Действующий
электронной коммерцией (см.) широкие перспективы: с помощью Интернета коммерческая операция или, во всяком случае, та ее часть, которая включает в себя основные элементы сделки, может осуществляться на интерактивной основе одним лицом или группой лиц, для которых время и место нахождения не играют ограничительной роли. Эта операция осуществляется в мультимедийном пространстве, характеризуется передачей звука, изображения, текста при относительно невысоких затратах для ее участников. В то же время акт купли-продажи должен представлять собой сочетание Интернета с другими основными средствами электронной или традиционной связи (почта), либо предусматривать физическое приобретение продукта. На рубеже XX и XXI веков в рамках ВТО начались многосторонние торговые переговоры по вопросам международного регулирования электронной коммерции.
Основные средства электронной коммерции - Main instruments of electronic commerce - электронные средства связи, позволяющие осуществлять торговлю товарами и услугами. К ним относятся: телефон, телефакс, телевиденье, системы электронных платежей и денежных переводов, обмен электронными данными и Интернет. Последнее из упомянутых электронных средств связи открывает перед
Уругвайского раунда (см.), в ГАТС (см.) предусмотрено провести дополнительные переговоры по данному вопросу. Эти переговоры завершились в 1997 году принятием небольшим числом стран-участниц Протокола, содержащего обязательства в сфере основных телекоммуникационных услуг. Так, в секторе услуг телефонной разговорной связи эти страны обязались допустить иностранных услугодателей на рынок местных телефонных линий, междугородной и международной связи. При этом около половины стран заявили, что такой допуск будет разрешен не сразу, а постепенно, в соответствии с графиком, который они обязались представить позднее. Определенные уступки были сделаны также в области сетевой/мобильной спутниковой связи, частных арендуемых сетей. В результате переговоров был выработан так называемый справочный документ (см.), устанавливающий принципы справедливой конкуренции в секторе основных телекоммуникационных услуг.
Основные телекоммуникационные услуги - Basic telecommunications services - услуги связи, к которым принято относить услуги телефонной разговорной связи, телекс, телеграф, факс, услуги выделенных (частных арендуемых) сетей. В виду разногласий по либерализации торговли в этом секторе, проявившихся в ходе
режиме наибольшего благоприятствования (см.) (требуется консенсус); запросы о временном освобождении от обязательств (вейвере) (требуется большинство в три четверти голосов).
Особые правила голосования - Special voting requirements - содержащиеся в Соглашении об учреждении ВТО (см.) правила голосования при принятии решений по конкретным вопросам: толкование положений любых соглашений, принятых в рамках ВТО, и принятие поправок к ним (требуется большинство в три четверти голосов); принятие поправок к положениям Соглашения об учреждении ВТО о принятии решений и к положениям ГАТТ, ГАТС и ТРИПС о
Договоренностью в отношении правил и процедур урегулирования споров (см.). Предпринимаются в случае неподчинения стороной в споре решению Органа по разрешению споров (см.). Этот Орган по просьбе другой спорящей стороны уполномочивает ее принять соответствующие меры (например, путем повышения таможенных пошлин на товары, импортируемые из неподчинившейся страны-участницы). Ответные меры должны носить временный характер и быть эквивалентны ущербу, нанесенному неподчинившейся стороной.
Ответные меры (действия) - Retaliatory actions - шаги, предпринимаемые стороной в споре в соответствии с
Уругвайского раунда (см.) многосторонних переговоров было принято новое Генеральное соглашение (ГАТТ-1994), вобравшее в себя все дополнения и нововведения прежнего текста, который тем не менее остается центральным элементом прав и обязательств государств в области международной торговли товарами.
"Патриархальная" оговорка - Grandfather clause - положение, включенное в Протокол о временном применении ГАТТ-1947, подписанный 23 государствами-учредителями одновременно с самим текстом ГАТТ, а также в соответствующие протоколы о присоединении к этому Соглашению новых стран. Оговорка гласит, что часть статей ГАТТ (III и XXII - Национальный режим и Консультации) выполняется при том условии, что они не накладывают на государства-участники более значитальных обязательств, чем соответствующие положения их национальных законодательств. В дальнейшем, по мере реформирования ГАТТ, уровень обязательств присоединяющихся стран неуклонно повышался. Это прежде всего коснулось таких областей, как таможенная оценка, процедуры импортного лицензирования, стандарты, субсидии, антидемпинговые нормы и некоторые другие. По итогам
имплементационный - см.) период времени, отсчитываемый от 1 января года, следующего за годом юридического присоединения страны к ВТО. Ясно, что конечный уровень связывания ниже начального. Уровень связанных пошлин рассчитывается как отношение (доля) товарных позиций, ставки пошлин которых связаны, ко всем товарным позициям таможенного тарифа.
Первоначальный (конечный) уровень связывания - Initial (final) tariff binding level (coverage) - отправной уровень, на котором присоединяющаяся к ВТО страна обязуется связать (т.е. не повышать в одностороннем порядке) ставки ввозных таможенных пошлин на 1 января года, следующего за годом юридического присоединения к ВТО, называется первоначальным уровнем связывания. Конечным уровнем связывания называется уровень, на котором присоединяющаяся к ВТО страна обязуется связать ставки ввозных таможенных пошлин через согласованный (
статью "Услуги морского транспорта").
Передача грузов преимущественно национальным (отечественным) перевозчикам - Cargo allocation in favour of national carriers - одна из практикуемых в международных морских грузоперевозках мер, противоречащих принципам ГАТС (см.), в соответствии с которым она трактуется как дискриминационная и протекционистская. Согласно общим положениям ГАТС доступ в тот или иной сектор услуг должен быть свободным и неограниченным. Вместе с тем в ГАТС предусмотрено, что морские транспортные услуги (как и услуги в области телекоммуникаций) являются объектом дополнительных переговоров. Ввиду серьезных противоречий между странами-участницами проводимые в этой области переговоры пока не привели к положительным результатам (см. также
ВТО (см.). Так, например, Сиэтлская конференция 2000 года (окончившаяся провалом) планировала рассмотреть вопрос о новых соглашениях, расширяющих ее компетенцию (например, в области электронной коммерции), и проблемы установления экологических и социально-трудовых стандартов в их связи с международной торговлей. Фактически многосторонние торговые переговоры в рамках ВТО уже ведутся (например, по финансовым и телекоммуникационным услугам - см.). Однако они пока не приобрели глобального характера, присущего раунду многосторонних торговых переговоров, в силу разногласий между странами-членами ВТО по повестке дня нового раунда (см. статью "Раунд тысячелетия").
("Встроенная") Повестка дня нового раунда многосторонних торговых переговоров - (Built-in) agenda for a new round of multilateral trade negotiations - положения отдельных многосторонних документов, составляющих правовой фундамент ВТО, которые предусматривают обзор ряда конкретных вопросов и их дальнейшую регламентацию. Речь, в частности, идет о договоренности, зафиксированной в ГАТС, о проведении переговоров по либерализации торговли во всех секторах услуг; об аналогичной договоренности по торговле сельскохозяйственной продукцией, а также о договоренностях рассмотреть действие ТРИПС, ТРИМС и процедуру разрешения споров. Кроме того, в повестку дня многосторонних переговоров могут вноситься новые вопросы, определяемые министерскими конференциями
статью "Ограничительная деловая практика"). В последние годы в рамках ВТО вопросы политики в области конкуренции (аспект взаимосвязи с торговлей) стали вызывать растущий интерес. С учетом этого в ВТО по решению Конференции министров стран-членов Организации в Сингапуре (1996 год) была образована Рабочая группа по вопросам взаимосвязи между торговлей и конкуренцией, которая приступила к изучению следующих аспектов проблемы:
Политика в области конкуренции - Competition policy - в широком смысле совокупность мер и действий, имеющих отношение к конкуренции на рынке. В узком смысле данный термин понимается как государственная политика регулирования антиконкурентной практики предприятий (см.
Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (см.) при определении страны происхождения товара для целей внешнеторговой статистики и взимания таможенных пошлин. Согласно этой Системе, товар происходит из той страны, в которой в результате переработки происходит его переход в другую классификационную категорию. Ввиду различий в законодательствах стран-участниц ГАТТ, устанавливавших правила происхождения товаров, в ходе Уругвайского раунда (см.) было разработано Соглашение по правилам происхождения (см.).
Правила происхождения - Rules of origin - совокупность правовых актов, определяющих страну происхождения товара. Эти правила принимаются во внимание, прежде всего, при взимании антидемпинговых и компенсационных пошлин; в рамках квотирования и в целях внешнеторговой статистики, а также при импорте из стран, которым предоставляются торговые преференции. Здесь уместно отметить, что странам-членам ВТО рекомендуется использовать
многосторонних торговых переговоров (см.) во избежание неконтролируемого распространения результатов переговоров на все страны, связанные РНБ (поскольку переговоры ведутся не только на многосторонней основе, но и в двустороннем и групповом формате). Таким образом была устранена возможность для третьей страны получить основную выгоду от тарифных уступок, согласованных на двустороннем или групповом уровнях.
Правило главного поставщика - Principal supplier rule - принцип, смысл которого заключается в том, что двусторонние торговые переговоры о тарифных уступках по импорту конкретного товара ведутся только со страной, которая является основным поставщиком этого товара. Достигнутая договоренность затем действует в отношении других стран-участниц на основе РНБ. Правило было выработано в ходе
многосторонних торговых переговоров (см.). В результате последнего раунда было выработано Соглашение по правительственным закупкам (см.), не являющееся, однако, обязательным для стран-участниц ВТО, не подписавших его. На долю правительственных закупок во многих странах приходится 10-15% ВНП, а удельный вес этих закупок в международной торговле постепенно возрастает (см. также Соглашения с ограниченным числом участников).
Правительственные закупки - Government procurement - закупки, производимые правительственными органами. Вопросы правительственных закупок регламентировались в ходе Токийского и Уругвайского раундов
Уругвайского раунда (см.) доказывали, что осмотр экспортных товаров до их отгрузки импортеру создает известные проблемы для изготовителя и экспортера (например, требование пересмотреть цену контракта под предлогом ее завышенности). В результате было разработано и принято смежное с ГАТТ Соглашение по предотгрузочной инспекции (см.).
Предотгрузочная инспекция - Preshipment inspection (PSI) - процедура, в соответствии с которой правительство страны-импортера предоставляет право специализированному предприятию осуществлять инспекционную деятельность в стране-экспортере в таких областях, как проверка и удостоверение количества и качества товаров, их цены, таможенная классификация товаров, финансовые условия внешнеторговой оценки при вывозе товаров в страну, прибегающую к данному виду инспекции. Эта процедура используется главным образом развивающимися странами с целью обеспечить проверку основных требований, предъявляемых к качеству, цене, таможенной классификации товаров до их прибытия в данную развивающуюся страну. В настоящее время к упомянутой процедуре прибегают свыше 30 стран Азии, Африки и Латинской Америки. Эти страны пользуются услугами фирм, специализирующихся на проведении предотгрузочных инспекций с целью предупреждения мошенничества (манипуляций со стоимостью, указываемой в счете-фактуре). Некоторые развитые страны в ходе
Всеобщая система преференций (см.).
Преференциальные ставки таможенных пошлин - Preferential duty rates - ставки пошлин, более низкие, чем ставки, распространяющиеся на страны, пользующиеся РНБ. Как правило, предоставляются в рамках международных соглашений. Наиболее распространены преференции, предоставляемые развитыми странами в одностороннем невзаимном порядке развивающимся государствам. В рамках ООН действует
многосторонних торговых переговоров (см.) правило, согласно которому страна, требующая от своих партнеров по переговорам улучшения условий доступа на их рынки (например, посредством снижения таможенных пошлин или устранения нетарифных барьеров), должна быть готова к уступкам, которые ее партнеры сочтут адекватными, т.е. эквивалентными по объему. Принцип взаимности лежал в основе "пакетного метода" трех раундов (Кеннеди, Токио и Уругвайского). Так, итоги переговоров оформлялись в виде комплекса (пакета) взаимных договоренностей (уступок), причем по одним договоренностям участники переговоров брали на себя обязательства в большем объеме (или получали больший объем уступок), а по другим - в меньшем, но в целом сохранялся некий баланс между преимуществами и уступками.
Принцип взаимных уступок и взаимной выгоды (взаимности) - principle of reciprocity and mutual advantage - выработанное в ходе
Уругвайского раунда (см.). Единый пакет включает в себя договоренности, сильно отличающиеся друг от друга по своей экономической и правовой значимости. Одни (ГАТТ-1994) служат своего рода каркасом, на котором формируется современная всемирная торговая система, другие носят технический характер и регулируют частные вопросы. Сроки, в течение которых вступающие в ВТО страны должны привести свое законодательство и практику в соответствие с требованиями документов единого пакета, могут отличаться для разных стран и зависят от согласованных с вступающими странами условий вступления. Особым статусом обладают только четыре соглашения (о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках, по молочным продуктам, по говядине), включенные в рамки ВТО, но обязательные только для стран, их подписавших.
Принцип единого пакета - Single undertaking rule - принцип, согласно которому комплекс (пакет) договоренностей, рассматриваемый как единое целое, должен быть принят страной без каких-либо исключений при ее вступлении в ВТО. Составными частями пакета являются ГАТТ-1994 и смежные соглашения, ГАТС и ТРИПС. Большинство этих документов было выработано в рамках
режима наибольшего благоприятствования (см.) и национального режима (см.), закрепленных в основополагающих соглашениях ВТО.
Принцип недискриминации - Non-discrimination principle - торгово-политическое правило, согласно которому юридическим и физическим лицам одного государства предоставляются в их промышленной, торговой и иной хозяйственной деятельности на территории другого государства, придерживающегося данного правила, такие же условия, которые предоставлены на этой территории юридическим и физическим лицам третьих государств. Принцип недискриминации является неотъемлемой частью
Уругвайский раунд) и предусматривавший свертывание (устранение) ограничений, противоречащих нормам ГАТТ. Этот принцип устанавливал, что к концу Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров все ограничительные торгово-политические меры, несовместимые с требованиями ГАТТ, должны были быть устранены или приведены в соответствие с нормами ГАТТ.
Принцип свертывания - Roll-back provision - принцип, сформулированный в Декларации Пунта-дель-Эсте (см.