Действующий
В рамках данного мероприятия Минпромторг России совместно с общественными организациями предпринимателей ("ОПОРА РОССИИ", "Деловая Россия", Российский союз промышленников и предпринимателей), Федеральным собранием Российской Федерации (Экспертный совет по вопросам законодательного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в промышленности Комитета Государственной Думы по промышленности), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, экспертным сообществом проведет анализ нормативно-правовых актов с целью подготовки предложений по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий, включая вопросы лицензирования, подключения коммуникаций, гармонизации налогового законодательства. По итогам данного анализа будет подготовлен пакет мероприятий по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий.
Выполнение Мероприятия 1 приведет к снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий
Мероприятие 2. Изучение возможностей содействия программам крупных компаний, осуществляющих реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга
Одной из наиболее актуальных проблем для малых и средних предприятий является поиск покупателя на производимую продукцию. Эффективным способом решения данного вопроса может стать развитие системы аутсорсинга с тем, чтобы крупные компании передавали часть своих производственных процессов относительно небольшим предприятиям. В некоторых случаях возможно и выделение непрофильных бизнес-процессов во вновь созданные дочерние компании - малые и средние предприятия, имеющие гарантированный спрос со стороны материнской структуры.
В рамках данного мероприятия Минпромторг России совместно с Минэкономразвития России планирует исследовать возможности стимулирования крупных компаний осуществлять реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга. При этом следует особо отметить, что поддержку со стороны государства не должны получать неэффективные предприятия, производящие никому не нужную продукцию. Такие компании должны банкротиться вне зависимости от своего размера. Развитие системы аутсорсинга должно повышать общую эффективность экономики, снижая издержки крупных компаний и создавая спрос на конкурентоспособную продукцию малых и средних предприятий.
Выполнение Мероприятия 2 приведет к появлению ясности в вопросе о том, как следует содействовать программам крупных компаний, осуществляющих реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга.
Мероприятие 3. Внесение в установленном порядке изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии"
Обязательная сертификация была введена в 1992 году законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации". Декларирование соответствия введено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 766 "Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации". В соответствии с указанными постановлениями Госстандартом России утверждена номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия. В целях правового обеспечения замены обязательной сертификации продукции на декларирование соответствия принят Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия", который направлен на снижение административных барьеров в сфере предпринимательства.
Декларирование соответствия имеет одинаковую юридическую силу с обязательной сертификацией и отличается от обязательной сертификации тем, что в первом случае производитель и/или продавец продукции (заявитель) самостоятельно заявляет и предоставляет доказательства, что выпускаемые и/или реализуемые им товары соответствуют установленным требованиям, а орган по сертификации только проверяет документы и регистрирует декларацию о соответствии. А во втором - орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия на основании протокола испытаний, проведенного аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией. Органом по сертификации может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке. Таким образом, снижаются административные барьеры для предприятий, так как в случае декларирования соответствия на основании собственных доказательств затратная процедура испытаний аккредитованной испытательной лабораторией является необязательной.
При этом следует учитывать, что существуют виды продукции, несущие повышенные риски для потребителя, в связи с чем переход на декларирование соответствия невозможен. В этих случаях отказаться от системы обязательной сертификации было бы ошибкой.
Данное мероприятие предполагает внесение в установленном порядке изменений в постановление Правительства Российской Федерации, определяющее перечни продукции, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, с целью расширения номенклатуры продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Выполнение Мероприятия 3 приведет к снижению как финансовых, так и временных затрат малых и средних предприятий.
постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" на предмет расширения данного перечня за счет непищевых видов детских товаров;
16. Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Мероприятие 1. Мониторинг предоставления субсидий по линии Минпромторга России на предмет участия в них субъектов малого и среднего предпринимательства
Минпромторг России предоставляет субсидии юридическим лицам по ряду направлений. Субъектами МСП наиболее востребованы субсидии предприятиям легкой и лесной промышленности на техническое перевооружение и на осуществление сезонных закупок сырья и материалов, предприятиям автомобилестроения и транспортного машиностроения на осуществление технического перевооружения, организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов.
В рамках данного мероприятия будет проводиться мониторинг процесса предоставления субсидий. Структурные подразделения Минпромторга России, ответственные за предоставление субсидий, должны будут ежеквартально готовить информационную справку, содержащую сведения о том, сколько заявок на получение субсидии поступило от представителей малого и среднего бизнеса, сколько из этих заявок удовлетворено, а сколько нет, с указанием причины отказа. Данная информация доводится до Департамента системного анализа и стратегического планирования Минпромторга России, который осуществляет ее свод и в агрегированном виде представляет Руководителю Программы.
Полученная статистика используется в качестве косвенного индикатора, позволяющего оценить уровень инвестиционной активности предприятий малого и среднего бизнеса. Так как все вышеуказанные субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий организациям НХП) выделяются только на компенсацию процентных ставок по банковским кредитам, то анализируя информацию о спросе субъектов МСП на субсидию, можно сделать выводы по готовности небольших промышленных предприятий брать кредиты с одной стороны, и по готовности коммерческих банков такие предприятия кредитовать с другой.
Выполнение Мероприятия 1 приведет к появлению дополнительной информации, характеризующей уровень развития МСП в промышленности.
Мероприятие 2. Мониторинг размещения государственного заказа по линии Минпромторга России на предмет участия в нем субъектов малого предпринимательства
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации имеет возможность создать дополнительный спрос на продукцию малых предприятий за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Статья 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" устанавливает, что государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов.
В рамках данного мероприятия предполагается осуществлять мониторинг процесса размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для Минпромторга России, с целью обеспечения выполнения норм указанного Федерального закона, касающихся особенностей участия субъектов малого предпринимательства в размещении государственного заказа.
Мероприятие 3. Мониторинг проведения единых российских экспозиций на зарубежных выставках на предмет участия в них субъектов малого и среднего предпринимательства
Организация единых российских экспозиций на зарубежных выставках с участием в них представителей малых и средних предприятий промышленности (в том числе и с использованием возможностей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) позволяет привлекать внимание зарубежных заказчиков к отечественной промышленной продукции, повышая вероятность заключения международных контрактов.
Трудности с продвижением своей продукции на международные рынки являются существенным ограничением для малых и средних промышленных предприятий. Участие в зарубежных выставках является одним из возможных путей решения данной проблемы.
В рамках данного мероприятия планируется проводить мониторинг организации на зарубежных выставках единых российских экспозиций, частично финансируемых за счет средств федерального бюджета, с целью определить количество участников - субъектов малого и среднего предпринимательства. Также планируется выпустить рекомендации для выставочных операторов - получателей бюджетных средств, предназначенных на финансирование единых российских экспозиций на зарубежных выставках, уделить особое внимание привлечению малого и среднего бизнеса к участию в выставках.