(Действующий) Перечень терминов, краткое описание процедур и договоренностей,...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
│ │
│  ┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐  │
├──┤Комитет по доступу на рынки │ │Комитет по техническим├──┤
│ │ │ │барьерам в торговле │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ │
│  ┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐  │
├──┤Комитет по сельскому│ │Комитет по антидемпинговой├──┤
│ │хозяйству │ │практике │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ │
│  ┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐  │
├──┤Комитет по санитарным и│ │Комитет по импортному├──┤
│ │фитосанитарным мерам │ │лицензированию │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ │
│  ┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐  │
├──┤Комитет по инвестициям,│ │Комитет по защитным мерам ├──┤
│ │связанным с торговлей │ │ │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ │
│  ┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐  │
│ │Комитет по правилам│ │Орган по мониторингу за│ │
├──┤происхождения │ │торговлей текстильными├──┤
│ │ │ │товарами │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ │
│  ┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐  │
├──┤Комитет по субсидиям и│ │Комитет по соглашениям с ог-├──┤
│ │компенсационным мерам │ │раниченным числом участников│ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ │
│  ┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐  │
└──┤Комитет по таможенной│ │Комитет по торговле и├──┘
│стоимости │ │развитию │
└────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘
Представители стран-участниц ВТО могут принимать участие в работе всех органов, входящих в структуру ВТО, за исключением Апелляционного органа, групп экспертов для рассмотрения споров и комитетов по соглашениям с ограниченным числом участников.
Субсидия - Subsidy - финансовая дотация, инструмент экономической политики, занимающий заметное место в системе правового регулирования ВТО. В рамках этой организации подход к субсидиям определяется характером их влияния на конкурентоспособность товара. Субсидирование внутреннего производства может создавать косвенные барьеры для импорта товаров в субсидирующую страну. С другой стороны, экспортные субсидии, установленные в стране-экспортере, служат своего рода нейтрализатором таможенного тарифа страны-импортера. Указанные моменты обсуждались в ходе Токийского и Уругвайского раундов многосторонних торговых переговоров (см.) и в итоге подверглись регламентации в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (см.). Важным элементом Соглашения является понятие "специфичности" субсидии. Субсидия является "специфической", если она предоставляется только отдельным предприятиям, группам предприятий или отраслям промышленности. Если же субсидирование в стране построено на объективных критериях, значит, оно не носит специфического характера. Соответственно, по правилам Соглашения ответные (компенсационные) меры можно и должно принимать лишь в случае специфического субсидирования. Вообще же субсидия определяется в Соглашении как финансовый вклад (дотация) государственного органа, включающий прямую передачу средств, финансовые обязательства (кредитная гарантия), финансовые и налоговые льготы, меры поддержки доходов и цен. Возвращение внутренних налогов при экспорте товаров не рассматривается в документах ГАТТ как субсидия. В рамках ВТО запрещены субсидии, усиливающие экспортную конкурентоспособность национальных товаров, и субсидии, позволяющие сбывать товары внутреннего производства на более льготных, чем иностранные, условиях. Соглашение различает три категории субсидий: разрешенные ("зеленые") - т.е. неспецифические (финансирование НИОКР, регионального развития, адаптация предприятий к требованиям окружающей среды); допустимые ("желтые") - т.е. специфические, в отношении которых документы ВТО допускают применение компенсационных мер; при установлении факта "серьезного" или "материального" ущерба субсидирующая страна должна прекратить субсидирование или компенсировать ущерб; запрещенные ("красные") - экспортные и импортозамещающие субсидии. Вопросы субсидирования в сельском хозяйстве регламентируются Соглашением по сельскому хозяйству (см.).
"Желтые" (разрешенные) (допускающие принятие компенсационных мер) субсидии - Amber (permissible) (actionable) subsidies - субсидии, дающие основание, в контексте Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах (см.), для судебного разбирательства. При установлении факта нанесения ущерба такой субсидией субсидирующая сторона должна отозвать субсидии или компенсировать ущерб.
"Зеленые" (разрешенные) (не допускающие принятия компенсационных мер) субсидии - Green (permissible) (non-actionable) subsidies - субсидии, не дающие, в контексте Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (см.), основания для судебного преследования, т.е. фактически разрешенные (неспецифические - см.) субсидии. В их число входит финансирование НИОКР, регионального развития, адаптации предприятий к требованиям защиты окружающей среды.
"Красные" (запрещенные) субсидии - Red (prohibited) subsidies - субсидии, предоставление которых связано с экспортом продукции (включая программы экспортного кредитования и гарантирования по льготным ставкам) и использованием национальных изделий вместо импортных (импортозамещающие субсидии). Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам в принципе запрещает применение подобных субсидий.
Схема обязательств - Schedule of commitments - разработанная в ходе Уругвайского раунда (см.) таблица, содержащая перечень обязательств (горизонтальных и специфических) в области услуг; способов поставки услуг; условий и пределов доступа на рынок, а также ограничений и условий предоставления национального режима. Схема используется странами-участницами (присоединяющимися странами) для построения национальных перечней специфических обязательств по услугам (см.).
Таможенная стоимость (оценка) - Customs value - цена товара, объявляемая импортером на таможне при прохождении таможенной очистки (выполнении всех предусмотренных таможенными правилами требований в отношении порядка ввоза и вывоза грузов, подлежащих таможенному досмотру). Методы оценки стоимости товаров для целей взимания таможенных пошлин установлены в Соглашении по применению статьи VII ГАТТ (см.). Основной принцип таможенной оценки заключается в использовании "цены сделки" (см.). Соглашение предусматривает пять дополнительных стандартов (методов) определения таможенной стоимости (с помощью критериев идентичности товара и его подобности, альтернативного метода, цены за вычетом, расчетной цены - см. соответствующие статьи).
Таможенная тарифная уступка (обязательство) - Tariff concession (commitment) - обязательство, принимаемое участником многосторонних торговых переговоров (см.), или страной, желающей вступить в ВТО, в таможенно-тарифной области. Эта уступка может предоставляться в виде консолидации (связывания) пошлин, т.е. обязательства не повышать действующие ставки пошлин, либо путем снижения ставок по тем или иным товарам. Наконец, уступка может выражаться в уменьшении разницы в уровне ставок, взимаемых по товарам из стран, которым предоставляется РНБ, и преференциальных ставок пошлины. Согласно правилам ГАТТ/ВТО все эти виды уступок считаются равноценными. Если участвующая страна хочет повысить связанную ставку, она обязана вступить в переговоры с основным поставщиком соответствующего товара и предложить встречную уступку путем снижения пошлины на другой товар, представляющий для поставщика известный интерес.
Таможенная территория - Customs territory - территория, в отношении которой действуют отдельные тарифы и другие меры регулирования торговли, т.е. на которой действует единое таможенное законодательство и ведется единый статистический учет внешней торговли.
Таможенный союз - Customs Union - объединение двух или более таможенных территорий (см.) с одновременной отменой таможенных и иных ограничений во взаимной торговле товарами, происходящими из этих территорий, и введением общих таможенных пошлин и других мер регулирования торговли в отношении третьих стран. Примером такого союза является Европейский союз, действующий в рамках ВТО (когда эта организация выступает в качестве форума для многосторонних торговых переговоров) как одна участвующая сторона, а также союз Швейцарии и Лихтенштейна и МЕРКОСУР ("Общий рынок" Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая). Действующие в рамках этих союзов договоренности (взаимные уступки) представляют собой изъятия из РНБ в соответствии с правилами ГАТТ и не распространяются на третьи страны-члены ВТО.
Тарификация - Тariffication - в контексте Соглашения по сельскому хозяйству (см.) пересчет нетарифных мер (см.) в тарифные эквиваленты (см.). Осуществляется на базе разницы между средней мировой ценой определенного товара и его национальной внутренней ценой. Полученная величина переводится в адвалорную или специфическую ставку и добавляется к уже действующей ставке.
Тарифная квота - Tariff quota - система ввоза определенного количества товара, облагаемого по пониженным таможенным ставкам. Ввоз свыше установленного уровня (квоты) облагается по более высокому тарифу.
Тарифные меры - Тariff measures - меры, приводящие к увеличению цены товаров при пересечении ими границы таможенной территории. Эти меры принимаются посредством взимания таможенных пошлин, т.е. в виде процента к цене товара, либо в виде фиксированной величины в денежном выражении, которая добавляется к цене товара при его вывозе (ввозе), либо путем сочетания обоих методов. Положения правовых документов ВТО подробно регламентируют применение тарифных мер.
Тарифные пики (пиковые ставки тарифов) - Tariff peaks - пошлины с максимально высокими значениями ставок. Формируются главным образом за счет комбинированных и специфических пошлин и представляют собой наиболее высокие таможенные барьеры для импорта. В ходе Уругвайского раунда (см.) его участники договорились о снижении ставок пошлин на 40% (для развивающихся стран и стран с переходной экономикой - на 30%), что позволило сохранить тарифные пики в относительной неприкосновенности. Пиковые ставки таможенных тарифов у большинства стран-членов ВТО несут основную нагрузку по защите внутреннего рынка.
Тарифные предложения (оффер) - Tariff offer - комплекс предложений страны-участницы (присоединяющейся страны) по либерализации своего таможенного тарифа. Как правило, имеют форму таблицы с указанием кодов и наименований товаров, уровней связывания, имплементационного периода (см.).
Тарифный эквивалент - Тariff equivalent - ставка таможенной пошлины, эквивалентная по своему протекционистскому значению нетарифной мере. В рамках Уругвайского раунда (см.) была достигнута договоренность преобразовать количественные ограничения импорта в тарифные эквиваленты (тарификация - см.) и постепенно снизить таможенные пошлины. Тарифный эквивалент широко использовался для определения в процессе Уругвайского раунда переговоров масштабов аграрного протекционизма. Так, уровень тарифной защиты в результате перевода (пересчета) нетарифных мер в отношении импорта сельхозпродукции в эквивалентные по своему ограничительному действию ставки пошлин достигает в странах ЕС, США, Японии и Канаде 100-450%. Соглашение по сельскому хозяйству (см.) предусматривает обязательство стран-участниц не применять или не вводить вновь нетарифные меры, в отношении которых согласован их перевод в нетарифные эквиваленты с последующим связыванием и снижением.
Технические барьеры (меры) - Technical barriers - инструменты технической и административной политики (стандарты, системы измерения соответствия качества, нормы безопасности, правила упаковки и маркировки товаров, формы документов, требования предотгрузочной инспекции, дополнительные таможенные формальности, требования по охране здоровья и окружающей среды), относящиеся к нетарифным барьерам в торговле (см.), поскольку могут использоваться государствами с целью защиты внутреннего рынка. В ходе Токийского и Уругвайского раундов многосторонних торговых переговоров (см.) были выработаны правила, призванные решить проблему использования технических мер в качестве препятствия международной торговле. В итоге было выработано смежное с ГАТТ Соглашение по техническим барьерам в торговле (см.), базировавшееся на выработанном в рамках Токийского раунда Кодексе по стандартам.
Торговля услугами - Trade in services - обмен услугами, регулирующий как трансграничную торговлю, так и торговлю ими в пределах национальной территории. Этот термин раскрывается в ГАТС (см.) как трансграничное перемещение услуг и как их производство и потребление иностранными физическими и юридическими лицами на территории стран-участниц. Торговля услугами предусматривает их поставку с территории одной страны на территорию другой страны; их поставку в пределах территории любой страны потребителю другой страны; поставку услуг их поставщиком одной страны путем коммерческого присутствия физических лиц одной страны в пределах территории другой (см. способы оказания услуг). Необходимость заключения особого соглашения по данному вопросу объясняется динамичным ростом сферы услуг в мировой торговле. Торговля услугами имеет свою специфику. В отличие от торговли товарами, это "невидимая" торговля, не всегда связанная с физическим перемещением продукта через границу.
Трансфертные цены - Transfer prices - цены, образующиеся при обмене товаров между предприятиями, входящими в одну транснациональную компанию. Соглашение по применению статьи VII ГАТТ (см.) затрагивает проблему приемлемости таких цен для таможенных целей. Если таможенные власти полагают, что на цену сделки (см.), декларируемую импортером, повлияла "связь" между юридически признанными партнерами в бизнесе (один из них прямо контролирует другого, или оба они контролируются третьим лицом; они являются работодателями и служащими; членами одной семьи), они вправе не признать цену сделки и обязаны затем вступить в консультации с импортером.
Требование внутренних продаж - Domestic sales requirement - мера, запрещенная в рамках ТРИМС (см.). Представляет собой требование, чтобы предприятие сбывало определенную часть производимой продукции на внутреннем рынке, т.е. ограничивало свой экспорт.
Требование использовать местный компонент (внутреннее количественное ограничение) - Local content requirement - мера, запрещенная в рамках ТРИМС (см.). Представляет собой требование к предприятию с иностранным капиталом в порядке, установленном национальным законодательством, использовать определенную долю национальных товаров для производства продукции.
Требование лицензирования - Licensing requirement - мера, запрещенная в рамках ТРИМС (см.). Представляет собой требование к инвестору лицензировать передачу технологий, используемых в стране-доноре, предприятиям страны-реципиента.
Требование национального пакета акций - Local equity requirement - мера, запрещенная ТРИМС (см.). Представляет собой требование, в соответствии с которым определенная часть акций предприятия должна принадлежать отечественным инвесторам.
Требование обязательного экспорта - Export performance requirement - мера, запрещенная в рамках ТРИМС (см.). Представляет собой требование обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции.
Требование обязательной поставки - Product mandating requirement - мера, запрещенная в рамках ТРИМС (см.). Представляет собой требование к инвестору поставлять на определенный рынок продукцию, произведенную на конкретном оборудовании.
Требование передачи технологии - Technology transfer requirement - мера, запрещенная в рамках ТРИМС (см.). Представляет собой требование передачи определенной технологии на некоммерческих условиях, либо требование проведения конкретных НИОКР в стране-реципиенте инвестиций.
Требование сбалансированной торговли - Trade-balancing requirement - мера, запрещенная в рамках ТРИМС (см.). Представляет собой требование к предприятию покупать импортную продукцию в определенной пропорции по отношению к национальной продукции.
Триггерный уровень импорта - (price, volume) trigger - доля импорта по отношению к среднему потреблению товара за три предшествующих года (см. Соглашение по сельскому хозяйству). Данный показатель используется в статье 5 Соглашения, разрешающей любой стране ввести дополнительную пошлину в отношении товаров, по которым нетарифные меры были преобразованы в таможенные пошлины, в случае, если стоимость импорта превысит триггерный уровень или цена на этот товар окажется ниже триггерного уровня (справочной цены на импортируемый товар за трехлетний период).
Трудовые (социальные) стандарты - Labour standards - правила использования рабочей силы. На протяжении ряда лет в рамках ВТО обсуждается вопрос о социальных аспектах мировой торговли. Развитые страны настаивают на включении этого вопроса в повестку дня нового раунда многосторонних торговых переговоров (см. Раунд тысячелетия), ссылаясь на "нарушение" другими странами цивилизованных социально-трудовых норм, за счет чего эти страны получают конкурентные преимущества на внешних рынках. Развитые страны доказывают, что товары, экспортируемые странами-нарушителями трудовых стандартов, представляют собой "социальный демпинг". Они предлагают разработать в рамках ВТО соглашение, которое регламентировало бы вопросы использования детского труда, продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы и т.п. в их связи с экспортом товаров и услуг. Развивающиеся страны категорически отказываются обсуждать перечисленные вопросы в ВТО, усматривая в этом попытку развитых стран использовать трудовые стандарты как предлог для ограничения ввоза многих видов продукции из "стран третьего мира". Принятие трудовых стандартов приведет, по их мнению, к односторонней выгоде для развитых стран, которые таким образом будут защищать свои трудоемкие отрасли от конкуренции со стороны развивающихся стран.
Уведомление - Notification - содержавшееся в рамках ГАТТ и смежных соглашениях положение о праве стран-участниц требовать от других стран-участниц предоставления в Секретариат ГАТТ подробной информации о национальных мерах, затрагивающих экспорт и импорт товаров. Эта информация рассматривалась Советом ГАТТ на предмет соответствия правилам ГАТТ. В ходе Уругвайского раунда (см.) процедура предоставления уведомлений была заменена механизмом обзора торговой политики (см.), действующим в настоящее время в рамках ВТО.
Урегулирование споров - Dispute settlement - действующий в рамках ВТО порядок разрешения спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в торговых отношениях между странами-участницами. В итоге Уругвайского раунда (см.) была достигнута специальная Договоренность в отношении правил и процедур урегулирования споров. Центральное место в рамках создаваемого этой договоренностью механизма занимает Орган по разрешению споров (см.), имеющий право создавать специальные группы экспертов (см.) для рассмотрения споров и подготовки рекомендаций. В Договоренности подробно рассматривается порядок урегулирования споров: консультации между спорящими государствами; создание специальной рабочей группы экспертов в случае, если консультации не привели к урегулированию спора; подготовка и передача Органу по разрешению споров доклада и рекомендаций рабочей группы; наличие Апелляционного органа (см.), в который может обратиться сторона в споре с тем, чтобы оспорить какие-либо положения или рекомендации доклада группы экспертов, и который подготавливает и вносит в Орган по разрешению споров свой собственный доклад по соответствующим вопросам; рассмотрение докладов Органом по разрешению споров; выполнение рекомендаций сторонами в споре. В случае невыполнения решений Органа по разрешению споров против неподчинившейся стороны принимаются различные санкции (например, приостановление действия уступок, которыми эта сторона пользовалась, либо требование возместить причиненный другой стороне ущерб). Конфликт рассматривается в рамках ВТО после обращения в уполномоченный Орган одной из стран-участниц, которая, в свою очередь, должна получить от соответствующей отрасли национальной экономики необходимую информацию для подачи жалобы.
Уровень связывания (связанных) пошлин - Tariff binding coverage - величина (показатель), используемая в тарифных переговорах, в частности при присоединении к ВТО. Рассчитывается как отношение (доля) товарных позиций, ставки которых связаны, ко всем товарным позициям таможенного тарифа.
Уругвайский раунд - the Uruguay Round - серия многосторонних торговых переговоров на межправительственном уровне, начало которым положила в 1986 году встреча министров стран-членов ГАТТ, принявших Декларацию Пунта-дель-Эсте. Этот документ призывал к либерализации международной торговли, совершенствованию многосторонней торговой системы и укреплению роли ГАТТ. Проведенные затем переговоры включили в сферу ГАТТ новые блоки вопросов: сферу услуг, аспекты интеллектуальной собственности, инвестиции, связанные с торговлей. Раунд завершился в 1994 году принятием в Марракеше (Марокко) Заключительного акта, открывшего возможность для подписания Соглашения об учреждении ВТО. Основными итогами Раунда стали: принятие новой редакции ГАТТ (так называемый ГАТТ-1994), ГАТС и ТРИПС и формальное образование ВТО. По сути, были заложены основы ныне действующей всемирной торговой системы.
Ускоренное расширение квот - Accelerated enlargement of quotas - в рамках Соглашения по текстилю и одежде (см.) система увеличения тарифных квот, устанавливаемых в отношении импорта соответствующих товаров. Так, эта система предусматривала увеличение согласованных на двустороннем уровне квот на 16% в год в течение первых трех лет установленного в Соглашении периода; на 25% в год в течение следующих четырех лет; на 27% в год в течение последних трех лет установленного Соглашением десятилетнего переходного периода.