Действующий
┌────────────────────────────┐ │
│Комитет по бюджету, финансам│◄──────┤
│и административным вопросам │ │
└────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────┐ │
│Орган по проведению│ │
│периодических обзоров│ │
│торговой политики│◄──────┤
│стран-членов ВТО│ │
│(Генеральный совет ВТО) │ │
└────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────┐ │
│Группы экспертов для│◄─┐ │
│рассмотрения споров │ │ ┌────────────────────────────┐ │
└────────────────────────────┘ ├─┤Орган по рассмотрению│ │
┌────────────────────────────┐ │ │спорных вопросов│◄──────┘
│Апелляционный орган │◄─┘ │(Генеральный совет ВТО) │
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
┌──┤ Комитеты по соглашениям и договоренностям, регулирующие ├──┐
│ │ отдельные стороны и проблемы внешнеторговой политики │ │
│ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│ ┌────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ │
├──┤Комитет по доступу на рынки │ │Комитет по техническим├──┤
│ │ │ │барьерам в торговле │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ ┌────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ │
├──┤Комитет по сельскому│ │Комитет по антидемпинговой├──┤
│ │хозяйству │ │практике │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ ┌────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ │
├──┤Комитет по санитарным и│ │Комитет по импортному├──┤
│ │фитосанитарным мерам │ │лицензированию │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ ┌────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ │
├──┤Комитет по инвестициям,│ │Комитет по защитным мерам ├──┤
│ │связанным с торговлей │ │ │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ ┌────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ │
│ │Комитет по правилам│ │Орган по мониторингу за│ │
├──┤происхождения │ │торговлей текстильными├──┤
│ │ │ │товарами │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ ┌────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ │
├──┤Комитет по субсидиям и│ │Комитет по соглашениям с ог-├──┤
│ │компенсационным мерам │ │раниченным числом участников│ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ ┌────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ │
└──┤Комитет по таможенной│ │Комитет по торговле и├──┘
многосторонних торговых переговоров (см.) и в итоге подверглись регламентации в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (см.). Важным элементом Соглашения является понятие "специфичности" субсидии. Субсидия является "специфической", если она предоставляется только отдельным предприятиям, группам предприятий или отраслям промышленности. Если же субсидирование в стране построено на объективных критериях, значит, оно не носит специфического характера. Соответственно, по правилам Соглашения ответные (компенсационные) меры можно и должно принимать лишь в случае специфического субсидирования. Вообще же субсидия определяется в Соглашении как финансовый вклад (дотация) государственного органа, включающий прямую передачу средств, финансовые обязательства (кредитная гарантия), финансовые и налоговые льготы, меры поддержки доходов и цен. Возвращение внутренних налогов при экспорте товаров не рассматривается в документах ГАТТ как субсидия. В рамках ВТО запрещены субсидии, усиливающие экспортную конкурентоспособность национальных товаров, и субсидии, позволяющие сбывать товары внутреннего производства на более льготных, чем иностранные, условиях. Соглашение различает три категории субсидий: разрешенные ("зеленые") - т.е. неспецифические (финансирование НИОКР, регионального развития, адаптация предприятий к требованиям окружающей среды); допустимые ("желтые") - т.е. специфические, в отношении которых документы ВТО допускают применение компенсационных мер; при установлении факта "серьезного" или "материального" ущерба субсидирующая страна должна прекратить субсидирование или компенсировать ущерб; запрещенные ("красные") - экспортные и импортозамещающие субсидии. Вопросы субсидирования в сельском хозяйстве регламентируются Соглашением по сельскому хозяйству (см.).
Субсидия - Subsidy - финансовая дотация, инструмент экономической политики, занимающий заметное место в системе правового регулирования ВТО. В рамках этой организации подход к субсидиям определяется характером их влияния на конкурентоспособность товара. Субсидирование внутреннего производства может создавать косвенные барьеры для импорта товаров в субсидирующую страну. С другой стороны, экспортные субсидии, установленные в стране-экспортере, служат своего рода нейтрализатором таможенного тарифа страны-импортера. Указанные моменты обсуждались в ходе Токийского и Уругвайского раундов
Уругвайского раунда (см.) таблица, содержащая перечень обязательств (горизонтальных и специфических) в области услуг; способов поставки услуг; условий и пределов доступа на рынок, а также ограничений и условий предоставления национального режима. Схема используется странами-участницами (присоединяющимися странами) для построения национальных перечней специфических обязательств по услугам (см.).
Схема обязательств - Schedule of commitments - разработанная в ходе
"цены сделки" (см.). Соглашение предусматривает пять дополнительных стандартов (методов) определения таможенной стоимости (с помощью критериев идентичности товара и его подобности, альтернативного метода, цены за вычетом, расчетной цены - см. соответствующие статьи).
Таможенная стоимость (оценка) - Customs value - цена товара, объявляемая импортером на таможне при прохождении таможенной очистки (выполнении всех предусмотренных таможенными правилами требований в отношении порядка ввоза и вывоза грузов, подлежащих таможенному досмотру). Методы оценки стоимости товаров для целей взимания таможенных пошлин установлены в Соглашении по применению статьи VII ГАТТ (см.). Основной принцип таможенной оценки заключается в использовании
многосторонних торговых переговоров (см.), или страной, желающей вступить в ВТО, в таможенно-тарифной области. Эта уступка может предоставляться в виде консолидации (связывания) пошлин, т.е. обязательства не повышать действующие ставки пошлин, либо путем снижения ставок по тем или иным товарам. Наконец, уступка может выражаться в уменьшении разницы в уровне ставок, взимаемых по товарам из стран, которым предоставляется РНБ, и преференциальных ставок пошлины. Согласно правилам ГАТТ/ВТО все эти виды уступок считаются равноценными. Если участвующая страна хочет повысить связанную ставку, она обязана вступить в переговоры с основным поставщиком соответствующего товара и предложить встречную уступку путем снижения пошлины на другой товар, представляющий для поставщика известный интерес.
Таможенная тарифная уступка (обязательство) - Tariff concession (commitment) - обязательство, принимаемое участником
таможенных территорий (см.) с одновременной отменой таможенных и иных ограничений во взаимной торговле товарами, происходящими из этих территорий, и введением общих таможенных пошлин и других мер регулирования торговли в отношении третьих стран. Примером такого союза является Европейский союз, действующий в рамках ВТО (когда эта организация выступает в качестве форума для многосторонних торговых переговоров) как одна участвующая сторона, а также союз Швейцарии и Лихтенштейна и МЕРКОСУР ("Общий рынок" Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая). Действующие в рамках этих союзов договоренности (взаимные уступки) представляют собой изъятия из РНБ в соответствии с правилами ГАТТ и не распространяются на третьи страны-члены ВТО.
Таможенный союз - Customs Union - объединение двух или более
нетарифных мер (см.) в тарифные эквиваленты (см.). Осуществляется на базе разницы между средней мировой ценой определенного товара и его национальной внутренней ценой. Полученная величина переводится в адвалорную или специфическую ставку и добавляется к уже действующей ставке.
Тарификация - Тariffication - в контексте Соглашения по сельскому хозяйству (см.) пересчет
Уругвайского раунда (см.) его участники договорились о снижении ставок пошлин на 40% (для развивающихся стран и стран с переходной экономикой - на 30%), что позволило сохранить тарифные пики в относительной неприкосновенности. Пиковые ставки таможенных тарифов у большинства стран-членов ВТО несут основную нагрузку по защите внутреннего рынка.
Тарифные пики (пиковые ставки тарифов) - Tariff peaks - пошлины с максимально высокими значениями ставок. Формируются главным образом за счет комбинированных и специфических пошлин и представляют собой наиболее высокие таможенные барьеры для импорта. В ходе
имплементационного периода (см.).
Тарифные предложения (оффер) - Tariff offer - комплекс предложений страны-участницы (присоединяющейся страны) по либерализации своего таможенного тарифа. Как правило, имеют форму таблицы с указанием кодов и наименований товаров, уровней связывания,
Уругвайского раунда (см.) была достигнута договоренность преобразовать количественные ограничения импорта в тарифные эквиваленты (тарификация - см.) и постепенно снизить таможенные пошлины. Тарифный эквивалент широко использовался для определения в процессе Уругвайского раунда переговоров масштабов аграрного протекционизма. Так, уровень тарифной защиты в результате перевода (пересчета) нетарифных мер в отношении импорта сельхозпродукции в эквивалентные по своему ограничительному действию ставки пошлин достигает в странах ЕС, США, Японии и Канаде 100-450%. Соглашение по сельскому хозяйству (см.) предусматривает обязательство стран-участниц не применять или не вводить вновь нетарифные меры, в отношении которых согласован их перевод в нетарифные эквиваленты с последующим связыванием и снижением.
Тарифный эквивалент - Тariff equivalent - ставка таможенной пошлины, эквивалентная по своему протекционистскому значению нетарифной мере. В рамках
нетарифным барьерам в торговле (см.), поскольку могут использоваться государствами с целью защиты внутреннего рынка. В ходе Токийского и Уругвайского раундов многосторонних торговых переговоров (см.) были выработаны правила, призванные решить проблему использования технических мер в качестве препятствия международной торговле. В итоге было выработано смежное с ГАТТ Соглашение по техническим барьерам в торговле (см.), базировавшееся на выработанном в рамках Токийского раунда Кодексе по стандартам.
Технические барьеры (меры) - Technical barriers - инструменты технической и административной политики (стандарты, системы измерения соответствия качества, нормы безопасности, правила упаковки и маркировки товаров, формы документов, требования предотгрузочной инспекции, дополнительные таможенные формальности, требования по охране здоровья и окружающей среды), относящиеся к
способы оказания услуг). Необходимость заключения особого соглашения по данному вопросу объясняется динамичным ростом сферы услуг в мировой торговле. Торговля услугами имеет свою специфику. В отличие от торговли товарами, это "невидимая" торговля, не всегда связанная с физическим перемещением продукта через границу.
Торговля услугами - Trade in services - обмен услугами, регулирующий как трансграничную торговлю, так и торговлю ими в пределах национальной территории. Этот термин раскрывается в ГАТС (см.) как трансграничное перемещение услуг и как их производство и потребление иностранными физическими и юридическими лицами на территории стран-участниц. Торговля услугами предусматривает их поставку с территории одной страны на территорию другой страны; их поставку в пределах территории любой страны потребителю другой страны; поставку услуг их поставщиком одной страны путем коммерческого присутствия физических лиц одной страны в пределах территории другой (см.
цену сделки (см.), декларируемую импортером, повлияла "связь" между юридически признанными партнерами в бизнесе (один из них прямо контролирует другого, или оба они контролируются третьим лицом; они являются работодателями и служащими; членами одной семьи), они вправе не признать цену сделки и обязаны затем вступить в консультации с импортером.
Трансфертные цены - Transfer prices - цены, образующиеся при обмене товаров между предприятиями, входящими в одну транснациональную компанию. Соглашение по применению статьи VII ГАТТ (см.) затрагивает проблему приемлемости таких цен для таможенных целей. Если таможенные власти полагают, что на
ТРИМС (см.). Представляет собой требование, чтобы предприятие сбывало определенную часть производимой продукции на внутреннем рынке, т.е. ограничивало свой экспорт.
Требование внутренних продаж - Domestic sales requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование к предприятию с иностранным капиталом в порядке, установленном национальным законодательством, использовать определенную долю национальных товаров для производства продукции.
Требование использовать местный компонент (внутреннее количественное ограничение) - Local content requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование к инвестору лицензировать передачу технологий, используемых в стране-доноре, предприятиям страны-реципиента.
Требование лицензирования - Licensing requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование, в соответствии с которым определенная часть акций предприятия должна принадлежать отечественным инвесторам.
Требование национального пакета акций - Local equity requirement - мера, запрещенная
ТРИМС (см.). Представляет собой требование обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции.
Требование обязательного экспорта - Export performance requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование к инвестору поставлять на определенный рынок продукцию, произведенную на конкретном оборудовании.
Требование обязательной поставки - Product mandating requirement - мера, запрещенная в рамках
ТРИМС (см.). Представляет собой требование передачи определенной технологии на некоммерческих условиях, либо требование проведения конкретных НИОКР в стране-реципиенте инвестиций.
Требование передачи технологии - Technology transfer requirement - мера, запрещенная в рамках