Утративший силу
- другие материалы, характеризующие аварию, обстоятельства и причины ее возникновения и дальнейшего развития.
Конкретный перечень материалов технического расследования причин аварии определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств аварии. К материалам технического расследования причин аварии в обязательном порядке прилагается опись всех включаемых документов.
3.2. Комиссией по техническому расследованию причин аварии принимаются к рассмотрению подлинники (оригиналы) документов, с которых при необходимости снимаются копии и/или делаются выписки. Копии документов и/или выписки заверяются должностным лицом организации, в которой произошла авария. Представляемые документы не должны содержать подчисток и ненадлежаще оформленных, не заверенных в установленном порядке поправок и дополнений.
3.3. Не позднее трех дней после окончания расследования по одному комплекту материалов технического расследования направляется организацией, на объекте или с техническим устройством которой произошла авария, в территориальный орган Службы, проводивший расследование, в соответствующие органы (организации), представители которых принимали участие в работе комиссии по техническому расследованию причин аварии, и в другие органы (организации), определенные председателем комиссии. Документ, подтверждающий направление материалов технического расследования в указанные органы (организации), представляется председателю комиссии.
3.4. Не позднее тридцати дней после окончания технического расследования причин аварии материалы технического расследования причин аварии и предлагаемые меры по их предупреждению в зависимости от масштабов аварии рассматриваются на совещаниях (коллегиях) Службы или ее территориальных органов либо на совещаниях управлений центрального аппарата Службы по соответствующим видам надзора, у заместителя руководителя и руководителя Службы.
По результатам рассмотрения материалов технического расследования причин аварии могут быть приняты следующие решения:
- о согласовании выводов комиссии по техническому расследованию причин аварии;
- об изменении выводов комиссии по техническому расследованию причин аварии;
- о проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию причин аварии;
- о проведении повторного расследования другим составом комиссии.
3.5. Решение совещания (коллегии) территориальных органов Службы по рассмотрению результатов технического расследования причин аварии прилагается к материалам технического расследования причин аварии либо направляется в центральный аппарат Службы после отправки материалов технического расследования причин аварии, но не позднее чем через 30 календарных дней после окончания технического расследования причин аварии.
3.6. Учет аварий ведется организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в специальном журнале по образцу
приложения N 5 к настоящему Порядку и один раз в полугодие, при наличии аварий информация об авариях и их причинах представляется в территориальный орган Службы, на подконтрольной территории которого располагается эксплуатируемый объект.
Организация, эксплуатирующая поднадзорный Службе объект, по мотивированным запросам федеральных органов исполнительной власти или их территориальных органов, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставляет информацию о причинах возникновения аварий и принимаемых мерах по их устранению (предупреждению) в течение трех дней после получения запроса.
3.7. В территориальном органе Службы в установленном Службой порядке организуются учет, обобщение и анализ информации о происшедших авариях, их причинах и принятых мерах по предотвращению подобных аварий.
Обобщенная информация о результатах анализа, принятых мерах по повышению качества расследования аварий и результатах контроля за выполнением мероприятий по предупреждению аварий приводится в пояснительной записке к отчету территориальных органов Службы о результатах деятельности за отчетный год.
3.8. На основании анализа причин аварий, произошедших на опасных производственных объектах, объектах энергетики и гидросооружениях, Служба при необходимости вносит в пределах установленной компетенции соответствующие дополнения и изменения в действующие нормативные правовые акты, содержащие требования по безопасному ведению работ на поднадзорных Службе объектах.
IV. Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, объектах энергетики и гидросооружениях, их учета и анализа
4.1. Расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, объектах энергетики и гидросооружениях их учет и анализ регламентируются соответствующим положением о порядке расследования причин инцидентов и их учета, разработанным организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, утвержденным ее руководителем и согласованным с территориальным органом Службы.
4.2. Для расследования причин инцидентов приказом руководителя организации, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, создается комиссия. Состав комиссии включает в себя нечетное число членов. Необходимость участия представителя территориального органа Службы, на территории деятельности которого произошел инцидент, определяется руководителем территориального органа Службы.
Расследование инцидентов на поднадзорных Службе объектах энергетики, охвативших электростанции и сети смежных энергосистем, проводится комиссиями, назначенными вышестоящим хозяйственным органом, ответственным за эксплуатацию смежных энергосистем, либо совместными комиссиями вышестоящих хозяйственных органов, ответственных за эксплуатацию каждой в отдельности энергосистемы, с обязательным участием представителей территориальных органов Службы.
4.3. Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом расследования причин инцидента по образцу, установленному эксплуатирующей организацией. Акт должен содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе вреде, нанесенном окружающей среде, а также о мерах по устранению причин инцидента. Акт расследования причин инцидента хранится в организации не менее двух лет.
4.4. Учет инцидентов на поднадзорном Службе объекте ведется в специальном журнале (по образцу
приложения N 6 к настоящему Порядку), где регистрируются дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей среде), меры по устранению причин инцидента и делается отметка об их выполнении.
Не реже одного раза в квартал в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, по образцу
приложения N 6 к настоящему Порядку направляются результаты анализа причин инцидентов, информация о количестве и характере инцидентов, о причинах их возникновения и принятых мерах.
Территориальные органы Службы в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют контроль учета инцидентов на поднадзорных Службе объектах, выполняют целевые проверки достаточности разработанных мер по устранению причин и предупреждению инцидентов, а также контролируют выполнение в установленные сроки запланированных мероприятий.
V. Порядок расследования причин аварий и происшествий на объектах использования атомной энергии
5.1. Порядок образования комиссий по расследованию аварий и происшествий, порядок передачи информации об авариях и происшествиях, порядок расследования причин аварий и происшествий, порядок учета и оформления отчетов о расследовании на объектах с радиационными источниками и радиоактивными веществами, на предприятиях ядерного топливного цикла, исследовательских ядерных установках, на атомных станциях установлены (регламентируются) соответствующими федеральными нормами и правилами.
5.2. Члены комиссии, участвующие в расследовании причин аварии на объекте использования атомной энергии, обеспечиваются обязательным медицинским страхованием, гарантиями и компенсациями наравне с работниками объекта использования атомной энергии в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
5.3. Члены комиссии по расследованию причин аварии на объекте использования атомной энергии обеспечиваются дозиметрическим контролем и учетом.
5.4. За порядком расследования происшествий на атомных станциях, проводимым комиссиями эксплуатирующих организаций, осуществляется контроль отделами инспекций межрегиональных территориальных управлений Службы по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.
По итогам работы комиссии отдел инспекций подготавливает и направляет письмо с информацией о результатах расследования в соответствующий территориальный орган Службы и в центральный аппарат Службы.
Указанное письмо составляется в произвольной форме с отражением следующих вопросов:
- фактический состав комиссии по расследованию причин происшествия на атомной станции;
- фактическое время начала работы комиссии;
- выполнение комиссией требований нормативных правовых документов Российской Федерации в области использования атомной энергии;
- достаточность, с точки зрения отдела инспекций, принятых эксплуатирующей организацией корректирующих мер;
- мнение отдела инспекций об установленных комиссией непосредственных и коренных причинах нарушения в работе атомной станции (при необходимости);
- состояние объекта на момент передачи сообщения;
- другие вопросы, важные с точки зрения отдела инспекций.
5.5. Разработка и выполнение корректирующих мер по устранению причин и последствий аварии на объектах использования атомной энергии осуществляются эксплуатирующей организацией.
5.6. Надзор за выполнением корректирующих мер, предусмотренных отчетом о расследовании причин аварии на объекте использования атомной энергии, ведет соответствующий территориальный орган Службы.
5.7. Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин аварий и инцидентов, определенный в
главах II,
IV настоящего Порядка, применяется в том числе в отношении тех объектов использования атомной энергии, на которые распространяется действие нормативного технического документа "Требования к устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии", НП-043-03 (утверждены постановлением Госатомнадзора России и Госгортехнадзора России от 19.06.2003 N 1/97, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 10.07.2003, N 4887).
Расследование причин аварий и инцидентов на таких объектах, связанных с грузоподъемными кранами, проводится в соответствии с указанным порядком комиссией эксплуатирующей организации с обязательным участием представителя межрегионального управления Службы по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, в котором зарегистрировано оборудование.
VI. Порядок расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Службе, в случае аварийного сверхнормативного загрязнения окружающей среды
6.1. Положения данного раздела применяются при проведении технического расследования причин аварий и инцидентов на поднадзорных Службе объектах в тех случаях, когда в результате аварий и инцидентов имело место негативное воздействие на окружающую среду, соответствующее критериям аварийного сверхнормативного загрязнения окружающей среды. Критерии аварийного сверхнормативного загрязнения окружающей среды определены Временным положением о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды"
*(6), федеральными нормами и правилами
НРБ-99 "Нормы радиационной безопасности. Санитарные правила. СП 2.6.1.758-99"
*(7), иными нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
6.2. Оценка последствий производится во всех случаях аварийного сверхнормативного загрязнения окружающей среды организациями, объектами, транспортными средствами, другими возможными источниками загрязнения, независимо от форм собственности, расположенными на территории, континентальном шельфе и в экономической зоне Российской Федерации.
6.3. Передача информации с мест территориальным органам Службы об аварийном сверхнормативном загрязнении окружающей среды осуществляется поднадзорными Службе объектами в соответствии с утверждаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации схемой, к разработке которой привлекаются все заинтересованные подведомственные и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Содержание информационного сообщения об аварийных сверхнормативных выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, экстремально высоком загрязнении окружающей среды и их последствиях представлено в
приложении N 7 к настоящему Порядку.
6.4. Схемой передачи информации об аварийном сверхнормативном загрязнении окружающей среды предусматривается немедленное (не более одних суток) оповещение территориальных органов Службы обо всех видах аварийных (залповых) выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также об аварийных ситуациях, которые могут повлечь сверхнормативное загрязнение окружающей среды.
Передача территориальными органами Службы информации об авариях, их последствиях и принятых мерах в центральный аппарат Службы осуществляется незамедлительно.
Сокрытие и/или несвоевременное оповещение об указанных фактах влечет за собой ответственность юридических и должностных лиц в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.