Утративший силу
Народный депутат Российской Федерации, не участвовавший в работе комиссий и комитетов, вправе направлять им свои замечания и поправки, которые должны быть рассмотрены комиссиями и комитетами. О результатах рассмотрения замечаний и поправок комиссии или комитеты информируют, как правило, в устной форме народных депутатов Российской Федерации, направивших такие замечания и поправки.
Статья 72. Рассмотрение проектов законов Российской Федерации, внесенных в Верховный Совет Российской Федерации, осуществляется в двух чтениях, если Верховным Советом Российской Федерации применительно к конкретному проекту не будет принято другое решение.
Проекты законов Российской Федерации по вопросам национально-государственного устройства Российской Федерации, а также по вопросам, затрагивающим отношения автономных республик с органами государственной власти Российской Федерации, вначале рассматриваются, как правило, в Верховном Совете Российской Федерации, затем передаются на рассмотрение Съезда народных депутатов Российской Федерации.
Статья 73. Текст проекта закона Российской Федерации, подготовленного к предварительному рассмотрению, и материалы к нему Президиум Верховного Совета Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации, в постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации, в Высший экономический совет при Президиуме Верховного Совета Российской Федерации, в Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете Российской Федерации для подготовки заключений, а также в юридическую и редакционно-издательскую службы Верховного Совета Российской Федерации.
Законопроекты по вопросам, отнесенным Федеративным договором к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, направляются также указанным участникам Федеративного договора.
Законопроекты по вопросам, отнесенным Федеративным договором к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти Российской Федерации, могут быть направлены Президиумом Верховного Совета Российской Федерации на заключение соответствующим органам власти участников Федеративного договора.
Президент Российской Федерации, органы власти участников Федеративного договора представляют свои заключения по законопроекту в Верховный Совет Российской Федерации в установленный Президиумом Верховного Совета Российской Федерации срок. Законопроект может быть рассмотрен Верховным Советом Российской Федерации, если заключения не представлены в указанный срок.
Комитет Верховного Совета Российской Федерации по законодательству с привлечением юридической и редакционно-издательской служб Верховного Совета Российской Федерации осуществляют правовую и лингвостилистическую, а Высший экономический совет и Контрольно-бюджетный комитет - финансово-экономическую экспертизу текста законопроекта. Постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации составляют заключения и представляют их головному комитету (головной комиссии) Верховного Совета Российской Федерации в установленный Президиумом Верховного Совета Российской Федерации срок.
Народные депутаты Российской Федерации, представители Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, органов власти участников Федеративного договора, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации вправе присутствовать с правом совещательного голоса на заседаниях головного комитета (головной комиссии) при рассмотрении заключений и предлагаемых поправок при подготовке законопроекта к первому чтению.
Решение об учете указанных заключений и предлагаемых поправок в законопроект перед первым чтением принимается головным комитетом (головной комиссией) Верховного Совета Российской Федерации.
Текст проекта закона Российской Федерации, подготовленный к первому чтению, и материалы к нему по представлению головного комитета (головной комиссии) направляются народным депутатам Российской Федерации не позднее, чем за семь дней до рассмотрения этого законопроекта в первом чтении.
Проекты законов Российской Федерации и другие, наиболее важные вопросы государственной жизни, решением Верховного Совета Российской Федерации, принятым по его инициативе или по предложению одного из участников Федеративного договора, могут быть вынесены на всенародное обсуждение.
Статья 74. При первом чтении законопроекта Верховный Совет Российской Федерации на раздельных или совместном заседании палат заслушивает доклад инициатора законопроекта и содоклад головной комиссии (головного комитета), обсуждает основные положения законопроекта и высказывает предложения и замечания в форме поправок, рассматривает предложения об опубликовании при необходимости законопроекта для обсуждения.
После заслушивания заключений соответствующих постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации и обсуждения рассматриваемых проектов законов, законодательных предложений и обращений официальному представителю Президента Российской Федерации предоставляется возможность выступить с заключительным словом, в котором он сообщает мнение Президента Российской Федерации о взысканных в Верховном Совете Российской Федерации замечаниях по проектам законов, законодательным предложениям и обращениям Президента Российской Федерации.
Статья 75. При первом чтении проектов законов Российской Федерации по вопросам, отнесенным статьей 112 Конституции Российской Федерации к рассмотрению прежде всего в Совете Республики или в Совете Национальностей, обсуждение проекта проводится по согласованию между председателями палат первоначально в той палате, к преимущественному ведению которой относится законопроект, а затем в другой палате.
При этом Совет Национальностей в процессе рассмотрения законопроекта, относящегося к преимущественному ведению этой палаты, выявляет и учитывает мнение автономных республик, автономных областей и автономных округов по вопросам, затрагивающим их интересы.
Палата Верховного Совета Российской Федерации, обсудившая в первую очередь проект закона Российской Федерации, представляет свое решение в другую палату.
Статья 76. Если в ходе первого чтения Верховный Совет Российской Федерации при отсутствии предложений по дополнениям и изменениям признает представленный законопроект не требующим доработки, он может принять его, не переходя ко второму чтению.
Статья 77. Предложения по изменениям и дополнениям проекта закона Российской Федерации, принятого в первом чтении, вносятся в письменном виде в головной комитет (головную комиссию). Срок внесения поправок и подготовки законопроекта ко второму чтению определяет Верховный Совет Российской Федерации.
Статья 78. Головной комитет (головная комиссия) с привлечением юридической и редакционно-издательской служб Верховного Совета Российской Федерации рассматривает внесенные поправки к законопроекту и подготавливает его ко второму чтению. Представители органов и лица, внесшие поправки, вправе уточнять их текст в ходе обсуждения законопроекта в головном комитете (головной комиссии). Решение об учете оправок принимается головным комитетом (головной комиссией).
Поправки, отклоненные в ходе доработки законопроекта, прилагаются к тексту законопроекта для рассмотрения их при втором чтении.
По представлению головного комитета (головной комиссии) доработанный законопроект выносится на второе чтение.
Текст проекта закона Российской Федерации, подготовленного ко второму чтению, таблица отклоненных поправок, таблица принятых или учтенных в законопроекте поправок, а также составленный юридической службой Верховного Совета Российской Федерации перечень законодательных актов Российской Федерации, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием закона, представляются народным депутатам не позднее, чем за семь дней до рассмотрения законопроекта Верховным Советом Российской Федерации.
Статья 79. При втором чтении проекта закона Российской Федерации на совместном заседании палат Верховного Совета Российской Федерации доработанный головным комитетом (головной комиссией) законопроект принимается за основу большинством от общего числа членов каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации, затем обсуждаются и ставятся на голосование все поправки, отклоненные головным комитетом (головной комиссией) и не включенные в текст законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении.
В случае непринятия текста законопроекта за основу отдельно для принятия за основу ставятся раздел, глава или статья. Более чем двукратное голосование по одному и тому же разделу, одной и той же главе или статье не допускается. Не принятые за основу раздел, глава или статья направляются на доработку или исключаются из законопроекта.
По каждой поправке, отклоненной головным комитетом (головной комиссией), перед голосованием вначале заслушивается заключение головного комитета (головной комиссии), затем аргументы автора поправки. Автор поправки вправе снять свое предложение с голосования. По решению большинства присутствующих членов Верховного Совета Российской Федерации проводится дополнительное обсуждение поправки другими народными депутатами Российской Федерации. В случае нарушения установленного порядка право последнего выступления по поправке принадлежит автору поправки.
Народный депутат Российской Федерации вправе заявить несогласие с поправкой, принятой или частично учтенной головным комитетом (головной комиссией) и включенной в текст законопроекта, представленного на второе чтение, и поставить вопрос о возвращении к тексту законопроекта, принятому в первом чтении, либо к тексту поправки в случае внесения ее в законопроект в измененной редакции. Подобные предложения рассматриваются в обязательном порядке.
После обсуждения всех поправок раздел, глава или статья принимаются в целом с принятыми поправками. Поправка в законопроект, раздел, главу или статью считаются принятыми в целом, если за это проголосовало большинство от общего числа членов каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации.
Перед голосованием по разделу, главе или статье в целом народный депутат вправе предложить вернуться к рассмотрению ранее принятой или отклоненной поправки. Решение о возвращении к ранее принятой или отклоненной поправке допускается один раз и принимается большинством от числа присутствующих членов каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации.
До проведения голосования по законопроекту в целом он направляется в головной комитет (головную комиссию) для проверки с привлечением юридической и редакционно-издательской служб Верховного Совета Российской Федерации на предмет отсутствия внутренних противоречий и противоречий с действующим законодательством, на предмет правильности взаимосвязи статей в связи с внесенными в законопроект при втором чтении поправками.
После проведения проверки на отсутствие противоречий и правильность взаимосвязи статей законопроект в течение семи дней представляется Верховному Совету Российской Федерации для принятия в целом.
Статья 80. При втором чтении по проекту закона Российской Федерации с докладом выступает председатель головного по данному законопроекту комитета (головной комиссии) или его заместитель, либо руководитель органа, дорабатывающего проект. Обсуждение законопроекта проводится постатейно, по разделам или в целом. Во время обсуждения возможно возвращение отдельных частей или законопроекта в целом на доработку в соответствующие комитеты и комиссии.
Статья 81. Каждая поправка обсуждается и голосуется отдельно в каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации. Если предложено внести несколько поправок в одну и ту же статью проекта, то вначале обсуждаются и голосуются те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.
Если с разрешения Верховного Совета Российской Федерации поправки будут внесены в ходе второго чтения, председательствующий вправе объявить перерыв в заседании для подготовки заключения по поправкам соответствующих комиссий и комитетов. Верховный Совет Российской Федерации заслушивает заключения комиссий и комитетов по поправкам. При этом слово для обоснования поправки предоставляется народному депутату Российской Федерации, внесшему поправку, если он не согласен с предложением комиссии или комитета по данной поправке. Прения по поправкам в этом случае не открываются, но поправка ставится на голосование.
Статья 82. В результате второго чтения Верховный Совет Российской Федерации принимает закон Российской Федерации либо отклоняет его, либо возвращает на доработку.
Статья 83. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Верховный Совет Российской Федерации принимает закон Российской Федерации на раздельных или совместных заседаниях палат.
Закон Российской Федерации считается принятым Верховным Советом Российской Федерации, если в каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации за его принятие проголосовало большинство от общего числа членов палаты.
В случае непринятия закона одной из палат или иных разногласий между Советом Республики и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образованной на паритетных началах. После этого вопрос повторно рассматривается Советом Республики и Советом Национальностей на совместном заседании.
Статья 84. Рассмотренные и одобренные Верховным Советом Российской Федерации проекты законов Российской Федерации об изменении Конституции Российской Федерации и по другим вопросам, отнесенным к исключительному ведению Съезда народных депутатов Российской Федерации, передаются Верховным Советом Российской Федерации на рассмотрение Съезда народных депутатов Российской Федерации.
Статья 85. Любые решения одной палаты Верховного Совета Российской Федерации по рассмотрению и принятию проекта закона Российской Федерации передаются в другую палату и рассматриваются в ней.
Разногласия между Советом Республики и Советом Национальностей устраняются в порядке, предусмотренном статьей 112 Конституции Российской Федерации.
Предложения согласительной комиссии по урегулированию разногласий доводятся до сведения членов обеих палат в письменной форме. Согласительная комиссия может предложить на рассмотрение палат несколько вариантов урегулирования разногласий.
При обсуждении предложений согласительной комиссии на совместном заседании палат Верховного Совета Российской Федерации выступает равное число членов каждой из палат. Выступления членов палат проводятся по очереди, от каждой из палат попеременно. Члены палат могут выдвинуть свои предложения по урегулированию разногласий, отличные от предложений согласительной комиссии.