Действующий
Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) - Agreement on Trade-Related Investment Measures (TRIMs) - выработанное в ходе Уругвайского раунда (см.) Соглашение, в соответствии с которым странам-участницам запрещается прибегать к определенному кругу торгово-политических мер, оказывающих влияние на иностранные инвестиции и противоречащих РНБ и национальному режиму (см.). Соглашение содержит так называемый иллюстративный перечень (см.) таких мер, требует от стран-участниц информировать Секретариат ВТО о подобных мерах и устранить их в течение двух лет с момента вступления Соглашения о ВТО (см.) в силу (для развивающихся стран предусмотрены более длительные сроки). Первый срок истек в 1997 году, последний истекает к 1 января 2002 года. Следует оговориться, что упомянутые сроки касаются только тех мер, которые были объявлены странами-участницами в период вступления Соглашения ТРИМС в силу. Проведенные специалистами исследования свидетельствуют, что запрещенные меры концентрируются в автомобильной и химической отраслях промышленности, в производстве компьютеров и во многих случаях связаны с ограничительной деловой практикой транснациональных корпораций.
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) - Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS) - Соглашение, формирующее одну из основ всемирной торговой системы (см.). Выработано в результате Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (см.). Правовым основанием Соглашения, в свою очередь, служат международные конвенции, регулирующие защиту прав интеллектуальной собственности (Парижская, Бернская, Римская, Женевская, Брюссельская), и другие международные договоренности в этой области. В круг ведения Соглашения входят вопросы авторских и смежных прав; товарных знаков; использования географических названий; промышленного дизайна; патентов, топологии интегральных схем; конфиденциальной информации. Для ТРИПС характерно применение принципов, аналогичных закрепленным в ГАТТ и ГАТС. Речь идет об обязательстве предоставлять иностранным гражданам национальный режим в области прав интеллектуальной собственности, а также режим наибольшего благоприятствования с тем, чтобы устранить по отношению к этим гражданам какую бы то ни было дискриминацию в данной области. ТРИПС обязывает страны-участницы предусмотреть в своих национальных законодательствах механизмы защиты прав национальных и иностранных собственников вплоть до уголовного преследования нарушителей этих прав. В Соглашении предусмотрен механизм его реализации и контроля исполнения. С этой целью ТРИПС учреждает Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Что касается решения спорных вопросов в этой области, они относятся к компетенции общего органа ВТО (Орган по рассмотрению спорных вопросов). Принятие ТРИПС потребовало от стран-участниц внесения соответствующих изменений в свои судебные и административные системы, совершенствования порядка регистрации торговых знаков, создания компьютеризованных информационных центров и механизмов контроля, в том числе таможенного, а также подготовки квалифицированного персонала.
Соглашение по гражданской авиатехнике (см.), Соглашение по правительственным закупкам (см.), Соглашение по молочным продуктам, Соглашение по говядине, Соглашение по информационной технологии, Соглашение по основным телекоммуникационным услугам. Эти соглашения не входят в единый пакет обязательств, которые принимают на себя страны-участницы и страны, присоединяющиеся к ВТО. Соглашения с ограниченным числом участников, называемые также "секторальными инициативами", действительны только для стран, их подписавших.
Соглашения с ограниченным числом участников - Plurilateral agreements - правовые документы, перечисленные в отдельном приложении к Соглашению об учреждении ВТО. К ним относятся
ВТО (см. также статьи "Всеобщая система преференций" и "Общая разрешительная статья").
Специальный и дифференцированный (более благоприятный) режим - Special and differential (more favourable) treatment - принцип, содержащийся в целом ряде правовых документов ВТО и предусматривающий различные льготы для развивающихся стран. В общей форме эти льготы выражаются в виде права использовать преференциальные ставки таможенных пошлин в развитых странах при экспорте своих товаров; права на более длительный переходный период реализации многих положений, содержащихся в правовых документах ВТО; обязательства развитых стран оказывать техническое содействие в деле приведения законодательных и иных инструментов развивающихся стран в соответствие с требованиями
комбинированными (см.) формируют пиковые ставки таможенных тарифов (см. - тарифные пики) и служат инструментом защиты внутреннего рынка.
Специфическая пошлина - Specific duty - пошлина, исчисляемая в единицах валюты в привязке к натуральным (физическим) объемам (весам) импортируемых товаров (например, 2 доллара США за 1 кг). Специфические пошлины, наряду с
уровня связывания (см.) пошлин и сопоставления уровней защиты внутреннего рынка.
Средневзвешенный уровень ставки пошлины - Trade-weighted average rate of duty - показатель, вычисляемый путем взвешивания каждой ставки по величине торгового потока и определения средней величины на этой основе. Другой способ вычисления - деление суммы таможенных пошлин и сборов на общую стоимость облагаемого импорта. Показатель используется на тарифных переговорах для целей установления начального ┌────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐
│Секретариат ВТО,│ │Конференция на уровне│
│возглавляется Генеральным│ │министров, высший орган,│
│директором │ │собирается раз в два года │
└────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘
┌────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐
│Совет по торговле товарами.│ │Генеральный Совет ВТО,│
│Действует на основе│◄───┤собирается регулярно, те же│
│ГАТТ-1994 │ │функции, что и конференция;│
└────────────────────────────┘ │созывается также в качестве│
┌────────────────────────────┐ │периодических обзоров│ │
│Комитеты по соглашениям и│ │торговой политики и органа│ │
│договоренностям, │ │по рассмотрению спорных│ │
│регулирующим отдельные│ │вопросов │ │
│стороны и проблемы│ │ │ │
│внешнеторговой политики │ │ │ │
└────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────┐ │
│Совет по торговым аспектам│ │
│прав на интеллектуальную│ │
│собственность. Действует на│◄──────┤
│основе одноименного│ │
│соглашения │ │
└────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ │
│Комитет по финансовым│ │Совет по торговле услугами.│ │
│услугам │◄───┤Действует на основе ГАТС│◄──────┤
└────────────────────────────┘ │- Генерального Соглашения по│ │
┌────────────────────────────┐ │
│Комитет по торговле и│ │
│развитию │ │
└────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────┐ │
│Комитет по ограничениям,│ │
│связанным с платежным│◄──────┤
│балансом │ │
└────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────┐ │
│Комитет по бюджету, финансам│◄──────┤
│и административным вопросам │ │
└────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────┐ │
│Орган по проведению│ │
│периодических обзоров│ │
│торговой политики│◄──────┤
│стран-членов ВТО│ │
│(Генеральный совет ВТО) │ │
└────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────┐ │
│Группы экспертов для│◄─┐ │
│рассмотрения споров │ │ ┌────────────────────────────┐ │
└────────────────────────────┘ ├─┤Орган по рассмотрению│ │
┌────────────────────────────┐ │ │спорных вопросов│◄──────┘
│Апелляционный орган │◄─┘ │(Генеральный совет ВТО) │
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
┌──┤ Комитеты по соглашениям и договоренностям, регулирующие ├──┐
│ │ отдельные стороны и проблемы внешнеторговой политики │ │
│ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│ ┌────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ │
├──┤Комитет по доступу на рынки │ │Комитет по техническим├──┤
│ │ │ │барьерам в торговле │ │
│ └────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │