Действующий
движение и стоянка механических транспортных средств, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего назначения и вне специально предусмотренных для этого мест;
сплав леса по водотокам и водоемам;
интродукция растений и животных, чуждых местным флоре и фауне;
рубки главного пользования и заготовка живицы.
В национальных природных парках могут быть запрещены или ограничены и другие виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, научной, эстетической, культурной и рекреационной ценности территорий.
10. Режим использования земель, включенных в границы национальных природных парков без изъятия их из хозяйственного пользования, определяется органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.
11. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.
12. Соблюдение режима национального природного парка обеспечивается службой его охраны, в состав которой входят:
директор национального природного парка и его заместители;
старшие государственные инспектора по охране национального природного парка (руководители отделов, ведающие вопросами организации рационального природопользования, охраны комплексов и их восстановления, лесничие, помощники лесничих);
участковые государственные инспектора по охране национального природного парка (мастера леса, охотоведы);
государственные инспектора по охране национального природного парка (специалисты, ведающие вопросами организации рационального природопользования, лесники и егеря).
13. К охране территории национального природного парка могут привлекаться общественные инспекции. В вопросах обеспечения охраны администрация национального природного парка и ее службы взаимодействуют с государственными органами охраны водных ресурсов, рыбоохраны, охотнадзора и органами внутренних дел.
14. Государственным инспекторам по охране национальных природных парков предоставлено право:
требовать от граждан и должностных лиц объяснения по поводу нарушения ими режима национальных природных парков и природоохранительного законодательства, включая охрану рыбных запасов, животного мира, водное, лесное, земельное законодательство, проверять у граждан и должностных лиц документы на право нахождения, проезда, природопользования, занятия хозяйственной и иной деятельностью на территориях национальных природных парков и их охранных зон;
приостанавливать противоречащую природоохранительному законодательству и режиму национальных природных парков и их охранных зон деятельность граждан и должностных лиц;
посещать любые предприятия, учреждения и организации, гидротехнические сооружения, суда и иные транспортные средства на территориях национальных природных парков и их охранных зон для проверки соблюдения требований природоохранительного законодательства;
изымать у нарушителей природоохранительного законодательства продукцию и орудия незаконного природопользования, а также соответствующие документы в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
составлять в пределах своей компетенции протоколы об административных нарушениях в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры, доставлять лиц, совершивших эти правонарушения, в органы внутренних дел или в помещение местной администрации в поселках и населенных пунктах;
предъявлять в установленном порядке иски предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам и их объединениям о возмещении ущерба, нанесенного природным и историко-культурным комплексам и объектам национальных природных парков и их охранных зон в результате экологических правонарушений.
15. На службу охраны национальных природных парков возлагается осуществление мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. Перечень работников службы охраны национальных природных парков, относимых к государственной лесной охране, утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
16. Государственным инспекторам по охране национальных природных парков выдается бесплатно органом, в ведении которого они находятся, форменное обмундирование со знаками различия и нагрудный знак установленного образца.
17. Сотрудники службы охраны национальных природных парков имеют право хранения и ношения огнестрельного оружия в соответствии с Табелем вооружения, утвержденным в установленном порядке.
VI. Научно-исследовательская и просветительская деятельность в национальных природных парках
18. Научно-исследовательская деятельность в национальных природных парках направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе.
19. Научно-исследовательская деятельность в национальных природных парках проводится:
штатными сотрудниками научных отделов и лабораторий национальных природных парков по планам научно-исследовательских работ, утвержденным научно-техническими советами национальных природных парков;
научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля на договорных началах по общим с национальными природными парками программам, согласованным с государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные природные парки.
20. В национальных природных парках для рассмотрения вопросов научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности создаются научно-технические советы.
Состав научно-технических советов и положение о них утверждаются государственными органами управления, в ведении которых национальные природные парки находятся.
21. Планы лесохозяйственных, биотехнических, рекультивационных и реставрационных работ, а также мероприятий по регулированию численности диких животных на территориях национальных природных парков рассматриваются в обязательном порядке на заседаниях научно-технических советов.
22. Просветительская деятельность национальных природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национальных природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.
VII. Хозяйственная деятельность национальных природных парков
23. Хозяйственная деятельность национальных природных парков направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
24. Развитие регулируемого туризма и отдыха в природных условиях осуществляется в соответствии с утвержденными проектными материалами путем предоставления национальными природными парками в аренду (пользование) заинтересованным юридическим лицам земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений.
25. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий общественного питания и других объектов туристического сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляются заинтересованными государственными, кооперативными, общественными и частными предприятиями и учреждениями на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с национальными природными парками.
26. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, национальные природные парки могут самостоятельно осуществлять эти работы за счет средств, выделяемых из бюджета, при этом доходы от эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов национальных природных парков.
27. Охотопользование на территориях национальных природных парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям.
VIII. Правовой статус национальных природных парков
28. Земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается.
29. Территории национальных природных парков учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Эти проектные документы подлежат обязательному согласованию с государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся национальные природные парки.
30. Национальные природные парки являются юридическими лицами, финансируются за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей, а также собственных средств, имеют счета, в том числе валютные, в учреждениях банков Российской Федерации и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
IX. Контроль за деятельностью национальных природных парков
31. Ведомственный контроль за деятельностью национальных природных парков осуществляется государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные природные парки, а также иными государственными органами в пределах их компетенции.
Государственный контроль за деятельностью национальных природных парков осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами.