Действующий
ТРИМС (см.). Представляет собой требование к предприятию с иностранным капиталом в порядке, установленном национальным законодательством, использовать определенную долю национальных товаров для производства продукции.
Требование использовать местный компонент (внутреннее количественное ограничение) - Local content requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование к инвестору лицензировать передачу технологий, используемых в стране-доноре, предприятиям страны-реципиента.
Требование лицензирования - Licensing requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование, в соответствии с которым определенная часть акций предприятия должна принадлежать отечественным инвесторам.
Требование национального пакета акций - Local equity requirement - мера, запрещенная
ТРИМС (см.). Представляет собой требование обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции.
Требование обязательного экспорта - Export performance requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование к инвестору поставлять на определенный рынок продукцию, произведенную на конкретном оборудовании.
Требование обязательной поставки - Product mandating requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование передачи определенной технологии на некоммерческих условиях, либо требование проведения конкретных НИОКР в стране-реципиенте инвестиций.
Требование передачи технологии - Technology transfer requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование к предприятию покупать импортную продукцию в определенной пропорции по отношению к национальной продукции.
Требование сбалансированной торговли - Trade-balancing requirement - мера, запрещенная в рамках
Раунд тысячелетия), ссылаясь на "нарушение" другими странами цивилизованных социально-трудовых норм, за счет чего эти страны получают конкурентные преимущества на внешних рынках. Развитые страны доказывают, что товары, экспортируемые странами-нарушителями трудовых стандартов, представляют собой "социальный демпинг". Они предлагают разработать в рамках ВТО соглашение, которое регламентировало бы вопросы использования детского труда, продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы и т.п. в их связи с экспортом товаров и услуг. Развивающиеся страны категорически отказываются обсуждать перечисленные вопросы в ВТО, усматривая в этом попытку развитых стран использовать трудовые стандарты как предлог для ограничения ввоза многих видов продукции из "стран третьего мира". Принятие трудовых стандартов приведет, по их мнению, к односторонней выгоде для развитых стран, которые таким образом будут защищать свои трудоемкие отрасли от конкуренции со стороны развивающихся стран.
Трудовые (социальные) стандарты - Labour standards - правила использования рабочей силы. На протяжении ряда лет в рамках ВТО обсуждается вопрос о социальных аспектах мировой торговли. Развитые страны настаивают на включении этого вопроса в повестку дня нового раунда многосторонних торговых переговоров (см.
Уругвайского раунда (см.) процедура предоставления уведомлений была заменена механизмом обзора торговой политики (см.), действующим в настоящее время в рамках ВТО.
Уведомление - Notification - содержавшееся в рамках ГАТТ и смежных соглашениях положение о праве стран-участниц требовать от других стран-участниц предоставления в Секретариат ГАТТ подробной информации о национальных мерах, затрагивающих экспорт и импорт товаров. Эта информация рассматривалась Советом ГАТТ на предмет соответствия правилам ГАТТ. В ходе
Уругвайского раунда (см.) была достигнута специальная Договоренность в отношении правил и процедур урегулирования споров. Центральное место в рамках создаваемого этой договоренностью механизма занимает Орган по разрешению споров (см.), имеющий право создавать специальные группы экспертов (см.) для рассмотрения споров и подготовки рекомендаций. В Договоренности подробно рассматривается порядок урегулирования споров: консультации между спорящими государствами; создание специальной рабочей группы экспертов в случае, если консультации не привели к урегулированию спора; подготовка и передача Органу по разрешению споров доклада и рекомендаций рабочей группы; наличие Апелляционного органа (см.), в который может обратиться сторона в споре с тем, чтобы оспорить какие-либо положения или рекомендации доклада группы экспертов, и который подготавливает и вносит в Орган по разрешению споров свой собственный доклад по соответствующим вопросам; рассмотрение докладов Органом по разрешению споров; выполнение рекомендаций сторонами в споре. В случае невыполнения решений Органа по разрешению споров против неподчинившейся стороны принимаются различные санкции (например, приостановление действия уступок, которыми эта сторона пользовалась, либо требование возместить причиненный другой стороне ущерб). Конфликт рассматривается в рамках ВТО после обращения в уполномоченный Орган одной из стран-участниц, которая, в свою очередь, должна получить от соответствующей отрасли национальной экономики необходимую информацию для подачи жалобы.
Урегулирование споров - Dispute settlement - действующий в рамках ВТО порядок разрешения спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в торговых отношениях между странами-участницами. В итоге
обязательств по услугам (см.).
Условия и пределы доступа на рынок - Conditions and limitations on market access - наименование одной из колонок в схеме
Антидемпинговом кодексе (см.) и Соглашении по субсидиям (см.). Применительно к обеим договоренностям означает ущерб национальной промышленности или угрозу такого ущерба и определяется как снижение продаж, сбыта продукции, доли на рынке, производительности, прибыли, доходов по инвестициям, загруженности производственных мощностей. Материальный ущерб возникает также вследствие негативного изменения внутренних цен, товарных запасов, заработной платы, экономического роста, фактора инвестиционной привлекательности и т.п. В Соглашении по субсидиям вводится количественное определение материального ущерба, который считается "серьезным", если доля субсидирования в стоимости товара превышает 5%. В обеих договоренностях отмечается, что между ущербом и демпингом (субсидией) должна быть установлена причинная взаимосвязь. Положение о серьезном ущербе содержится также в Соглашении по защитным мерам (см.), где он определяется как "существенное, общее ухудшение состояния национальной промышленности".
Ущерб (серьезный, материальны) - Injury, prejudice, damage (serious, material) - термин, трактуемый в ряде договоренностей ВТО и, прежде всего, в
бизнес-формата (см.) в обмен за плату или отчисления (процент). В ходе многосторонних торговых переговоров вопрос о франчайзинговых услугах периодически поднимается странами, заинтересованными в выработке обязательств по данному виду услуг.
Франчайзинговые услуги - Franchising - разновидность услуг, входящая в категории дистрибьюторских. Под франчайзинговыми услугами принято понимать продажу и использование продукта, товарного знака (наименования) или определенной системы
статью "Франчайзинговые услуги").
Франчайзинговый продукт - Franchising product - или торговая марка; термин, под которым понимается использование товарного знака (наименования) в обмен за плату (роялти) с возможным принятием обязательства по эксклюзивной продаже товарных знаков (наименований) (см.
подобные товары (см.) продаются в наибольшем количестве на внутреннем рынке одновременно (или почти одновременно) с импортом товаров, подлежащих оценке. При этом из цены вычитается прибыль, таможенные пошлины и сборы, транспортные расходы, страховые сборы и другие расходы, с которыми связана продажа на внутреннем рынке (см. Соглашение по применению статьи VII ГАТТ).
Цена за вычетом - Deductive value - метод определения таможенной стоимости, по которому последняя определяется как цена за единицу продукции (unit price), по которой идентичные или
прозрачности (см.) представляет собой первый шаг, направленный на то, чтобы торговая политика и природоохранное регулирование разрабатывались и применялись на основе взаимной поддержки. Вопрос об экологических стандартах в той или иной степени затрагивается в соглашениях по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам (см.), в которых однозначно признается право стран определять цели в области охраны природы. Соглашение по сельскому хозяйству (см.) освобождает экологические программы от обязательств данной страны по уменьшению субсидий, в то время как в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (см.) допускается предоставление субсидий в размере 20% от затрат предприятия в связи с адаптацией к требованиям природоохранных стандартов. Несмотря на то, что согласно принципам ВТО природоохранные меры не должны перерастать в скрытое ограничение международной торговли, ряд развитых стран обвиняет страны с менее жесткими экологическими стандартами в "экологическом демпинге" (экспорте товаров, произведенных с нарушением норм охраны окружающей среды и, следовательно, ущербом для экологии) и на этом основании угрожает ограничить ввоз соответствующих товаров. Во время встречи в Марракеше (1994 год) министры стран-участниц ГАТТ, одобряя результаты Уругвайского раунда (см.), решили создать Комитет по торговле и окружающей среде (см.). Подготовительная работа, проводящаяся этим Комитетом, пока не дала ощутимых результатов, которые позволили бы странам начать многосторонние переговоры по выработке свода международных правил в этой области. Проблема взаимосвязи между природоохранным регулированием и торговой политикой вызывает острую полемику в рамках ВТО. Так, страны ЕС предлагают внести в повестку дня нового раунда многосторонних торговых переговоров торгово-экологическую проблематику, в то время как некоторые развивающиеся страны категорически возражают против этого предложения.
Экологические (природоохранные) стандарты - Environmental standards - нормы, обеспечивающие охрану окружающей среды. Правила ВТО не распространяются на политику в области защиты природы, однако некоторые положения ВТО предусматривают использование торговых мер в природоохранных целях, в том числе мер, принимаемых в соответствии с многосторонними соглашениями об охране окружающей среды. Страны-члены ВТО независимы в определении экологических целей, однако они обязаны обеспечивать их достижение при помощи мер, совместимых с положениями вышеупомянутых многосторонних соглашений, в частности, в регламентации подхода к национальной и импортной продукции. Природоохранное законодательство должно, в соответствии с принципами ВТО, отдавать предпочтение мерам, в минимальной степени нарушающим торговлю, при условии их достаточности для обеспечения удовлетворительного уровня защиты окружающей среды. Принятие принципа
режим наибольшего благоприятствования (см.) должен действовать как в отношении импортных, так и экспортных пошлин. При этом принцип РНБ должен применяться к способу взимания таких пошлин, а также ко всем правилам и нормам, установленным для экспорта соответствующего товара. Практика переговоров о присоединении ряда стран к ВТО свидетельствует о попытках некоторых стран-участниц ВТО трактовать применение экспортных пошлин как меру по ограничению экспорта и требовать ее отмены.
Экспортные пошлины - Export duties - разновидность налога, взимаемого при экспорте товара. Применяется странами, вывозящими главным образом сырьевые товары, в целях расширения доходной части бюджета и сдерживания экспорта сырья в интересах внутреннего рынка. Согласно ГАТТ,
статью "Основные средства электронной коммерции"). Динамичный рост операций в сфере электронной коммерции привел к открытию в рамках ВТО многосторонних торговых переговоров по вопросам урегулирования встающих в этой связи проблем (методы сбора таможенных платежей, НДС и некоторых других налогов и сборов; защита прав интеллектуальной собственности, наделение сходными доменными именами и т.п.; определение происхождения продукта, поставленного электронными средствами; установление законности "электронной" сделки, наличие "подлинных" коммерческих документов, составленных в "письменном" виде или подписанных "собственноручно" участниками сделки). Эти и другие проблемы нашли свое отражение в Декларации о глобальной электронной коммерции (см.), принятой на Женевской конференции министров стран-членов ВТО в мае 1998 года. На русском языке встречается также наименование "электронная торговля", однако принято считать, что словосочетание "электронная коммерция" точнее передает значение английского термина, поскольку включает в себя не только торговлю, но и средства ее обеспечения, т.е. международную систему стандартов, совместимость электронных версий документов, подписей и т.п.
Электронная коммерция - electronic commerce - явление и термин, не получившие общепризнанного определения, но в общем виде означающие распределение, маркетинг, продажу или поставку товаров и услуг с помощью электронных средств связи. Развитие электронной коммерции тесно связано с широким использованием Интернета в коммерческих целях, однако этот вид экономической деятельности осуществляется также с применением других электронных средств, например, по телефону и телефаксу (см.
Уругвайского раунда (см.) страны-участницы поставили перед собой задачу снижения общего уровня тарифов в среднем на 30%. Использование данного инструмента позволяет даже при сравнительно невысоких в среднем таможенных барьерах надежно защищать внутренние рынки продукции высокой степени переработки. Показательно в этом смысле, что после Уругвайского раунда средние ставки на готовые изделия в странах-участницах в восемь раз превышали аналогичные ставки на ввозимое сырье.
Эскалация (импортных) тарифов - Tariff escalation - инструмент торговой политики, предусматривающий повышение ставок взимаемой пошлины адекватно степени переработки ввозимой продукции. В ходе