованных стран специалистами Центра, которые работают в непосредственном контакте с официальными лицами страны-реципиента. Помимо проектов МТЦ издает серию публикаций, посвященных актуальным вопросам развития международной торговли, включая подготовку специалистов в этой области, а также вопросам внешнеторговой статистики и коммерческой информации. Ряд публикаций МТЦ содержит информацию о ВТО, рассчитанную на предпринимателей, занятых в сфере внешних экономических связей. Бюджет Центра складывается из ассигнований, поступающих от ООН и ВТО, других международных организаций, а также добровольных взносов отдельных стран. Добровольные взносы вносятся либо в специальный фонд, создаваемый под конкретный проект в стране-реципиенте, либо в фонд, который создается в стране-доноре без привязки к тому или иному конкретному проекту. Руководство Центром осуществляется на основе рекомендаций, вырабатываемых Объединенной консультативной группой по МТЦ ЮНКТАД/ВТО, в которой представлены страны-члены ООН. Штаб-квартира Центра расположена в Женеве.
Международный торговый центр (МТЦ) ЮНКТАД/ВТО - International Trade Centre (ITC) UNCTAD/WTO - организация, входящая в систему ООН. Создана по решению ГАТТ в 1964 году, а с 1968 года управляется и финансируется совместно ГАТТ (с 1995 года - ВТО) и ЮНКТАД (Конференцией ООН по торговле и развитию). Имеет статус "исполнительного учреждения" Программы развития ООН (ПРООН), в связи с чем занимается реализацией проектов в области содействия развитию торговли развивающихся стран и стран с переходной экономикой (за счет средств ПРООН). Сотрудничество МТЦ ЮНКТАД/ВТО с этими странами осуществляется в рамках
внутренней поддержке (см.), оказывающие негативное (искажающее) воздействие на торговлю (списание долгов; кредитование сельского хозяйства; регулирование рынков сельхозпродукции; страхование урожая; дотации для производственных нужд; инвестиционные субсидии государства сельскому хозяйству; дотации на производство сельскохозяйственной продукции и т.п.). В данную категорию субсидий не включаются прямые платежи производителям в рамках программ ограничения производства, а также субсидии по конкретным товарам, если суммарная поддержка не превышает 5% от общей стоимости их производства.
Меры (субсидии, критерии) "желтого ящика (корзины)" - Amber-box measures (subsidies, criteria) - в терминах Соглашения по сельскому хозяйству (см.) меры по
нетарифные меры (см.), формально не относящиеся к кругу ведения ГАТТ. Главная форма, в которой выступают эти меры, - так называемые добровольные ограничения экспорта, соглашения об упорядочении рынков (см.) и аналогичные договоренности. В ходе Уругвайского раунда меры "серой зоны" были объявлены "вне закона", и страны, их применявшие, должны были их устранить. По оценкам, в год образования ВТО, т.е. в 1995 году, насчитывалось свыше 200 дву- и многосторонних договоренностей, относимых к "серой зоне". Этими договоренностями регулировалась торговля рядом сельхозпродуктов, изделиями из кожи, телевизорами, автомобилями и некоторыми другими товарами. Соглашение по защитным мерам (см.) содержит положение, обязывающее страны-участницы отказаться в течение определенного периода от договоренностей, относящихся к "серой зоне", и не практиковать их в дальнейшем. Однако проблема состоит в том, что далеко не все меры "серой зоны" выявлены и даже поддаются идентификации. Так, добровольные ограничения экспорта не всегда формализованы и потому могут осуществляться с молчаливого согласия сторон.
Меры "серой зоны" - Grey area measures -
прозрачность (см.) торгово-политического режима стран-участниц и логику его формирования. Периодичность обзоров для разных стран-участниц не одинакова и зависит от роли, которую они играют в мировой торговле. Так, четыре ведущих торговых "игрока" - США, Канада, Япония, ЕС - экзаменуются раз в два года. Для следующих 16 стран процедура обзора проводится раз в 4 года, а для всех остальных - раз в 6 лет. Наименее развитые страны могут подвергаться процедуре обзора через более длительные интервалы. Страна, торговая политика которой подлежит изучению, обязана представить подробный доклад о своем торгово-политическом режиме. В свою очередь Секретариат ВТО, используя представленную ему и иную информацию, составляет собственный доклад на ту же тему. Обзор осуществляется Генеральным советом ВТО, в рамках которого проводится обсуждение докладов, после чего оба доклада, протокол дискуссии в Генеральном совете и сделанные им выводы публикуются в специальном документе.
Механизм обзора торговой политики - Trade policy review mechanism - система наблюдения за развитием внешнеторговой политики отдельных стран, выработанная в ходе Уругвайского раунда. Ежегодно в рамках ГАТТ торговая политика нескольких стран-участниц подвергается процедуре, напоминающей сдачу экзамена на соответствие требованиям ГАТТ. Начиная с середины 1989 года, регулярное наблюдение за торговой политикой стран-участниц стало важной функцией ГАТТ, развившейся из обязательств стран регулярно информировать другие страны о развитии своего торгово-политического режима. ВТО сохранила эту контрольную функцию. Цели обзора состоят, во-первых, в том, чтобы выяснить, в какой степени страна-участница выполняет принятые ею обязательства в рамках ВТО и, во-вторых, чтобы обеспечить необходимую