(Действующий) Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 15 февраля 2010 г....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются в особой государственной поддержке, которой они не получали на протяжении практически всей новейшей российской истории. Ситуация стала меняться только в последние годы, однако на сегодняшний день сделано явно недостаточно.
К ключевым факторам, обуславливающим низкую долю малого бизнеса в ВВП, следует отнести существование различного рода избыточных административных барьеров ведения предпринимательской деятельности и сложности с реализацией производимой продукции. Неблагоприятная инновационно-производственная структура МСП является следствием недостаточной инвестиционной и инновационной активности небольших промышленных компаний. Ведомственная целевая программа Минпромторга России "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле" направлена на снятие указанных ограничений.
Разработанная Программа будет способствовать выполнению целей и задач Минпромторга России. Необходимость поддержки субъектов МСП полностью согласуется с Докладом о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на 2009-2011 годы. Так, Цель 1. "Обеспечение конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности" предполагает реализацию Задачи 1. "Усиление конкурентных позиций российских компаний на внутреннем рынке". Очевидно, что решение данной задачи предполагает работу с самым широким кругом предприятий, включая представителей МСП. Содействуя усилению конкурентных позиций субъектов МСП, Программа вносит значительный вклад в реализацию Задачи "Усиление конкурентных позиций российских компаний на внутреннем рынке".
Кроме того, ключевым показателем Цели 1 является "Индекс промышленного производства". Целевые индикаторы Программы показывают, насколько более благоприятными станут условия для российских компаний малого и среднего бизнеса после реализации программных мероприятий. Очевидно, что чем лучше условия созданы для российского производителя, тем более конкурентоспособный товар он сможет поставить на рынок и тем больше будет объем производства в отрасли. В этой связи существует устойчивая связь между программными индикаторами и индикаторами соответствующей стратегической цели. По экспертным оценкам, за счет реализации Программы удастся увеличить ежегодные темпы промышленного производства на 0,05%.

II. Основные цели и задачи Программы

Минпромторг России в рамках настоящей Программы стремится содействовать развитию малых и средних предприятий, занятых в промышленности и в торговле. Предполагается снять административные барьеры, снизить издержки предприятий на подтверждение безопасности продукции за счет совершенствования системы технического регулирования, способствовать притоку инвестиций в легкую, химическую и фармацевтическую промышленность, в производство товаров для детей, содействовать развитию народных художественных промыслов.
Разработанная Программа направлена на совершенствование законодательства в сфере промышленности и торговли и предполагает обеспечение координации между федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проводимую политику (Минпромторгом России), и представителями делового сообщества. В рамках реализации Программы планируется стимулировать развитие торговли на региональном уровне, что позволит повысить доступность товаров, производимых субъектами МСП.
Структура целей, задач и мероприятий Программы приведена в Приложении 1 к настоящей Программе.

III. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы

Основным показателем эффективности выполнения Программы является реализация всех мероприятий в установленные сроки и с заданным результатом.
Целевые индикаторы решения поставленных задач приведены в Приложении 2 к настоящей Программе.
В результате реализации Программы ожидается:
- Снижение издержек на преодоление административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий;
- Создание новых рабочих мест на малых и средних предприятиях, работающих в промышленном производстве;
- Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий торговли, совершенствование социальной направленности их деятельности.

IV. Перечень и описание программных мероприятий

Цель 1. Содействие снятию административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности и в торговле

Достижение данной цели предполагает реализацию следующих мероприятий:
1. Анализ действующих нормативно-правовых актов в сфере ответственности Минпромторга России и внесение в установленном порядке предложений по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий;
2. Изучение возможностей содействия программам крупных компаний, осуществляющих реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга;
3. Внесение в установленном порядке изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".

Мероприятие 1. Анализ действующих нормативно-правовых актов в сфере ответственности Минпромторга России и внесение в установленном порядке предложений по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий

Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в промышленности необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого и среднего предпринимательства.
Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства должны стать главными составляющими законотворческой деятельности, направленной на развитие предпринимательской деятельности в промышленности.
В рамках данного мероприятия Минпромторг России совместно с общественными организациями предпринимателей ("ОПОРА РОССИИ", "Деловая Россия", Российский союз промышленников и предпринимателей), Федеральным собранием Российской Федерации (Экспертный совет по вопросам законодательного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в промышленности Комитета Государственной Думы по промышленности), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, экспертным сообществом проведет анализ нормативно-правовых актов с целью подготовки предложений по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий, включая вопросы лицензирования, подключения коммуникаций, гармонизации налогового законодательства. По итогам данного анализа будет подготовлен пакет мероприятий по снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий.
Выполнение Мероприятия 1 приведет к снижению административных барьеров для малых и средних промышленных предприятий

Мероприятие 2. Изучение возможностей содействия программам крупных компаний, осуществляющих реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга

Одной из наиболее актуальных проблем для малых и средних предприятий является поиск покупателя на производимую продукцию. Эффективным способом решения данного вопроса может стать развитие системы аутсорсинга с тем, чтобы крупные компании передавали часть своих производственных процессов относительно небольшим предприятиям. В некоторых случаях возможно и выделение непрофильных бизнес-процессов во вновь созданные дочерние компании - малые и средние предприятия, имеющие гарантированный спрос со стороны материнской структуры.
В рамках данного мероприятия Минпромторг России совместно с Минэкономразвития России планирует исследовать возможности стимулирования крупных компаний осуществлять реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга. При этом следует особо отметить, что поддержку со стороны государства не должны получать неэффективные предприятия, производящие никому не нужную продукцию. Такие компании должны банкротиться вне зависимости от своего размера. Развитие системы аутсорсинга должно повышать общую эффективность экономики, снижая издержки крупных компаний и создавая спрос на конкурентоспособную продукцию малых и средних предприятий.
Выполнение Мероприятия 2 приведет к появлению ясности в вопросе о том, как следует содействовать программам крупных компаний, осуществляющих реструктуризацию своей деятельности за счет формирования малых и средних предприятий и развития системы аутсорсинга.

Мероприятие 3. Внесение в установленном порядке изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии"

Обязательная сертификация была введена в 1992 году законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации". Декларирование соответствия введено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 766 "Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации". В соответствии с указанными постановлениями Госстандартом России утверждена номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия. В целях правового обеспечения замены обязательной сертификации продукции на декларирование соответствия принят Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия", который направлен на снижение административных барьеров в сфере предпринимательства.
Декларирование соответствия имеет одинаковую юридическую силу с обязательной сертификацией и отличается от обязательной сертификации тем, что в первом случае производитель и/или продавец продукции (заявитель) самостоятельно заявляет и предоставляет доказательства, что выпускаемые и/или реализуемые им товары соответствуют установленным требованиям, а орган по сертификации только проверяет документы и регистрирует декларацию о соответствии. А во втором - орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия на основании протокола испытаний, проведенного аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией. Органом по сертификации может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке. Таким образом, снижаются административные барьеры для предприятий, так как в случае декларирования соответствия на основании собственных доказательств затратная процедура испытаний аккредитованной испытательной лабораторией является необязательной.
При этом следует учитывать, что существуют виды продукции, несущие повышенные риски для потребителя, в связи с чем переход на декларирование соответствия невозможен. В этих случаях отказаться от системы обязательной сертификации было бы ошибкой.
Данное мероприятие предполагает внесение в установленном порядке изменений в постановление Правительства Российской Федерации, определяющее перечни продукции, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, с целью расширения номенклатуры продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Выполнение Мероприятия 3 приведет к снижению как финансовых, так и временных затрат малых и средних предприятий.

Цель 2. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в промышленности

Достижение данной цели предполагает реализацию следующих мероприятий:
1. Мониторинг предоставления субсидий по линии Минпромторга России на предмет участия в них субъектов малого и среднего предпринимательства;
2. Мониторинг размещения государственного заказа по линии Минпромторга России на предмет участия в нем субъектов малого предпринимательства;
3. Мониторинг проведения единых российских экспозиций на зарубежных выставках на предмет участия в них субъектов малого и среднего предпринимательства;
4. Поддержка специального тематического раздела для субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте Минпромторга России;
5. Рассмотрение вопросов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, на заседаниях рабочей группы по развитию малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговле;
6. Консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам мер государственной поддержки во время проведения выставочных и конгрессных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации;
7. Консультирование органов местного самоуправления монопрофильных городов по формированию программ развития малого и среднего предпринимательства в промышленности и торговле;
8. Разработка "Концепции развития промышленного дизайна на период до 2015 года";
9. Создание перечня недвижимого имущества федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Минпромторгу России, которое может быть передано в долгосрочную аренду субъектам малого и среднего предпринимательства без ущерба для выполнения ФГУПами своих основных функций
10. Обеспечение возможности для малых и средних предприятий, арендующих недвижимое имущество у федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Минпромторгу России, продления арендных соглашений
11. Подготовка предложений по разработке и реализации программы по субсидированию для промышленных предприятий авансового платежа при лизинге промышленного оборудования
12. Организация взаимодействия Минпромторга России и Российской корпорации нанотехнологий с целью поддержки наиболее перспективных инновационных малых и средних предприятий