(Действующий) Приказ Министра обороны РФ от 26 января 2000 г. N 50"Об утверждении...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
2. Руководство определяет организацию и порядок проведения в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, организациях, военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации*(1) (далее именуются - военно-учебные заведения), суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, военно-музыкальных училищах и иных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, создаваемых Правительством Российской Федерации (далее именуются - училища), военных комиссариатах мероприятий по профессиональному психологическому отбору с гражданами, не являющимися военнослужащими (далее именуются - граждане), и военнослужащими, а также научно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение этих мероприятий и подготовку необходимых кадров.
3. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся штатными и нештатными подразделениями профессионального психологического отбора (далее именуются - подразделения профотбора) и специалистами по профессиональному психологическому отбору.
Нештатные подразделения профотбора создаются:
в соединениях и воинских частях, начиная с отдельного батальона, ему равных и выше, в которых штатами не предусмотрены подразделения профотбора, но имеются должности психолога;
в военных комиссариатах районов, городов без районного деления или иных равных им муниципальных (административно-территориальных) образований (далее именуются - военные комиссариаты);
в военных округах, объединениях видов Вооруженных Сил, в составе приемных комиссий по отбору кандидатов для поступления на учебу в военно-учебные заведения из числа офицеров.
4. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах является одним из видов профессионального отбора*(2) и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств (далее именуются - профессионально важные качества) граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.
5. Задачами профессионального психологического отбора являются:
военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями солдат, матросов, сержантов и старшин (далее именуются - военно-учетные специальности), обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям и поступление на военную службу по контракту;
определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту и выработка рекомендаций по их отбору для подготовки (обучения) по военно-учетным специальностям и распределению по воинским должностям;
профессионально-психологическое сопровождение боевой подготовки в воинских частях и учебных центрах, отрядах, школах, комбинатах, командах, флотских экипажах и полуэкипажах (далее именуются - учебные воинские части) и учебного процесса в военно-учебных заведениях, училищах,
6. Определение профессиональной пригодности и выработка рекомендаций по распределению граждан (военнослужащих) для подготовки по военно-учетным специальностям и воинским должностям осуществляются на основании Психологической классификации воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение N 1 к настоящему Руководству) и Перечня отдельных воинских должностей (специальностей) солдат, матросов, сержантов и старшин с учетом их соответствия классам основных сходных воинских должностей (приложение N 2 к настоящему Руководству).
7. Профессионально-психологическое сопровождение военнослужащих в процессе боевой подготовки в воинских частях (учебных воинских частях) и учебного процесса в военно-учебных заведениях, училищах представляет собой комплекс мероприятий, проводимых подразделениями (специалистами) профотбора и направленных на:
углубленное изучение военнослужащих, отстающих в подготовке (обучении), не справляющихся с должностными обязанностями, испытывающих трудности в военно-профессиональной адаптации;
выработку предложений по укомплектованию подразделений (боевых расчетов, экипажей), выполняющих задачи в экстремальных условиях или в которых предъявляются повышенные требования к уровню подготовки и психологической совместимости военнослужащих;
выработку предложений по военно-профессиональному предназначению военнослужащих, прошедших подготовку (обучение) в учебных воинских частях.
Мероприятия по профессионально-психологическому сопровождению военнослужащих в процессе боевой подготовки в воинских частях (учебных воинских частях) и учебного процесса в военно-учебных заведениях, училищах проводятся во взаимодействии с психологами органов воспитательной работы, медицинскими специалистами.
8. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.
Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.
Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость.
Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).
Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профотбора.
Социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование граждан и военнослужащих должно проводиться в помещениях, отвечающих установленным требованиям (приложение N 3 к настоящему Руководству).
9. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее именуется - профессиональная пригодность):
а) рекомендуется в первую очередь - первая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;
б) рекомендуется - вторая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;
в) рекомендуется условно - третья категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;
г) не рекомендуется - четвертая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей).
10. При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.
Оценка нервно-психической устойчивости выносится по четырем уровням:
высокая нервно-психическая устойчивость;
хорошая нервно-психическая устойчивость;
удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;
неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость или нервно-психическая неустойчивость (далее именуется - нервно-психическая неустойчивость*(3)).
Лица с нервно-психической неустойчивостью относятся только к четвертой категории профессиональной пригодности к подготовке и службе на воинских должностях классов основных сходных воинских должностей, установленных Психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение N 1 к настоящему Руководству).
11. Данные о лицах с нервно-психической неустойчивостью представляются в комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывные комиссии, комиссии объединений, соединений и воинских частей по распределению молодого пополнения*(4), комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, и аттестационные комиссии воинских частей, где учитываются:
врачами-специалистами (психиатром, невропатологом) - при определении их годности к военной службе по состоянию здоровья;
врачами-специалистами и психологами соединений и воинских частей - для проведения с ними необходимых лечебно-профилактических и психокоррекционных мероприятий.
12. Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности, не могут быть:
направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения и учебные воинские части;
направлены на обучение в военно-учебные заведения;
приняты на военную службу по контракту на соответствующие воинские должности.
Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности по классам основных сходных воинских должностей, назначаются на воинские должности, для выполнения которых не требуются особые профессионально важные качества (прочие воинские должности), установленные Психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение N 1 к настоящему Руководству).
13. Иные ограничения, учитывающие категории профессиональной пригодности при назначении солдат, матросов, сержантов и старшин на воинские должности, связанные с особенностями прохождения военной службы, устанавливаются Генеральным штабом (ГОМУ).
14. Заключения о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих учитываются:
военными комиссарами - при направлении граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях;