(Действующий) Перечень терминов, краткое описание процедур и договоренностей,...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- взаимосвязь между торговой политикой и политикой в области конкуренции, с одной стороны, и экономическим ростом и развитием, с другой;
- антиконкурентная практика предприятий и ее воздействие на международную торговлю;
- взаимосвязь между инвестициями и политикой в области конкуренции;
- влияние торговой политики на конкуренцию.
В ходе работы Группы был разработан тезис о необходимости укрепления международного сотрудничества для борьбы с ограничительной деловой практикой предприятий и стран, затрудняющей доступ на рынки как внешние, так и внутренние. По поручению Генерального совета ВТО Группа продолжает свою работу с целью выработки подходов к решению задачи налаживания международного сотрудничества в области противодействия практики подавления конкуренции на рынке.
Поставка услуги - Service supply - действие, включающее, согласно ГАТС (см.), производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуги.
Поставщики услуг с эксклюзивными правами - Exclusive service suppliers - в контексте ГАТС (см.) услугодатели, имеющие исключительные права. Речь идет о небольшом круге предприятий, наделенных правительствами стран-участниц монопольными правами. Правила ГАТС устанавливают, что такого рода поставщики не должны злоупотреблять своим положением и предпринимать действия, несовместимые с общими и конкретными принципами и обязательствами, принимаемыми в рамках ГАТС.
Правила происхождения - Rules of origin - совокупность правовых актов, определяющих страну происхождения товара. Эти правила принимаются во внимание, прежде всего, при взимании антидемпинговых и компенсационных пошлин; в рамках квотирования и в целях внешнеторговой статистики, а также при импорте из стран, которым предоставляются торговые преференции. Здесь уместно отметить, что странам-членам ВТО рекомендуется использовать Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (см.) при определении страны происхождения товара для целей внешнеторговой статистики и взимания таможенных пошлин. Согласно этой Системе, товар происходит из той страны, в которой в результате переработки происходит его переход в другую классификационную категорию. Ввиду различий в законодательствах стран-участниц ГАТТ, устанавливавших правила происхождения товаров, в ходе Уругвайского раунда (см.) было разработано Соглашение по правилам происхождения (см.).
Правило главного поставщика - Principal supplier rule - принцип, смысл которого заключается в том, что двусторонние торговые переговоры о тарифных уступках по импорту конкретного товара ведутся только со страной, которая является основным поставщиком этого товара. Достигнутая договоренность затем действует в отношении других стран-участниц на основе РНБ. Правило было выработано в ходе многосторонних торговых переговоров (см.) во избежание неконтролируемого распространения результатов переговоров на все страны, связанные РНБ (поскольку переговоры ведутся не только на многосторонней основе, но и в двустороннем и групповом формате). Таким образом была устранена возможность для третьей страны получить основную выгоду от тарифных уступок, согласованных на двустороннем или групповом уровнях.
Правило (принцип) меньшей (ставки) пошлины - Lesser duty rule - в контексте соглашений по применению статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс) и по субсидиям и компенсационным мерам (см.) положение, согласно которому на продаваемый по демпинговым ценам или субсидируемый импортный товар вводится пошлина меньшего размера (чем тот, который можно было бы определить, исходя из установленного ущерба), если она достаточна для компенсации понесенных в результате демпинга или субсидирования потерь.
Правило минимального уровня - De minimis rule - положение, согласно которому устанавливается минимальный размер импорта товаров по демпинговым ценам и минимальный разрыв в ценах, ниже которого антидемпинговое расследование не должно производиться. По Соглашению по применению статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс см.) размер демпинга считается минимальным, если он отклоняется не более, чем на 2% от экспортной цены.
Правительственные закупки - Government procurement - закупки, производимые правительственными органами. Вопросы правительственных закупок регламентировались в ходе Токийского и Уругвайского раундов многосторонних торговых переговоров (см.). В результате последнего раунда было выработано Соглашение по правительственным закупкам (см.), не являющееся, однако, обязательным для стран-участниц ВТО, не подписавших его. На долю правительственных закупок во многих странах приходится 10-15% ВНП, а удельный вес этих закупок в международной торговле постепенно возрастает (см. также Соглашения с ограниченным числом участников).
Предельные ставки пошлин по обязательствам в рамках ГАТТ - GATT ceiling duties - максимальные ставки, которые страна-участница может применять в отношении товаров, происходящих из других стран-участниц. Эти ставки связываются в результате тарифных переговоров.
Предотгрузочная инспекция - Preshipment inspection (PSI) - процедура, в соответствии с которой правительство страны-импортера предоставляет право специализированному предприятию осуществлять инспекционную деятельность в стране-экспортере в таких областях, как проверка и удостоверение количества и качества товаров, их цены, таможенная классификация товаров, финансовые условия внешнеторговой оценки при вывозе товаров в страну, прибегающую к данному виду инспекции. Эта процедура используется главным образом развивающимися странами с целью обеспечить проверку основных требований, предъявляемых к качеству, цене, таможенной классификации товаров до их прибытия в данную развивающуюся страну. В настоящее время к упомянутой процедуре прибегают свыше 30 стран Азии, Африки и Латинской Америки. Эти страны пользуются услугами фирм, специализирующихся на проведении предотгрузочных инспекций с целью предупреждения мошенничества (манипуляций со стоимостью, указываемой в счете-фактуре). Некоторые развитые страны в ходе Уругвайского раунда (см.) доказывали, что осмотр экспортных товаров до их отгрузки импортеру создает известные проблемы для изготовителя и экспортера (например, требование пересмотреть цену контракта под предлогом ее завышенности). В результате было разработано и принято смежное с ГАТТ Соглашение по предотгрузочной инспекции (см.).
Преференциальные ставки таможенных пошлин - Preferential duty rates - ставки пошлин, более низкие, чем ставки, распространяющиеся на страны, пользующиеся РНБ. Как правило, предоставляются в рамках международных соглашений. Наиболее распространены преференции, предоставляемые развитыми странами в одностороннем невзаимном порядке развивающимся государствам. В рамках ООН действует Всеобщая система преференций (см.).
Принцип взаимных уступок и взаимной выгоды (взаимности) - principle of reciprocity and mutual advantage - выработанное в ходе многосторонних торговых переговоров (см.) правило, согласно которому страна, требующая от своих партнеров по переговорам улучшения условий доступа на их рынки (например, посредством снижения таможенных пошлин или устранения нетарифных барьеров), должна быть готова к уступкам, которые ее партнеры сочтут адекватными, т.е. эквивалентными по объему. Принцип взаимности лежал в основе "пакетного метода" трех раундов (Кеннеди, Токио и Уругвайского). Так, итоги переговоров оформлялись в виде комплекса (пакета) взаимных договоренностей (уступок), причем по одним договоренностям участники переговоров брали на себя обязательства в большем объеме (или получали больший объем уступок), а по другим - в меньшем, но в целом сохранялся некий баланс между преимуществами и уступками.
Принцип единого пакета - Single undertaking rule - принцип, согласно которому комплекс (пакет) договоренностей, рассматриваемый как единое целое, должен быть принят страной без каких-либо исключений при ее вступлении в ВТО. Составными частями пакета являются ГАТТ-1994 и смежные соглашения, ГАТС и ТРИПС. Большинство этих документов было выработано в рамках Уругвайского раунда (см.). Единый пакет включает в себя договоренности, сильно отличающиеся друг от друга по своей экономической и правовой значимости. Одни (ГАТТ-1994) служат своего рода каркасом, на котором формируется современная всемирная торговая система, другие носят технический характер и регулируют частные вопросы. Сроки, в течение которых вступающие в ВТО страны должны привести свое законодательство и практику в соответствие с требованиями документов единого пакета, могут отличаться для разных стран и зависят от согласованных с вступающими странами условий вступления. Особым статусом обладают только четыре соглашения (о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках, по молочным продуктам, по говядине), включенные в рамки ВТО, но обязательные только для стран, их подписавших.
Принцип недискриминации - Non-discrimination principle - торгово-политическое правило, согласно которому юридическим и физическим лицам одного государства предоставляются в их промышленной, торговой и иной хозяйственной деятельности на территории другого государства, придерживающегося данного правила, такие же условия, которые предоставлены на этой территории юридическим и физическим лицам третьих государств. Принцип недискриминации является неотъемлемой частью режима наибольшего благоприятствования (см.) и национального режима (см.), закрепленных в основополагающих соглашениях ВТО.
Принцип свертывания - Roll-back provision - принцип, сформулированный в Декларации Пунта-дель-Эсте (см. Уругвайский раунд) и предусматривавший свертывание (устранение) ограничений, противоречащих нормам ГАТТ. Этот принцип устанавливал, что к концу Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров все ограничительные торгово-политические меры, несовместимые с требованиями ГАТТ, должны были быть устранены или приведены в соответствие с нормами ГАТТ.
Принцип (положение) "статус-кво" (стенд-стил) - Stand-still provision (backsliding clause) - принцип, сформулированный в Декларации Пунта-дель-Эсте (см. Уругвайский раунд), согласно которому в международной торговле не должны применяться ограничения, несовместимые с правилами ГАТТ. В ходе Уругвайского раунда принцип "статус-кво" получил более развернутую интерпретацию, обязывавшую страны-участницы многосторонних торговых переговоров не вводить новых торговых ограничений, несовместимых с правилами ГАТТ. Тем самым затруднялись действия стран-участниц вводить ограничительные меры для улучшения своих позиций в процессе переговоров. Принцип "статус-кво" перекликается с принятым в практике ВТО принципом связывания, т.е. обязательством не принимать в одностороннем порядке мер, ужесточающих действующий режим торговли. Применительно к Соглашению ТРИПС (см.) этот принцип означает, что в течение переходного периода страны-участницы воздержатся от принятия мер, приводящих к повышению степени защищенности прав интеллектуальной собственности на территории этих стран.
Присоединение к ВТО - Accession to the WTO - процесс и процедура согласования условий вступления стран в ВТО. Согласно правилам ВТО, содержащимся прежде всего в Марракешском соглашении об учреждении ВТО (см.), страна, желающая вступить в члены этой Организации, должна договориться с ее странами-членами по объему и характеру обязательств, которые данной стране придется взять на себя при вступлении в ВТО. Первой стадией этого процесса является "изучение" рабочей группой ВТО (см. ниже) внешнеторгового режима присоединяющейся страны, описываемого ею в специальной записке (меморандуме); затем следует серия неформальных двусторонних тарифных переговоров (присоединяющаяся страна - заинтересованная страна-член ВТО) наряду с переговорами по сельскохозяйственной проблематике и по присоединению к другим многосторонним соглашениям ВТО. При этом присоединяющаяся страна вырабатывает и представляет рабочей группе ВТО (органу, призванному представлять на переговорах по присоединению интересы всех стран-членов ВТО) предложения по тарифам (тарифный оффер - см.), услугам, сельскому хозяйству, вопросам интеллектуальной собственности, инвестиционного режима, технических барьеров, процедур таможенной оценки и т.д. Кроме того, на переговорах по присоединению к ВТО обсуждаются меры по приведению законодательства присоединяющейся страны в соответствие с правилами ВТО. Часть таких мер должна быть принята автоматически и в первоочередном порядке (например, обеспечение национального режима при импорте товаров). Другая часть может быть принята с учетом результатов переговоров и тех обязательств, которые присоединяющаяся страна возьмет на себя в рамках указанных переговоров (например, по законодательству в секторе услуг). Международные соглашения, заключенные присоединяющейся страной, подлежат изменению в области, относящейся к компетенции ВТО, таким образом, чтобы не противоречить правилам этой Организации. Конкретные достигнутые договоренности в соответствующих областях фиксируются в специальных протоколах (протокол по тарифным обязательствам, протокол по сельскому хозяйству, протокол по доступу на рынок услуг). Итогом деятельности рабочей группы является доклад (в ходе переговоров возможна выработка отдельных промежуточных пояснительных записок) Генеральному совету ВТО (см.), проект решения Генерального совета о присоединении, вышеупомянутые протоколы и протокол о присоединении. Решение о присоединении принимается в Генеральном совете двумя третями голосов. Практика присоединения стран к ВТО показывает, что процесс присоединения может носить сложный и длительный характер (в отдельных случаях длиться десятилетиями). Трудности с вступлением присоединяющейся страны в ВТО могут быть связаны не только с противоречиями (по объему уступок, которые она должна предоставить) между ней и странами-членами ВТО, но и в силу разработки или принятия в рамках ВТО новых договоренностей, дополняющих и расширяющих правовое поле всемирной торговой системы.
Присоединяющиеся страны с переходной экономикой - Acceding transition economies - группа стран, экономика которых находится в процессе перехода от системы централизованного планирования к рыночным отношениям. В настоящее время экономические, политические и социальные системы этих стран реформируются. Во многих из них не наблюдается устойчивого экономического роста, не проведена структурная перестройка, не выработано четкое представление о национальных приоритетах и торговой политике, нацеленной на их реализацию в связи с присоединением к пакету соглашений в рамках ВТО. В то время как ряд стран с переходной и даже нерыночной экономикой присоединился к ВТО в 1995 году благодаря прежнему участию в ГАТТ (Чешская Республика, Словакия, Польша, Венгрия, Румыния, Куба), другие (Словения, Латвия, Эстония, Киргизия, Грузия) провели довольно сложные переговоры о вступлении в ВТО, прежде чем были допущены в эту Организацию. В настоящее время большинство стран СНГ, включая Россию, ведут переговоры о присоединении к ВТО. С присоединением этих стран, а также КНР (ведет переговоры с 1986 года), условия вступления которой, как сообщается, практически согласованы, ВТО приобретает безоговорочно универсальный характер. Страны СНГ рассматривают присоединение к ВТО как стимул в проведении реформы экономической и правовой систем и способ преодоления сохраняющихся в международной торговле элементов особого режима, установленного ранее для стран с нерыночной экономикой. Отношение ведущих торговых держав - членов ВТО к присоединяющимся странам, в том числе государствам СНГ, ужесточается. Так, ряд торговых держав мира считают, что вновь присоединяющиеся страны (включая государства с переходной экономикой), должны принять больший объем обязательств, чем ранее принимали страны-основатели ВТО. Многосторонние соглашения в рамках ВТО содержат более жесткие и подробные нормы и правила, регулирующие торговлю товарами, чем было в ГАТТ-1947, а также распространяются на условия и объекты интеллектуальной собственности.
В конце 90-х годов в отношении всех присоединяющихся к ВТО стран выдвигаются следующие требования:
- "связывание" 100% ставок таможенного тарифа и принятие обязательств по доступу на рынок услуг на уровне не ниже обязательств наиболее развитых стран-членов ВТО, а также последующих предложений по дополнительному снижению пошлин или отмене их на определенные группы товаров (для полноправных членов ВТО это не обязательно) и присоединение к соглашению по информационной технологии;
- минимизация уровня бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства и полный отказ от субсидирования экспорта сельхозпродукции. Выдвигается также требование не распространять на присоединяющиеся страны некоторые базовые положения соглашения ВТО по сельскому хозяйству, применяемые другими членами этой организации для защиты внутреннего рынка ("тарификация" нетарифных мер или "специальные защитные меры");
- принятие обязательств по выполнению соглашений в рамках ВТО в полном объеме с момента присоединения, не считаясь с предусмотренными нормами ВТО возможностями переходного периода для развивающихся стран;
- принятие обязательства присоединиться к соглашениям ВТО по правительственным закупкам и по торговле гражданской авиатехникой, являющимся добровольными. Эти соглашения подписаны небольшим числом наиболее развитых стран-членов ВТО, и в них пока не заинтересовано большинство развивающихся стран;
- принятие обязательств в областях, не охваченных нормами ВТО (приватизация, инвестиционный режим, связывание экспортных тарифов).
Так, завышенные требования в ходе присоединения к ВТО были вынуждены принять Эквадор, Панама, Монголия, Болгария, Киргизия, Латвия.
Страны с переходной экономикой, особенно страны СНГ, сталкиваются в процессе присоединения с объективными трудностями, сложными экономическими проблемами и институциональными задачами. В современных условиях для стран с переходной экономикой сложно установить конкурентные параметры возможных уступок в отношении условий доступа к рынкам товаров и услуг на переговорах по присоединению к ВТО. Так, страны, находящиеся в процессе присоединения, испытывают объективные трудности в определении оптимального уровня импортных пошлин из-за медленного осуществления структурной перестройки в промышленности и сельском хозяйстве; не обеспечена предсказуемость и стабильность пошлин. Таможенный тариф в большинстве стран с переходной экономикой лишь недавно стал основным инструментом регулирования импорта, и таможенные пошлины пока используются ими в основном в фискальных целях. Кроме того, ведущие страны-члены ВТО выдвигают в отношении присоединяющихся стран требования значительного снижения таможенных тарифов и связывания ставок по всем тарифным позициям промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Страны с переходной экономикой пока не решили проблемы, связанные с обязательствами по обеспечению "прозрачности" (транспарентности) в рамках соглашений ВТО из-за неудовлетворительного состояния их статистических и информационных служб. Системы сбора статистических данных в этой группе стран, особенно в странах СНГ, не соответствуют требованиям ВТО.
В странах с переходной экономикой имеются трудности в обеспечении соблюдения торгового законодательства, а также приведении национального законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО. Это особенно актуально в сферах торговли услугами и охраны прав интеллектуальной собственности, а также бюджетного субсидирования промышленности и сельского хозяйства, стандартизации, применения санитарных и фитосанитарных мер.
В области торговли услугами, как и в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, у данной группы стран, включая Россию, возникают проблемы, связанные с отсутствием части компонентов внешнеторгового режима, законодательства и нормативного регулирования. Они пока четко не определили национальную политику и интересы в этих областях.
В процессе присоединения к ВТО странам с переходной экономикой предлагается принять широкие и "коммерчески значимые" первоначальные обязательства по предоставлению доступа на рынки и национального режима иностранным поставщикам услуг в ключевых секторах, которые представляют интерес для наиболее развитых стран-членов ВТО. К ним относятся передовые виды телекоммуникационных и финансовых услуг (включая страхование), бухгалтерское дело, аудит, консультационные услуги в области управления, строительство и инжиниринг, гостиничные услуги, туризм и др.
Присоединяющиеся к ВТО страны также сталкиваются с требованием начать применять в полном объеме Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) сразу после присоединения, хотя для приведения в соответствие с нормами ВТО уже действующего законодательства требуется значительный срок.
Проблемы стран с переходной экономикой обсуждались странами-членами ГАТТ в ходе переговоров Уругвайского раунда и нашли отражение в итоговых документах. Так, в ст.29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (см.) отмечается, что страны-члены, "находящиеся в процессе перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике свободного предпринимательства", могут принимать программы и меры, необходимые для такого перехода в течение семилетнего переходного периода (включая применение некоторых запрещенных для членов ВТО видов субсидий).

Статья 65 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (см.) предусматривает, что страны с переходной экономикой и развивающиеся страны имеют право отложить начало применения этого Соглашения на 5 лет, за исключением отдельных его положений. Но в статье упоминаются только страны с переходной экономикой, являющиеся членами ВТО, а не страны в процессе присоединения к организации. Кроме того, переходные периоды исчисляются с момента вступления в силу указанных соглашений.

В ст.XII Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), предусматривающей введение странами ограничений в целях защиты платежного баланса, признается, что странам, находящимся в процессе перестройки экономической структуры, может потребоваться применение ограничений, позволяющих поддерживать уровень финансовых ресурсов, необходимый для осуществления программ экономического развития или совершенствования структуры народного хозяйства.
Но практика присоединения стран с переходной экономикой (Болгарии и др.) показывает, что предусмотренные в соглашениях переходные периоды либо вообще не предоставляются, либо имеют крайне ограниченные рамки.
В течение последних лет ведущие промышленно развитые страны, в частности страны ЕС, приняли меры по либерализации доступа на свои рынки товаров из стран с переходной экономикой, не являющихся членами ВТО, в том числе путем устранения или ослабления количественных ограничений на импорт. Часть стран с переходной экономикой при экспорте товаров в развитые страны пользуются льготными ставками импортных пошлин в рамках Всеобщей системы преференций (см.).
Однако в отношении стран с переходной экономикой по-прежнему применяется ряд мер, направленных против расширения экспорта их товаров, включая количественные ограничения поставок сельхозпродукции, текстильных изделий и одежды и другой промышленной продукции. Кроме того, некоторые "остаточные" элементы торговых режимов, применявшихся ранее в отношении импортируемых товаров из этих стран, сохраняют силу и остаются препятствием для интеграции этих стран в международную торговую систему. К ним относятся селективные (двусторонние) защитные оговорки и особые критерии и правила применения антидемпинговых мер.
Селективные защитные оговорки предусматривают для развитых стран-членов ВТО возможность использования чрезвычайных защитных мер для предотвращения ущерба отечественным производителям, применяемых исключительно против импорта из соответствующей страны с "нерыночной экономикой", но не против остальных стран-экспортеров, что является нарушением положений ст.XIX ГАТТ-1994. Вместе с тем, эти оговорки содержат критерии для принятия менее жестких мер такого рода (по сравнению с мерами, предусмотренными ст.XIX ГАТТ-1994) и применяемыми в отношении стран с рыночной экономикой. Поэтому Соглашение ВТО по защитным мерам (см.) является попыткой создания системы для урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих в связи с ростом объема импорта товаров из стран с переходной экономикой.
Особые критерии и правила применения антидемпинговых мер в отношении стран с нерыночной экономикой действуют с использованием базы цен на аналогичный товар в произвольно выбранной третьей стране с рыночной экономикой либо на расчетной стоимости или даже на внутренней цене в стране, импортирующей аналогичные товары. При этом антидемпинговые меры являются наиболее часто используемыми, с которыми сталкиваются экспортеры из стран с переходной экономикой на основных рынках сбыта своих товаров.
Прозрачность (гласность, открытость, транспарентность) - Transparency - принцип, зафиксированный в основополагающих правовых документах ВТО и предусматривающий обеспечение свободного доступа ко всей информации, законам, административным положениям и распоряжениям, касающимся регулирования вопросов, относящихся к компетенции ВТО (например, торгово-политический режим и его обзор, торговля услугами, практика правительственных закупок, процедура рассмотрения споров). Обязательство правительств участвующих (и присоединяющихся) стран соблюдать полную гласность в действиях, имеющих отношение к международной торговле, было выработано в ходе многосторонних торговых переговоров, получило значительное развитие во время Уругвайского раунда (см.) и было закреплено в документах ВТО.
Программы развития торговли - Trade promotion programmes - директивные документы, разрабатываемые Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО (см.) совместно с развивающимися странами и странами с переходной экономикой в целях укрепления их экспортного потенциала и совершенствования организации импортных операций. Предусматривают деятельность в шести направлениях:
1. Развитие экспортоориентированного производства товаров (оказание помощи отдельным предприятиям в расширении их экспортной деятельности путем освоения производства продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке).
2. Развитие системы услуг, связанных с международной торговлей, в интересах предпринимателей, занятых в сфере внешнеэкономических связей.
3. Внешнеторговая информация (создание в странах-реципиентах информационных центров для распространения информации о товарах, услугах и рынках среди предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью).
4. Подготовка специалистов (укрепление национальных учебных заведений, готовящих специалистов в области внешней торговли, и организация обучения персонала отдельных предприятий и торговых организаций).