Действующий
многосторонних торговых переговоров (см.) и в итоге подверглись регламентации в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (см.). Важным элементом Соглашения является понятие "специфичности" субсидии. Субсидия является "специфической", если она предоставляется только отдельным предприятиям, группам предприятий или отраслям промышленности. Если же субсидирование в стране построено на объективных критериях, значит, оно не носит специфического характера. Соответственно, по правилам Соглашения ответные (компенсационные) меры можно и должно принимать лишь в случае специфического субсидирования. Вообще же субсидия определяется в Соглашении как финансовый вклад (дотация) государственного органа, включающий прямую передачу средств, финансовые обязательства (кредитная гарантия), финансовые и налоговые льготы, меры поддержки доходов и цен. Возвращение внутренних налогов при экспорте товаров не рассматривается в документах ГАТТ как субсидия. В рамках ВТО запрещены субсидии, усиливающие экспортную конкурентоспособность национальных товаров, и субсидии, позволяющие сбывать товары внутреннего производства на более льготных, чем иностранные, условиях. Соглашение различает три категории субсидий: разрешенные ("зеленые") - т.е. неспецифические (финансирование НИОКР, регионального развития, адаптация предприятий к требованиям окружающей среды); допустимые ("желтые") - т.е. специфические, в отношении которых документы ВТО допускают применение компенсационных мер; при установлении факта "серьезного" или "материального" ущерба субсидирующая страна должна прекратить субсидирование или компенсировать ущерб; запрещенные ("красные") - экспортные и импортозамещающие субсидии. Вопросы субсидирования в сельском хозяйстве регламентируются Соглашением по сельскому хозяйству (см.).
Субсидия - Subsidy - финансовая дотация, инструмент экономической политики, занимающий заметное место в системе правового регулирования ВТО. В рамках этой организации подход к субсидиям определяется характером их влияния на конкурентоспособность товара. Субсидирование внутреннего производства может создавать косвенные барьеры для импорта товаров в субсидирующую страну. С другой стороны, экспортные субсидии, установленные в стране-экспортере, служат своего рода нейтрализатором таможенного тарифа страны-импортера. Указанные моменты обсуждались в ходе Токийского и Уругвайского раундов
Уругвайского раунда (см.) таблица, содержащая перечень обязательств (горизонтальных и специфических) в области услуг; способов поставки услуг; условий и пределов доступа на рынок, а также ограничений и условий предоставления национального режима. Схема используется странами-участницами (присоединяющимися странами) для построения национальных перечней специфических обязательств по услугам (см.).
Схема обязательств - Schedule of commitments - разработанная в ходе
"цены сделки" (см.). Соглашение предусматривает пять дополнительных стандартов (методов) определения таможенной стоимости (с помощью критериев идентичности товара и его подобности, альтернативного метода, цены за вычетом, расчетной цены - см. соответствующие статьи).
Таможенная стоимость (оценка) - Customs value - цена товара, объявляемая импортером на таможне при прохождении таможенной очистки (выполнении всех предусмотренных таможенными правилами требований в отношении порядка ввоза и вывоза грузов, подлежащих таможенному досмотру). Методы оценки стоимости товаров для целей взимания таможенных пошлин установлены в Соглашении по применению статьи VII ГАТТ (см.). Основной принцип таможенной оценки заключается в использовании
многосторонних торговых переговоров (см.), или страной, желающей вступить в ВТО, в таможенно-тарифной области. Эта уступка может предоставляться в виде консолидации (связывания) пошлин, т.е. обязательства не повышать действующие ставки пошлин, либо путем снижения ставок по тем или иным товарам. Наконец, уступка может выражаться в уменьшении разницы в уровне ставок, взимаемых по товарам из стран, которым предоставляется РНБ, и преференциальных ставок пошлины. Согласно правилам ГАТТ/ВТО все эти виды уступок считаются равноценными. Если участвующая страна хочет повысить связанную ставку, она обязана вступить в переговоры с основным поставщиком соответствующего товара и предложить встречную уступку путем снижения пошлины на другой товар, представляющий для поставщика известный интерес.
Таможенная тарифная уступка (обязательство) - Tariff concession (commitment) - обязательство, принимаемое участником
таможенных территорий (см.) с одновременной отменой таможенных и иных ограничений во взаимной торговле товарами, происходящими из этих территорий, и введением общих таможенных пошлин и других мер регулирования торговли в отношении третьих стран. Примером такого союза является Европейский союз, действующий в рамках ВТО (когда эта организация выступает в качестве форума для многосторонних торговых переговоров) как одна участвующая сторона, а также союз Швейцарии и Лихтенштейна и МЕРКОСУР ("Общий рынок" Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая). Действующие в рамках этих союзов договоренности (взаимные уступки) представляют собой изъятия из РНБ в соответствии с правилами ГАТТ и не распространяются на третьи страны-члены ВТО.
Таможенный союз - Customs Union - объединение двух или более
нетарифных мер (см.) в тарифные эквиваленты (см.). Осуществляется на базе разницы между средней мировой ценой определенного товара и его национальной внутренней ценой. Полученная величина переводится в адвалорную или специфическую ставку и добавляется к уже действующей ставке.
Тарификация - Тariffication - в контексте Соглашения по сельскому хозяйству (см.) пересчет
Уругвайского раунда (см.) его участники договорились о снижении ставок пошлин на 40% (для развивающихся стран и стран с переходной экономикой - на 30%), что позволило сохранить тарифные пики в относительной неприкосновенности. Пиковые ставки таможенных тарифов у большинства стран-членов ВТО несут основную нагрузку по защите внутреннего рынка.
Тарифные пики (пиковые ставки тарифов) - Tariff peaks - пошлины с максимально высокими значениями ставок. Формируются главным образом за счет комбинированных и специфических пошлин и представляют собой наиболее высокие таможенные барьеры для импорта. В ходе
имплементационного периода (см.).
Тарифные предложения (оффер) - Tariff offer - комплекс предложений страны-участницы (присоединяющейся страны) по либерализации своего таможенного тарифа. Как правило, имеют форму таблицы с указанием кодов и наименований товаров, уровней связывания,
Уругвайского раунда (см.) была достигнута договоренность преобразовать количественные ограничения импорта в тарифные эквиваленты (тарификация - см.) и постепенно снизить таможенные пошлины. Тарифный эквивалент широко использовался для определения в процессе Уругвайского раунда переговоров масштабов аграрного протекционизма. Так, уровень тарифной защиты в результате перевода (пересчета) нетарифных мер в отношении импорта сельхозпродукции в эквивалентные по своему ограничительному действию ставки пошлин достигает в странах ЕС, США, Японии и Канаде 100-450%. Соглашение по сельскому хозяйству (см.) предусматривает обязательство стран-участниц не применять или не вводить вновь нетарифные меры, в отношении которых согласован их перевод в нетарифные эквиваленты с последующим связыванием и снижением.
Тарифный эквивалент - Тariff equivalent - ставка таможенной пошлины, эквивалентная по своему протекционистскому значению нетарифной мере. В рамках
нетарифным барьерам в торговле (см.), поскольку могут использоваться государствами с целью защиты внутреннего рынка. В ходе Токийского и Уругвайского раундов многосторонних торговых переговоров (см.) были выработаны правила, призванные решить проблему использования технических мер в качестве препятствия международной торговле. В итоге было выработано смежное с ГАТТ Соглашение по техническим барьерам в торговле (см.), базировавшееся на выработанном в рамках Токийского раунда Кодексе по стандартам.
Технические барьеры (меры) - Technical barriers - инструменты технической и административной политики (стандарты, системы измерения соответствия качества, нормы безопасности, правила упаковки и маркировки товаров, формы документов, требования предотгрузочной инспекции, дополнительные таможенные формальности, требования по охране здоровья и окружающей среды), относящиеся к
способы оказания услуг). Необходимость заключения особого соглашения по данному вопросу объясняется динамичным ростом сферы услуг в мировой торговле. Торговля услугами имеет свою специфику. В отличие от торговли товарами, это "невидимая" торговля, не всегда связанная с физическим перемещением продукта через границу.
Торговля услугами - Trade in services - обмен услугами, регулирующий как трансграничную торговлю, так и торговлю ими в пределах национальной территории. Этот термин раскрывается в ГАТС (см.) как трансграничное перемещение услуг и как их производство и потребление иностранными физическими и юридическими лицами на территории стран-участниц. Торговля услугами предусматривает их поставку с территории одной страны на территорию другой страны; их поставку в пределах территории любой страны потребителю другой страны; поставку услуг их поставщиком одной страны путем коммерческого присутствия физических лиц одной страны в пределах территории другой (см.
цену сделки (см.), декларируемую импортером, повлияла "связь" между юридически признанными партнерами в бизнесе (один из них прямо контролирует другого, или оба они контролируются третьим лицом; они являются работодателями и служащими; членами одной семьи), они вправе не признать цену сделки и обязаны затем вступить в консультации с импортером.
Трансфертные цены - Transfer prices - цены, образующиеся при обмене товаров между предприятиями, входящими в одну транснациональную компанию. Соглашение по применению статьи VII ГАТТ (см.) затрагивает проблему приемлемости таких цен для таможенных целей. Если таможенные власти полагают, что на
ТРИМС (см.). Представляет собой требование, чтобы предприятие сбывало определенную часть производимой продукции на внутреннем рынке, т.е. ограничивало свой экспорт.
Требование внутренних продаж - Domestic sales requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование к предприятию с иностранным капиталом в порядке, установленном национальным законодательством, использовать определенную долю национальных товаров для производства продукции.
Требование использовать местный компонент (внутреннее количественное ограничение) - Local content requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование к инвестору лицензировать передачу технологий, используемых в стране-доноре, предприятиям страны-реципиента.
Требование лицензирования - Licensing requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование, в соответствии с которым определенная часть акций предприятия должна принадлежать отечественным инвесторам.
Требование национального пакета акций - Local equity requirement - мера, запрещенная
ТРИМС (см.). Представляет собой требование обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции.
Требование обязательного экспорта - Export performance requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование к инвестору поставлять на определенный рынок продукцию, произведенную на конкретном оборудовании.
Требование обязательной поставки - Product mandating requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование передачи определенной технологии на некоммерческих условиях, либо требование проведения конкретных НИОКР в стране-реципиенте инвестиций.
Требование передачи технологии - Technology transfer requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование к предприятию покупать импортную продукцию в определенной пропорции по отношению к национальной продукции.
Требование сбалансированной торговли - Trade-balancing requirement - мера, запрещенная в рамках
Раунд тысячелетия), ссылаясь на "нарушение" другими странами цивилизованных социально-трудовых норм, за счет чего эти страны получают конкурентные преимущества на внешних рынках. Развитые страны доказывают, что товары, экспортируемые странами-нарушителями трудовых стандартов, представляют собой "социальный демпинг". Они предлагают разработать в рамках ВТО соглашение, которое регламентировало бы вопросы использования детского труда, продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы и т.п. в их связи с экспортом товаров и услуг. Развивающиеся страны категорически отказываются обсуждать перечисленные вопросы в ВТО, усматривая в этом попытку развитых стран использовать трудовые стандарты как предлог для ограничения ввоза многих видов продукции из "стран третьего мира". Принятие трудовых стандартов приведет, по их мнению, к односторонней выгоде для развитых стран, которые таким образом будут защищать свои трудоемкие отрасли от конкуренции со стороны развивающихся стран.
Трудовые (социальные) стандарты - Labour standards - правила использования рабочей силы. На протяжении ряда лет в рамках ВТО обсуждается вопрос о социальных аспектах мировой торговли. Развитые страны настаивают на включении этого вопроса в повестку дня нового раунда многосторонних торговых переговоров (см.
Уругвайского раунда (см.) процедура предоставления уведомлений была заменена механизмом обзора торговой политики (см.), действующим в настоящее время в рамках ВТО.
Уведомление - Notification - содержавшееся в рамках ГАТТ и смежных соглашениях положение о праве стран-участниц требовать от других стран-участниц предоставления в Секретариат ГАТТ подробной информации о национальных мерах, затрагивающих экспорт и импорт товаров. Эта информация рассматривалась Советом ГАТТ на предмет соответствия правилам ГАТТ. В ходе
Уругвайского раунда (см.) была достигнута специальная Договоренность в отношении правил и процедур урегулирования споров. Центральное место в рамках создаваемого этой договоренностью механизма занимает Орган по разрешению споров (см.), имеющий право создавать специальные группы экспертов (см.) для рассмотрения споров и подготовки рекомендаций. В Договоренности подробно рассматривается порядок урегулирования споров: консультации между спорящими государствами; создание специальной рабочей группы экспертов в случае, если консультации не привели к урегулированию спора; подготовка и передача Органу по разрешению споров доклада и рекомендаций рабочей группы; наличие Апелляционного органа (см.), в который может обратиться сторона в споре с тем, чтобы оспорить какие-либо положения или рекомендации доклада группы экспертов, и который подготавливает и вносит в Орган по разрешению споров свой собственный доклад по соответствующим вопросам; рассмотрение докладов Органом по разрешению споров; выполнение рекомендаций сторонами в споре. В случае невыполнения решений Органа по разрешению споров против неподчинившейся стороны принимаются различные санкции (например, приостановление действия уступок, которыми эта сторона пользовалась, либо требование возместить причиненный другой стороне ущерб). Конфликт рассматривается в рамках ВТО после обращения в уполномоченный Орган одной из стран-участниц, которая, в свою очередь, должна получить от соответствующей отрасли национальной экономики необходимую информацию для подачи жалобы.
Урегулирование споров - Dispute settlement - действующий в рамках ВТО порядок разрешения спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в торговых отношениях между странами-участницами. В итоге
обязательств по услугам (см.).
Условия и пределы доступа на рынок - Conditions and limitations on market access - наименование одной из колонок в схеме
Антидемпинговом кодексе (см.) и Соглашении по субсидиям (см.). Применительно к обеим договоренностям означает ущерб национальной промышленности или угрозу такого ущерба и определяется как снижение продаж, сбыта продукции, доли на рынке, производительности, прибыли, доходов по инвестициям, загруженности производственных мощностей. Материальный ущерб возникает также вследствие негативного изменения внутренних цен, товарных запасов, заработной платы, экономического роста, фактора инвестиционной привлекательности и т.п. В Соглашении по субсидиям вводится количественное определение материального ущерба, который считается "серьезным", если доля субсидирования в стоимости товара превышает 5%. В обеих договоренностях отмечается, что между ущербом и демпингом (субсидией) должна быть установлена причинная взаимосвязь. Положение о серьезном ущербе содержится также в Соглашении по защитным мерам (см.), где он определяется как "существенное, общее ухудшение состояния национальной промышленности".
Ущерб (серьезный, материальны) - Injury, prejudice, damage (serious, material) - термин, трактуемый в ряде договоренностей ВТО и, прежде всего, в
бизнес-формата (см.) в обмен за плату или отчисления (процент). В ходе многосторонних торговых переговоров вопрос о франчайзинговых услугах периодически поднимается странами, заинтересованными в выработке обязательств по данному виду услуг.
Франчайзинговые услуги - Franchising - разновидность услуг, входящая в категории дистрибьюторских. Под франчайзинговыми услугами принято понимать продажу и использование продукта, товарного знака (наименования) или определенной системы
статью "Франчайзинговые услуги").
Франчайзинговый продукт - Franchising product - или торговая марка; термин, под которым понимается использование товарного знака (наименования) в обмен за плату (роялти) с возможным принятием обязательства по эксклюзивной продаже товарных знаков (наименований) (см.
подобные товары (см.) продаются в наибольшем количестве на внутреннем рынке одновременно (или почти одновременно) с импортом товаров, подлежащих оценке. При этом из цены вычитается прибыль, таможенные пошлины и сборы, транспортные расходы, страховые сборы и другие расходы, с которыми связана продажа на внутреннем рынке (см. Соглашение по применению статьи VII ГАТТ).
Цена за вычетом - Deductive value - метод определения таможенной стоимости, по которому последняя определяется как цена за единицу продукции (unit price), по которой идентичные или
прозрачности (см.) представляет собой первый шаг, направленный на то, чтобы торговая политика и природоохранное регулирование разрабатывались и применялись на основе взаимной поддержки. Вопрос об экологических стандартах в той или иной степени затрагивается в соглашениях по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам (см.), в которых однозначно признается право стран определять цели в области охраны природы. Соглашение по сельскому хозяйству (см.) освобождает экологические программы от обязательств данной страны по уменьшению субсидий, в то время как в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (см.) допускается предоставление субсидий в размере 20% от затрат предприятия в связи с адаптацией к требованиям природоохранных стандартов. Несмотря на то, что согласно принципам ВТО природоохранные меры не должны перерастать в скрытое ограничение международной торговли, ряд развитых стран обвиняет страны с менее жесткими экологическими стандартами в "экологическом демпинге" (экспорте товаров, произведенных с нарушением норм охраны окружающей среды и, следовательно, ущербом для экологии) и на этом основании угрожает ограничить ввоз соответствующих товаров. Во время встречи в Марракеше (1994 год) министры стран-участниц ГАТТ, одобряя результаты Уругвайского раунда (см.), решили создать Комитет по торговле и окружающей среде (см.). Подготовительная работа, проводящаяся этим Комитетом, пока не дала ощутимых результатов, которые позволили бы странам начать многосторонние переговоры по выработке свода международных правил в этой области. Проблема взаимосвязи между природоохранным регулированием и торговой политикой вызывает острую полемику в рамках ВТО. Так, страны ЕС предлагают внести в повестку дня нового раунда многосторонних торговых переговоров торгово-экологическую проблематику, в то время как некоторые развивающиеся страны категорически возражают против этого предложения.
Экологические (природоохранные) стандарты - Environmental standards - нормы, обеспечивающие охрану окружающей среды. Правила ВТО не распространяются на политику в области защиты природы, однако некоторые положения ВТО предусматривают использование торговых мер в природоохранных целях, в том числе мер, принимаемых в соответствии с многосторонними соглашениями об охране окружающей среды. Страны-члены ВТО независимы в определении экологических целей, однако они обязаны обеспечивать их достижение при помощи мер, совместимых с положениями вышеупомянутых многосторонних соглашений, в частности, в регламентации подхода к национальной и импортной продукции. Природоохранное законодательство должно, в соответствии с принципами ВТО, отдавать предпочтение мерам, в минимальной степени нарушающим торговлю, при условии их достаточности для обеспечения удовлетворительного уровня защиты окружающей среды. Принятие принципа
режим наибольшего благоприятствования (см.) должен действовать как в отношении импортных, так и экспортных пошлин. При этом принцип РНБ должен применяться к способу взимания таких пошлин, а также ко всем правилам и нормам, установленным для экспорта соответствующего товара. Практика переговоров о присоединении ряда стран к ВТО свидетельствует о попытках некоторых стран-участниц ВТО трактовать применение экспортных пошлин как меру по ограничению экспорта и требовать ее отмены.
Экспортные пошлины - Export duties - разновидность налога, взимаемого при экспорте товара. Применяется странами, вывозящими главным образом сырьевые товары, в целях расширения доходной части бюджета и сдерживания экспорта сырья в интересах внутреннего рынка. Согласно ГАТТ,
статью "Основные средства электронной коммерции"). Динамичный рост операций в сфере электронной коммерции привел к открытию в рамках ВТО многосторонних торговых переговоров по вопросам урегулирования встающих в этой связи проблем (методы сбора таможенных платежей, НДС и некоторых других налогов и сборов; защита прав интеллектуальной собственности, наделение сходными доменными именами и т.п.; определение происхождения продукта, поставленного электронными средствами; установление законности "электронной" сделки, наличие "подлинных" коммерческих документов, составленных в "письменном" виде или подписанных "собственноручно" участниками сделки). Эти и другие проблемы нашли свое отражение в Декларации о глобальной электронной коммерции (см.), принятой на Женевской конференции министров стран-членов ВТО в мае 1998 года. На русском языке встречается также наименование "электронная торговля", однако принято считать, что словосочетание "электронная коммерция" точнее передает значение английского термина, поскольку включает в себя не только торговлю, но и средства ее обеспечения, т.е. международную систему стандартов, совместимость электронных версий документов, подписей и т.п.
Электронная коммерция - electronic commerce - явление и термин, не получившие общепризнанного определения, но в общем виде означающие распределение, маркетинг, продажу или поставку товаров и услуг с помощью электронных средств связи. Развитие электронной коммерции тесно связано с широким использованием Интернета в коммерческих целях, однако этот вид экономической деятельности осуществляется также с применением других электронных средств, например, по телефону и телефаксу (см.
Уругвайского раунда (см.) страны-участницы поставили перед собой задачу снижения общего уровня тарифов в среднем на 30%. Использование данного инструмента позволяет даже при сравнительно невысоких в среднем таможенных барьерах надежно защищать внутренние рынки продукции высокой степени переработки. Показательно в этом смысле, что после Уругвайского раунда средние ставки на готовые изделия в странах-участницах в восемь раз превышали аналогичные ставки на ввозимое сырье.
Эскалация (импортных) тарифов - Tariff escalation - инструмент торговой политики, предусматривающий повышение ставок взимаемой пошлины адекватно степени переработки ввозимой продукции. В ходе