(Действующий) Перечень терминов, краткое описание процедур и договоренностей,...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Структура ВТО - WTO structure - организационное строение Всемирной торговой организации. Структура ВТО представлена на нижеследующей схеме. Главный орган ВТО - Конференция на уровне министров стран-участниц (Министерская конференция) - собирается раз в два года и по традиции носит название города, в котором созывается (Сингапурская, Сиэтлская). Конференция может осуществлять все функции ВТО и принимать решения. В перерывах между конференциями действует Генеральный совет, организующий, кроме прочего, работу ВТО в области разрешения споров и проведения обзоров торговой политики (см.). Ряд советов, входящих в структуру ВТО, контролирует соблюдение ГАТТ-1994. Секретариат ВТО возглавляется Генеральным директором. Этот пост занимали П.Сазерленд, Р.Руджеро и М.Мур (нынешний Генеральный директор). С 2002 года, как ожидается, кресло Генерального директора займет представитель одной из развивающихся стран (Таиланда).
┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐
│Секретариат ВТО,│ │Конференция на уровне│
│возглавляется Генеральным│ │министров, высший орган,│
│директором │ │собирается раз в два года │
└────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘
┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐
│Совет по торговле товарами.│ │Генеральный Совет ВТО,│
│Действует на основе│◄───┤собирается регулярно, те же│
│ГАТТ-1994 │ │функции, что и конференция;│
└────────────────────────────┘ │созывается также в качестве│
▼ │органа по проведению├───────┐
┌────────────────────────────┐    │периодических        обзоров│       │
│Комитеты по соглашениям и│ │торговой политики и органа│ │
│договоренностям, │ │по рассмотрению спорных│ │
│регулирующим отдельные│ │вопросов │ │
│стороны и проблемы│ │ │ │
│внешнеторговой политики │ │ │ │
└────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
                                  ┌────────────────────────────┐       │
│Совет по торговым аспектам│ │
│прав на интеллектуальную│ │
│собственность. Действует на│◄──────┤
│основе одноименного│ │
│соглашения │ │
└────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐       │
│Комитет по финансовым│ │Совет по торговле услугами.│ │
│услугам │◄───┤Действует на основе ГАТС│◄──────┤
└────────────────────────────┘ │- Генерального Соглашения по│ │
│Торговле Услугами │ │
└────────────────────────────┘ │
                                  ┌────────────────────────────┐       │
│Комитет по торговле и│ │
│развитию │ │
└────────────────────────────┘ │
                                  ┌────────────────────────────┐       │
│Комитет по ограничениям,│ │
│связанным с платежным│◄──────┤
│балансом │ │
└────────────────────────────┘ │
                                  ┌────────────────────────────┐       │
│Комитет по бюджету, финансам│◄──────┤
│и административным вопросам │ │
└────────────────────────────┘ │
                                  ┌────────────────────────────┐       │
│Орган по проведению│ │
│периодических обзоров│ │
│торговой политики│◄──────┤
│стран-членов ВТО│ │
│(Генеральный совет ВТО) │ │
└────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────┐                                         │
│Группы экспертов для│◄─┐ │
│рассмотрения споров │ │ ┌────────────────────────────┐ │
└────────────────────────────┘ ├─┤Орган по рассмотрению│ │
┌────────────────────────────┐  │ │спорных             вопросов│◄──────┘
│Апелляционный орган │◄─┘ │(Генеральный совет ВТО) │
└────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘
   ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
┌──┤ Комитеты по соглашениям и договоренностям, регулирующие ├──┐
│ │ отдельные стороны и проблемы внешнеторговой политики │ │
│ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│ │
│  ┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐  │
├──┤Комитет по доступу на рынки │ │Комитет по техническим├──┤
│ │ │ │барьерам в торговле │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ │
│  ┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐  │
├──┤Комитет по сельскому│ │Комитет по антидемпинговой├──┤
│ │хозяйству │ │практике │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ │
│  ┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐  │
├──┤Комитет по санитарным и│ │Комитет по импортному├──┤
│ │фитосанитарным мерам │ │лицензированию │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ │
│  ┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐  │
├──┤Комитет по инвестициям,│ │Комитет по защитным мерам ├──┤
│ │связанным с торговлей │ │ │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ │
│  ┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐  │
│ │Комитет по правилам│ │Орган по мониторингу за│ │
├──┤происхождения │ │торговлей текстильными├──┤
│ │ │ │товарами │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ │
│  ┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐  │
├──┤Комитет по субсидиям и│ │Комитет по соглашениям с ог-├──┤
│ │компенсационным мерам │ │раниченным числом участников│ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
│ │
│  ┌────────────────────────────┐    ┌────────────────────────────┐  │
└──┤Комитет по таможенной│ │Комитет по торговле и├──┘
│стоимости │ │развитию │
└────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘
Представители стран-участниц ВТО могут принимать участие в работе всех органов, входящих в структуру ВТО, за исключением Апелляционного органа, групп экспертов для рассмотрения споров и комитетов по соглашениям с ограниченным числом участников.
Субсидия - Subsidy - финансовая дотация, инструмент экономической политики, занимающий заметное место в системе правового регулирования ВТО. В рамках этой организации подход к субсидиям определяется характером их влияния на конкурентоспособность товара. Субсидирование внутреннего производства может создавать косвенные барьеры для импорта товаров в субсидирующую страну. С другой стороны, экспортные субсидии, установленные в стране-экспортере, служат своего рода нейтрализатором таможенного тарифа страны-импортера. Указанные моменты обсуждались в ходе Токийского и Уругвайского раундов многосторонних торговых переговоров (см.) и в итоге подверглись регламентации в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (см.). Важным элементом Соглашения является понятие "специфичности" субсидии. Субсидия является "специфической", если она предоставляется только отдельным предприятиям, группам предприятий или отраслям промышленности. Если же субсидирование в стране построено на объективных критериях, значит, оно не носит специфического характера. Соответственно, по правилам Соглашения ответные (компенсационные) меры можно и должно принимать лишь в случае специфического субсидирования. Вообще же субсидия определяется в Соглашении как финансовый вклад (дотация) государственного органа, включающий прямую передачу средств, финансовые обязательства (кредитная гарантия), финансовые и налоговые льготы, меры поддержки доходов и цен. Возвращение внутренних налогов при экспорте товаров не рассматривается в документах ГАТТ как субсидия. В рамках ВТО запрещены субсидии, усиливающие экспортную конкурентоспособность национальных товаров, и субсидии, позволяющие сбывать товары внутреннего производства на более льготных, чем иностранные, условиях. Соглашение различает три категории субсидий: разрешенные ("зеленые") - т.е. неспецифические (финансирование НИОКР, регионального развития, адаптация предприятий к требованиям окружающей среды); допустимые ("желтые") - т.е. специфические, в отношении которых документы ВТО допускают применение компенсационных мер; при установлении факта "серьезного" или "материального" ущерба субсидирующая страна должна прекратить субсидирование или компенсировать ущерб; запрещенные ("красные") - экспортные и импортозамещающие субсидии. Вопросы субсидирования в сельском хозяйстве регламентируются Соглашением по сельскому хозяйству (см.).
"Желтые" (разрешенные) (допускающие принятие компенсационных мер) субсидии - Amber (permissible) (actionable) subsidies - субсидии, дающие основание, в контексте Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах (см.), для судебного разбирательства. При установлении факта нанесения ущерба такой субсидией субсидирующая сторона должна отозвать субсидии или компенсировать ущерб.
"Зеленые" (разрешенные) (не допускающие принятия компенсационных мер) субсидии - Green (permissible) (non-actionable) subsidies - субсидии, не дающие, в контексте Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (см.), основания для судебного преследования, т.е. фактически разрешенные (неспецифические - см.) субсидии. В их число входит финансирование НИОКР, регионального развития, адаптации предприятий к требованиям защиты окружающей среды.
"Красные" (запрещенные) субсидии - Red (prohibited) subsidies - субсидии, предоставление которых связано с экспортом продукции (включая программы экспортного кредитования и гарантирования по льготным ставкам) и использованием национальных изделий вместо импортных (импортозамещающие субсидии). Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам в принципе запрещает применение подобных субсидий.
Схема обязательств - Schedule of commitments - разработанная в ходе Уругвайского раунда (см.) таблица, содержащая перечень обязательств (горизонтальных и специфических) в области услуг; способов поставки услуг; условий и пределов доступа на рынок, а также ограничений и условий предоставления национального режима. Схема используется странами-участницами (присоединяющимися странами) для построения национальных перечней специфических обязательств по услугам (см.).
Таможенная стоимость (оценка) - Customs value - цена товара, объявляемая импортером на таможне при прохождении таможенной очистки (выполнении всех предусмотренных таможенными правилами требований в отношении порядка ввоза и вывоза грузов, подлежащих таможенному досмотру). Методы оценки стоимости товаров для целей взимания таможенных пошлин установлены в Соглашении по применению статьи VII ГАТТ (см.). Основной принцип таможенной оценки заключается в использовании "цены сделки" (см.). Соглашение предусматривает пять дополнительных стандартов (методов) определения таможенной стоимости (с помощью критериев идентичности товара и его подобности, альтернативного метода, цены за вычетом, расчетной цены - см. соответствующие статьи).
Таможенная тарифная уступка (обязательство) - Tariff concession (commitment) - обязательство, принимаемое участником многосторонних торговых переговоров (см.), или страной, желающей вступить в ВТО, в таможенно-тарифной области. Эта уступка может предоставляться в виде консолидации (связывания) пошлин, т.е. обязательства не повышать действующие ставки пошлин, либо путем снижения ставок по тем или иным товарам. Наконец, уступка может выражаться в уменьшении разницы в уровне ставок, взимаемых по товарам из стран, которым предоставляется РНБ, и преференциальных ставок пошлины. Согласно правилам ГАТТ/ВТО все эти виды уступок считаются равноценными. Если участвующая страна хочет повысить связанную ставку, она обязана вступить в переговоры с основным поставщиком соответствующего товара и предложить встречную уступку путем снижения пошлины на другой товар, представляющий для поставщика известный интерес.
Таможенная территория - Customs territory - территория, в отношении которой действуют отдельные тарифы и другие меры регулирования торговли, т.е. на которой действует единое таможенное законодательство и ведется единый статистический учет внешней торговли.
Таможенный союз - Customs Union - объединение двух или более таможенных территорий (см.) с одновременной отменой таможенных и иных ограничений во взаимной торговле товарами, происходящими из этих территорий, и введением общих таможенных пошлин и других мер регулирования торговли в отношении третьих стран. Примером такого союза является Европейский союз, действующий в рамках ВТО (когда эта организация выступает в качестве форума для многосторонних торговых переговоров) как одна участвующая сторона, а также союз Швейцарии и Лихтенштейна и МЕРКОСУР ("Общий рынок" Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая). Действующие в рамках этих союзов договоренности (взаимные уступки) представляют собой изъятия из РНБ в соответствии с правилами ГАТТ и не распространяются на третьи страны-члены ВТО.