(Утративший силу) Регламент Верховного Совета Российской Федерации от 24 октября 1990 г....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу

Статья 64. Проекты законов Российской Федерации и законодательные предложения представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой целей, задач и основных положений будущих законов и их места в системе действующего законодательства, а также ожидаемых социально-экономических и иных последствий их применения. При этом указываются коллективы и лица, принимавшие участие в подготовке законопроекта. При представлении проекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат, прилагается его финансово-экономическое обоснование.

При оформлении проектов законов Российской Федерации и законодательных предложений должны учитываться также другие требования, установленные законодательными актами Российской Федерации о порядке подготовки проектов законов Российской Федерации.

Статья 65. Проекты законов Российской Федерации и законодательные предложения, подлежащие рассмотрению Верховным Советом Российской Федерации, представляются в Президиум Верховного Совета Российской Федерации, а в период проведения сессии Верховного Совета - в палаты или председателям палат.

Представленные проекты законов Российской Федерации и законодательные предложения подлежат обязательной регистрации в Президиуме Верховного Совета Российской Федерации.

Статья 66. Если форма представленного проекта закона Российской Федерации не отвечает основным требованиям настоящего Регламента и законодательных актов Российской Федерации о порядке подготовки проектов законов Российской Федерации или проект либо законодательное предложение представлены без обоснований, такой проект или предложение могут быть возвращены Президиумом Верховного Совета Российской Федерации или председателями палат инициатору законопроекта.

Статья 67. Президиум Верховного Совета Российской Федерации по каждому законопроекту или законодательному предложению определяет головной комитет (головную комиссию), этапы подготовки законопроекта к рассмотрению Верховным Советом Российской Федерации, в том числе виды и сроки проведения экспертных работ.

Законопроекты, подлежащие рассмотрению Верховным Советом Российской Федерации, направляются Президиумом Верховного Совета Российской Федерации на заключение в постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации.

Статья 68. Верховный Совет с учетом заключения постоянных комиссий палат, комитетов Верховного Совета Российской Федерации решает вопрос о включении проекта закона Российской Федерации в повестку дня данной сессии либо о продолжении работы над законопроектом (законодательным предложением), либо о его отклонении. При этом Верховный Совет Российской Федерации может поручить подготовку проекта закона Российской Федерации к первому чтению тем же комиссиям и комитетам или расширить их состав с указанием срока представления законопроекта.

Статья 69. Порядок рассмотрения проекта закона Российской Федерации или законодательного предложения, подготовки заключения по законопроекту определяется самостоятельно соответствующими постоянной комиссией палаты или комитетом Верховного Совета Российской Федерации на основе настоящего Регламента и других законов Российской Федерации.

Для работы над проектами законов Российской Федерации или законодательными предложениями постоянные комиссии и комитеты создают подготовительные комиссии.
В случае если проект закона Российской Федерации или законодательное предложение рассматриваются в нескольких комитетах Верховного Совета Российской Федерации или постоянных комиссиях палат, ими образуются совместные подготовительные комиссии.
В состав подготовительных комиссий и рабочих групп могут включаться и народные депутаты Российской Федерации, не входящие в состав комиссий или комитетов.
В работе подготовительных комиссий имеют право принимать участие инициаторы законопроекта с правом совещательного голоса.
Подготовительные комиссии могут привлекать в состав рабочих и редакционных групп представителей государственных и общественных органов, научных учреждений, специалистов и ученых.
Альтернативные проекты законов Российской Федерации рассматриваются комиссиями и комитетами одновременно с основным проектом.

Статья 70. Подготовительная комиссия с согласия головного по данному законопроекту или законодательному предложению комитета Верховного Совета Российской Федерации или головной постоянной комиссии палаты вправе принять решение о проведении с участием соответствующих Советов народных депутатов предварительного обсуждения подготавливаемого проекта на местах - в трудовых коллективах, научных учреждениях, общественных организациях, на собраниях граждан, в органах общественной самодеятельности.

В необходимых случаях законопроекты направляются на научную экспертизу, по ним могут запрашиваться заключение Совета Министров Российской Федерации, мнение соответствующих министерств и ведомств, государственных и общественных органов Союза ССР, Российской Федерации, автономных республик и местных Советов народных депутатов Российской Федерации в установленный комиссией срок.
Замечания и предложения, поступившие в процессе обсуждения законопроекта, рассматриваются подготовительной комиссией и по ее докладу о результатах работы - на заседаниях соответствующих комиссий и комитетов.
При наличии разногласий между постоянными комиссиями палат или комитетами Верховного Совета Российской Федерации, принимавшими участие в работе над законопроектом, по вопросам о его содержании или целесообразности разработки комиссиями или комитетами принимаются меры по урегулированию разногласий. Вопросы, по которым не достигнуто согласие, выносятся на рассмотрение палат Верховного Совета Российской Федерации.

Статья 71. Обсуждение проекта закона Российской Федерации, законодательного предложения комиссиями и комитетами происходит открыто, освещается средствами массовой информации.

Народный депутат Российской Федерации, не участвовавший в работе комиссий и комитетов, вправе направлять им свои замечания и поправки, которые должны быть рассмотрены комиссиями и комитетами. О результатах рассмотрения замечаний и поправок комиссии или комитеты информируют, как правило, в устной форме народных депутатов Российской Федерации, направивших такие замечания и поправки.

Глава 8
Рассмотрение проектов Законов Российской Федерации в Верховном Совете Российской Федерации

Статья 72. Рассмотрение проектов законов Российской Федерации, внесенных в Верховный Совет Российской Федерации, осуществляется в двух чтениях, если Верховным Советом Российской Федерации применительно к конкретному проекту не будет принято другое решение.

Проекты законов Российской Федерации по вопросам национально-государственного устройства Российской Федерации, а также по вопросам, затрагивающим отношения автономных республик с органами государственной власти Российской Федерации, вначале рассматриваются, как правило, в Верховном Совете Российской Федерации, затем передаются на рассмотрение Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Статья 73. Текст проекта закона Российской Федерации, подготовленного к предварительному рассмотрению, и материалы к нему Президиум Верховного Совета Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации, в постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации, в Высший экономический совет при Президиуме Верховного Совета Российской Федерации, в Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете Российской Федерации для подготовки заключений, а также в юридическую и редакционно-издательскую службы Верховного Совета Российской Федерации.

Законопроекты по вопросам, отнесенным Федеративным договором к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, направляются также указанным участникам Федеративного договора.
Законопроекты по вопросам, отнесенным Федеративным договором к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти Российской Федерации, могут быть направлены Президиумом Верховного Совета Российской Федерации на заключение соответствующим органам власти участников Федеративного договора.
Президент Российской Федерации, органы власти участников Федеративного договора представляют свои заключения по законопроекту в Верховный Совет Российской Федерации в установленный Президиумом Верховного Совета Российской Федерации срок. Законопроект может быть рассмотрен Верховным Советом Российской Федерации, если заключения не представлены в указанный срок.
Комитет Верховного Совета Российской Федерации по законодательству с привлечением юридической и редакционно-издательской служб Верховного Совета Российской Федерации осуществляют правовую и лингвостилистическую, а Высший экономический совет и Контрольно-бюджетный комитет - финансово-экономическую экспертизу текста законопроекта. Постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации составляют заключения и представляют их головному комитету (головной комиссии) Верховного Совета Российской Федерации в установленный Президиумом Верховного Совета Российской Федерации срок.
Народные депутаты Российской Федерации, представители Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, органов власти участников Федеративного договора, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации вправе присутствовать с правом совещательного голоса на заседаниях головного комитета (головной комиссии) при рассмотрении заключений и предлагаемых поправок при подготовке законопроекта к первому чтению.
Решение об учете указанных заключений и предлагаемых поправок в законопроект перед первым чтением принимается головным комитетом (головной комиссией) Верховного Совета Российской Федерации.
Текст проекта закона Российской Федерации, подготовленный к первому чтению, и материалы к нему по представлению головного комитета (головной комиссии) направляются народным депутатам Российской Федерации не позднее, чем за семь дней до рассмотрения этого законопроекта в первом чтении.
Проекты законов Российской Федерации и другие, наиболее важные вопросы государственной жизни, решением Верховного Совета Российской Федерации, принятым по его инициативе или по предложению одного из участников Федеративного договора, могут быть вынесены на всенародное обсуждение.

Статья 74. При первом чтении законопроекта Верховный Совет Российской Федерации на раздельных или совместном заседании палат заслушивает доклад инициатора законопроекта и содоклад головной комиссии (головного комитета), обсуждает основные положения законопроекта и высказывает предложения и замечания в форме поправок, рассматривает предложения об опубликовании при необходимости законопроекта для обсуждения.

Рассмотрение в Верховном Совете Российской Федерации на раздельных или совместных заседаниях палат проектов законов и законодательных предложений, представленных Президентом Российской Федерации, а также обращений Президента Российской Федерации начинается с выступления официального представителя Президента Российской Федерации с обоснованием необходимости их принятия.
После заслушивания заключений соответствующих постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации и обсуждения рассматриваемых проектов законов, законодательных предложений и обращений официальному представителю Президента Российской Федерации предоставляется возможность выступить с заключительным словом, в котором он сообщает мнение Президента Российской Федерации о взысканных в Верховном Совете Российской Федерации замечаниях по проектам законов, законодательным предложениям и обращениям Президента Российской Федерации.
По результатам обсуждения Верховный Совет Российской Федерации одобряет основные положения законопроекта или отклоняет его. В случае одобрения законопроекта Верховный Совет Российской Федерации устанавливает срок его представления для второго чтения. В случае отклонения законопроекта он может быть после доработки повторно внесен в Верховный Совет Российской Федерации.
При внесении альтернативных проектов законов Российской Федерации по одному и тому же вопросу Верховный Совет Российской Федерации одновременно обсуждает их в ходе первого чтения и принимает решение о том, какой из рассматриваемых проектов принять за основу для подготовки ко второму чтению.
Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если оно утверждено обеими палатами Верховного Совета Российской Федерации большинством голосов членов каждой палаты. Такое решение оформляется постановлением Верховного Совета Российской Федерации.

Статья 75. При первом чтении проектов законов Российской Федерации по вопросам, отнесенным статьей 112 Конституции Российской Федерации к рассмотрению прежде всего в Совете Республики или в Совете Национальностей, обсуждение проекта проводится по согласованию между председателями палат первоначально в той палате, к преимущественному ведению которой относится законопроект, а затем в другой палате.

При этом Совет Национальностей в процессе рассмотрения законопроекта, относящегося к преимущественному ведению этой палаты, выявляет и учитывает мнение автономных республик, автономных областей и автономных округов по вопросам, затрагивающим их интересы.
Палата Верховного Совета Российской Федерации, обсудившая в первую очередь проект закона Российской Федерации, представляет свое решение в другую палату.

Статья 76. Если в ходе первого чтения Верховный Совет Российской Федерации при отсутствии предложений по дополнениям и изменениям признает представленный законопроект не требующим доработки, он может принять его, не переходя ко второму чтению.

Статья 77. Предложения по изменениям и дополнениям проекта закона Российской Федерации, принятого в первом чтении, вносятся в письменном виде в головной комитет (головную комиссию). Срок внесения поправок и подготовки законопроекта ко второму чтению определяет Верховный Совет Российской Федерации.

Статья 78. Головной комитет (головная комиссия) с привлечением юридической и редакционно-издательской служб Верховного Совета Российской Федерации рассматривает внесенные поправки к законопроекту и подготавливает его ко второму чтению. Представители органов и лица, внесшие поправки, вправе уточнять их текст в ходе обсуждения законопроекта в головном комитете (головной комиссии). Решение об учете оправок принимается головным комитетом (головной комиссией).

Поправки, отклоненные в ходе доработки законопроекта, прилагаются к тексту законопроекта для рассмотрения их при втором чтении.
По представлению головного комитета (головной комиссии) доработанный законопроект выносится на второе чтение.
Текст проекта закона Российской Федерации, подготовленного ко второму чтению, таблица отклоненных поправок, таблица принятых или учтенных в законопроекте поправок, а также составленный юридической службой Верховного Совета Российской Федерации перечень законодательных актов Российской Федерации, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием закона, представляются народным депутатам не позднее, чем за семь дней до рассмотрения законопроекта Верховным Советом Российской Федерации.

Статья 79. При втором чтении проекта закона Российской Федерации на совместном заседании палат Верховного Совета Российской Федерации доработанный головным комитетом (головной комиссией) законопроект принимается за основу большинством от общего числа членов каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации, затем обсуждаются и ставятся на голосование все поправки, отклоненные головным комитетом (головной комиссией) и не включенные в текст законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении.

В случае непринятия текста законопроекта за основу отдельно для принятия за основу ставятся раздел, глава или статья. Более чем двукратное голосование по одному и тому же разделу, одной и той же главе или статье не допускается. Не принятые за основу раздел, глава или статья направляются на доработку или исключаются из законопроекта.