(Действующий) Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 "О Программе...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Учитывая всеобщий характер включения работников в накопительную схему и незначительность накопленных ресурсов для работников, выходящих на пенсию в течение первых 5 лет с момента введения накопительных элементов, предусматривается использовать их на частичное финансирование выплат пенсий лишь после 2005 года.
Таким образом, начиная с 2005 года трудовые пенсии для большинства выходящих на пенсию по старости будут состоять из двух частей, назначаемых на распределительной и накопительной основе.
По мере роста пенсионных накоплений застрахованных лиц часть трудовой пенсии, финансируемой из накопительного источника, будет возрастать и в долгосрочной перспективе может достигнуть величины, равной величине трудовой пенсии, финансируемой на распределительной основе.
В связи с этим необходимо будет предусмотреть с 2005 года внесение изменений в порядок исчисления трудовых пенсий, финансируемых на распределительной основе. Относительная величина части пенсий, назначаемых на распределительной основе, должна постепенно уменьшаться по мере возрастания части пенсий по накопительной схеме.
В целях предотвращения чрезмерной дифференциации пенсий, назначаемых на основе условно-накопительных счетов и именных накопительных пенсионных счетов, а также в целях стимулирования работников к уплате страховых взносов целесообразно ввести максимальный уровень индивидуальных доходов, выше которого не должны уплачиваться обязательные страховые взносы.
Для более полной реализации принципов социальной справедливости и повышения мотивации своевременной и полной уплаты страховых взносов застрахованными по государственному пенсионному страхованию лицами предполагается законодательно обеспечить права наследования накопленных на именных накопительных счетах пенсионных резервов пережившим супругом и (или) лицами, находящимися на иждивении застрахованного.

5.2. Назначение трудовых пенсий на основе условно-накопительных счетов

В основе применения условно-накопительных счетов лежит принцип регистрации взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на индивидуальном лицевом счете каждого работника таким образом, как если бы эти взносы составляли реальные пенсионные накопления. В частности, производится индексация взносов, отраженных на условно-накопительном счете, или условное начисление на них процентов по согласованным ставкам.
На момент выхода работника на пенсию размер его пенсии за счет распределительной составляющей определяется в рублях.
Использование условно-накопительных счетов для назначения трудовых пенсий, финансируемых на распределительной основе, предполагается осуществить с 2001 года после завершения внедрения персонифицированного учета в Российской Федерации.
При этом для лиц, вышедших на пенсию до 2001 года, сохраняется действующий порядок исчисления и увеличения государственных пенсий, закрепленный в Законе Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и в Федеральном законе "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
Принимая во внимание то обстоятельство, что персонифицированный учет пенсионных взносов на условно-накопительных счетах станет возможным лишь начиная с 2000 года, необходимо будет использовать поэтапный переход с целью:
отражения на условно-накопительных счетах первоначального условного капитала, сформированного работниками в период до 2000 года;
введения поправочных коэффициентов для частичной компенсации снижения средних размеров пенсий у женщин по сравнению с размером пенсий у мужчин в связи с переходом к определению размера пенсии с учетом ожидаемой продолжительности жизни после выхода на пенсию;
регулирования соотношения между распределительными и накопительными источниками формирования пенсий с учетом доведения в долгосрочной перспективе средней величины части пенсии, выплачиваемой из накопительных источников, примерно до 50 процентов суммарной трудовой пенсии.
По завершении переходного периода величина пенсии для мужчин и женщин должна будет определяться путем деления суммы накопленных страховых взносов, включая величину условного капитала, на ожидаемую продолжительность жизни в месяцах после достижения пенсионного возраста (с применением в случае необходимости поправочных коэффициентов).
Во избежание единовременного снижения уровня пенсий для женщин, выходящих на пенсию в 2001 и последующие годы, предполагается использовать переходный механизм исчисления пенсии для женщин, рассчитанный на 10 лет. В первый год переходного периода предлагается определять пенсию для женщин, выходящих на пенсию в 55 лет, исходя из ожидаемой продолжительности жизни женщин в 60 лет, что выравнивает размер их пенсии с размером пенсии, назначаемой мужчинам в возрасте 60 лет. При этом в течение последующих лет переходного периода величина ожидаемой продолжительности жизни, используемая для назначения пенсии для женщин, выходящих на пенсию в 55 лет, будет повышаться на полгода каждый год.
Таким образом, в конце 10-летнего переходного периода величина пенсии у женщин, выходящих на пенсию в 55 лет, будет определяться исходя из ожидаемой продолжительности жизни женщин в 55 лет. В результате формируется механизм постепенного усиления стимулов для выравнивания возраста выхода на пенсию по старости для мужчин и женщин.

5.3. Введение накопительных элементов финансирования трудовых пенсий

Программой предполагается поэтапное внедрение в государственное пенсионное страхование накопительных элементов финансирования пенсий.
На первом этапе, начиная с 2000 года, планируется зачислять на именной пенсионный счет часть обязательных страховых взносов, уплачиваемых в размере 1 процента с заработной платы (дохода).
Работодатели уплачивают страховые взносы в установленном порядке. Вся сумма страховых взносов зачисляется на счет доходов регионального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в установленные сроки зачисляет страховые взносы исходя из установленного тарифа страховых взносов на отдельный балансовый счет и перечисляет эти средства на отдельный банковский счет Пенсионного фонда Российской Федерации по учету накопительных пенсионных взносов.
Затем эти средства в установленные сроки направляются на расчетные счета управляющих компаний. Пенсионный фонд Российской Федерации использует эти средства исключительно на указанные цели.
Инвестирование пенсионных накоплений осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Управление инвестиционным портфелем должны осуществлять управляющие компании. Управляющие компании должны отвечать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Список таких компаний будет утверждаться Правительством Российской Федерации по результатам проведения тендера.
Размер части пенсии, финансируемой за счет накопительного источника, определяется на основе расчета аннуитета (пожизненно выплачиваемая пенсия) исходя из величины накоплений на именном счете, ожидаемой доходности по остатку накоплений в период выплаты пенсии и ожидаемой продолжительности жизни застрахованных лиц на момент их выхода на пенсию. В процессе подготовки нормативных актов предстоит решить вопросы, связанные с применением вводимых накопительных элементов финансирования пенсий к отдельным категориям застрахованных, в первую очередь к лицам, которые при этом будут продолжать активную трудовую деятельность после выхода на пенсию.

6. Профессиональные пенсионные системы

6.1. Реформа льготного пенсионного обеспечения по условиям труда

Трансформация действующего порядка назначения пенсий по старости с уменьшением возраста в связи с особыми условиями труда предполагает осуществление мер, направленных на перевод их в предмет деятельности профессиональных пенсионных систем. Предполагается рассмотреть вопрос о назначении досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда на основании применения действующих в настоящее время Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости), на льготных условиях с учетом критериев уровней профессиональных рисков. Эти критерии целесообразно применять как обязательное условие реализации прав на профессиональную пенсию, что позволит осуществить постепенный переход от формальных оснований признания права на льготную пенсию на основе Списков N 1 и 2 к установлению этого права в зависимости от степени фактического риска отдельных видов производственной (трудовой) деятельности для здоровья и трудоспособности каждого конкретного работника.
Для профессий и должностей, включенных в Списки N 1 и 2 и связанных с относительно высокими факторами профессионального риска, страхование работников работодателями с помощью профессиональных пенсионных систем должно быть обязательным. В тех случаях, когда уровень профессионального риска относительно низкий, предполагается страхование работников в профессиональных пенсионных системах сделать добровольным.
За каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда, работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу.
Введение дополнительного тарифа страховых взносов должно быть синхронизировано с проведением налоговой реформы, предполагающей снижение общего уровня налогообложения фонда оплаты труда. Дополнительный тариф страховых взносов должен быть установлен таким образом, чтобы он не вызвал общего повышения уровня налогообложения фонда оплаты труда, сложившегося до проведения налоговой реформы.
При этом необходимо устанавливать предельное значение тарифа дополнительных взносов для предприятий и организаций различных отраслей таким образом, чтобы суммарный объем страховой и налоговой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий и организаций по обоим видам государственного пенсионного страхования не превышал действующего в настоящее время.
Для обеспечения решения указанной задачи необходимо в рамках реорганизации системы льготных пенсий, назначаемых как в связи с особыми условиями труда, так и в связи с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подготовить проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, обеспечивающих реальное снижение страховой и налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.
Страховые взносы по дополнительному тарифу перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов.
Предлагаемый подход к организации профессионального пенсионного страхования непосредственно связан с внедрением системы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования на всей территории Российской Федерации, полномасштабное функционирование которой начнется в 2000 году.
Исходя из возможностей системы персонифицированного учета, предусматривается, что с 1 января 1999 г. должно быть прекращено приобретение новых прав по досрочному выходу на пенсию в связи с переходом к формированию профессиональных пенсионных систем.
Лица, которые по состоянию на 1 января 2000 г. имеют минимальный стаж, необходимый для досрочного выхода на пенсию, сохраняют право на получение пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если при этом они продолжают работать на рабочих местах с особыми условиями труда, то дополнительные страховые взносы, уплачиваемые за этих лиц работодателями, должны поступать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и расходоваться на выплату досрочных пенсий.
Лица, которые по состоянию на 1 января 2000 г. будут иметь более половины требуемого стажа, приобретают право на получение пенсии на льготных условиях из Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако продолжительность периода получения льготной пенсии будет сокращаться в зависимости от того, сколько месяцев недостает застрахованному лицу до полного минимального стажа. Если при этом указанные лица продолжают работать на рабочих местах с особыми условиями труда, то дополнительные страховые взносы, уплачиваемые за них работодателями, должны поступать в соответствующие профессиональные пенсионные системы и обеспечивать формирование досрочной (льготной) пенсии на накопительной основе. Выплата пенсии с момента наступления права на досрочную пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации до наступления возраста, в котором льготная пенсия начинает выплачиваться этим лицам Пенсионным фондом Российской Федерации, должна будет осуществляться исключительно через профессиональные пенсионные системы.
Целесообразно рассмотреть вопрос о применении метода условно-накопительных счетов при исчислении пенсий по условиям труда, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации.
Для лиц, работающих в особых условиях труда, которые не обслуживаются ни одним из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, страховые взносы должны будут уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации по повышенным тарифам. Эти взносы будут помещаться на специальный счет в рамках накопительной системы.
В профессиональных пенсионных системах взносы работодателей должны относиться к затратам на производство продукции (работ, услуг). Целесообразно также предоставлять в рамках профессиональных пенсионных систем льготы в части налогообложения инвестиционного дохода.

6.2. Реформа условий назначения пенсий за выслугу лет и в связи с работой на Крайнем Севере

Нуждается в дальнейшей проработке вопрос о реформировании пенсий за выслугу лет. Более предпочтительным представляется введение для работников, имеющих право на эти пенсии, компенсационных надбавок за выслугу лет, выплачиваемых к заработной плате.
Нуждается в пересмотре вопрос о льготном пенсионном обеспечении работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с новым порядком определения размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера районный коэффициент упраздняется. В этой связи для лиц, работающих в экстремальных природно-климатических условиях, представляется предпочтительным введение компенсационных надбавок к заработной плате.
Предложения по реформе существующей системы досрочных пенсий в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целом аналогичны предложениям по реформированию системы досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда.
За каждое застрахованное лицо, работающее в местностях с особыми природно-климатическими условиями, работодатель должен уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу. Однако в отличие от досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда дополнительный тариф взносов должен быть распространен на весь фонд оплаты труда работников, занятых в соответствующих местностях. Дополнительный тариф страховых взносов должен быть установлен таким образом, чтобы он не вызвал общего повышения уровня налогообложения фонда оплаты труда, сложившегося до проведения налоговой реформы.
Предусматривается, что с 1 января 2000 г. должно быть прекращено приобретение новых прав по государственным досрочным пенсиям в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Лица, которые по состоянию на 1 января 1999 г. набрали минимальный стаж, необходимый для досрочного выхода на пенсию по этим основаниям, сохраняют право на получение пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если при этом они продолжают работать на рабочих местах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то дополнительные страховые взносы, уплачиваемые за них работодателями, должны поступать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и расходоваться на выплату текущих льготных пенсий.
Лица, которые по состоянию на 1 января 2000 г. будут иметь более половины требуемого стажа, приобретают право на получение льготной пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако период получения льготной пенсии будет сокращаться в зависимости от того, сколько месяцев недостает застрахованному лицу до полного минимального стажа. Если при этом указанные лица продолжают работать на рабочих местах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то дополнительные страховые взносы, уплачиваемые за них работодателями, должны поступать в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды и обеспечивать формирование дополнительной льготной пенсии на накопительной основе. Выплата пенсии с момента наступления права на досрочную пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации до наступления возраста, в котором льготная пенсия начинает выплачиваться этим лицам Пенсионным фондом Российской Федерации, должна будет осуществляться исключительно через профессиональные пенсионные системы.