Действующий
электронной коммерцией (см.) широкие перспективы: с помощью Интернета коммерческая операция или, во всяком случае, та ее часть, которая включает в себя основные элементы сделки, может осуществляться на интерактивной основе одним лицом или группой лиц, для которых время и место нахождения не играют ограничительной роли. Эта операция осуществляется в мультимедийном пространстве, характеризуется передачей звука, изображения, текста при относительно невысоких затратах для ее участников. В то же время акт купли-продажи должен представлять собой сочетание Интернета с другими основными средствами электронной или традиционной связи (почта), либо предусматривать физическое приобретение продукта. На рубеже XX и XXI веков в рамках ВТО начались многосторонние торговые переговоры по вопросам международного регулирования электронной коммерции.
Основные средства электронной коммерции - Main instruments of electronic commerce - электронные средства связи, позволяющие осуществлять торговлю товарами и услугами. К ним относятся: телефон, телефакс, телевиденье, системы электронных платежей и денежных переводов, обмен электронными данными и Интернет. Последнее из упомянутых электронных средств связи открывает перед
Уругвайского раунда (см.), в ГАТС (см.) предусмотрено провести дополнительные переговоры по данному вопросу. Эти переговоры завершились в 1997 году принятием небольшим числом стран-участниц Протокола, содержащего обязательства в сфере основных телекоммуникационных услуг. Так, в секторе услуг телефонной разговорной связи эти страны обязались допустить иностранных услугодателей на рынок местных телефонных линий, междугородной и международной связи. При этом около половины стран заявили, что такой допуск будет разрешен не сразу, а постепенно, в соответствии с графиком, который они обязались представить позднее. Определенные уступки были сделаны также в области сетевой/мобильной спутниковой связи, частных арендуемых сетей. В результате переговоров был выработан так называемый справочный документ (см.), устанавливающий принципы справедливой конкуренции в секторе основных телекоммуникационных услуг.
Основные телекоммуникационные услуги - Basic telecommunications services - услуги связи, к которым принято относить услуги телефонной разговорной связи, телекс, телеграф, факс, услуги выделенных (частных арендуемых) сетей. В виду разногласий по либерализации торговли в этом секторе, проявившихся в ходе
режиме наибольшего благоприятствования (см.) (требуется консенсус); запросы о временном освобождении от обязательств (вейвере) (требуется большинство в три четверти голосов).
Особые правила голосования - Special voting requirements - содержащиеся в Соглашении об учреждении ВТО (см.) правила голосования при принятии решений по конкретным вопросам: толкование положений любых соглашений, принятых в рамках ВТО, и принятие поправок к ним (требуется большинство в три четверти голосов); принятие поправок к положениям Соглашения об учреждении ВТО о принятии решений и к положениям ГАТТ, ГАТС и ТРИПС о
Договоренностью в отношении правил и процедур урегулирования споров (см.). Предпринимаются в случае неподчинения стороной в споре решению Органа по разрешению споров (см.). Этот Орган по просьбе другой спорящей стороны уполномочивает ее принять соответствующие меры (например, путем повышения таможенных пошлин на товары, импортируемые из неподчинившейся страны-участницы). Ответные меры должны носить временный характер и быть эквивалентны ущербу, нанесенному неподчинившейся стороной.
Ответные меры (действия) - Retaliatory actions - шаги, предпринимаемые стороной в споре в соответствии с
Уругвайского раунда (см.) многосторонних переговоров было принято новое Генеральное соглашение (ГАТТ-1994), вобравшее в себя все дополнения и нововведения прежнего текста, который тем не менее остается центральным элементом прав и обязательств государств в области международной торговли товарами.
"Патриархальная" оговорка - Grandfather clause - положение, включенное в Протокол о временном применении ГАТТ-1947, подписанный 23 государствами-учредителями одновременно с самим текстом ГАТТ, а также в соответствующие протоколы о присоединении к этому Соглашению новых стран. Оговорка гласит, что часть статей ГАТТ (III и XXII - Национальный режим и Консультации) выполняется при том условии, что они не накладывают на государства-участники более значитальных обязательств, чем соответствующие положения их национальных законодательств. В дальнейшем, по мере реформирования ГАТТ, уровень обязательств присоединяющихся стран неуклонно повышался. Это прежде всего коснулось таких областей, как таможенная оценка, процедуры импортного лицензирования, стандарты, субсидии, антидемпинговые нормы и некоторые другие. По итогам
имплементационный - см.) период времени, отсчитываемый от 1 января года, следующего за годом юридического присоединения страны к ВТО. Ясно, что конечный уровень связывания ниже начального. Уровень связанных пошлин рассчитывается как отношение (доля) товарных позиций, ставки пошлин которых связаны, ко всем товарным позициям таможенного тарифа.
Первоначальный (конечный) уровень связывания - Initial (final) tariff binding level (coverage) - отправной уровень, на котором присоединяющаяся к ВТО страна обязуется связать (т.е. не повышать в одностороннем порядке) ставки ввозных таможенных пошлин на 1 января года, следующего за годом юридического присоединения к ВТО, называется первоначальным уровнем связывания. Конечным уровнем связывания называется уровень, на котором присоединяющаяся к ВТО страна обязуется связать ставки ввозных таможенных пошлин через согласованный (
статью "Услуги морского транспорта").
Передача грузов преимущественно национальным (отечественным) перевозчикам - Cargo allocation in favour of national carriers - одна из практикуемых в международных морских грузоперевозках мер, противоречащих принципам ГАТС (см.), в соответствии с которым она трактуется как дискриминационная и протекционистская. Согласно общим положениям ГАТС доступ в тот или иной сектор услуг должен быть свободным и неограниченным. Вместе с тем в ГАТС предусмотрено, что морские транспортные услуги (как и услуги в области телекоммуникаций) являются объектом дополнительных переговоров. Ввиду серьезных противоречий между странами-участницами проводимые в этой области переговоры пока не привели к положительным результатам (см. также