Утративший силу
Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084"Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации"
В соответствии со
статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые
Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации.
Установить, что разъяснения по применению указанных Федеральных правил в отношении вопросов использования воздушного пространства Российской Федерации дает Министерство обороны Российской Федерации, а в отношении вопросов использования части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов, - Федеральная служба воздушного транспорта России.
2. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства, в соответствие с настоящим постановлением.
3. Признать утратившим силу
постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 561 "О порядке выдачи разрешений на разовые полеты воздушных судов иностранных государств в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст.2557).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2000 г.
Федеральные правила
использования воздушного пространства Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084)
1. Настоящие Федеральные правила, разработанные в соответствии с
Воздушным кодексом Российской Федерации и
Конвенцией о международной гражданской авиации, устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.
2. В настоящих Федеральных правилах применяются следующие основные понятия:
1) "аварийное оповещение" - обслуживание воздушного движения, предоставляемое с целью уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям;
2) "аэроузел" - близко расположенные аэродромы, организация и выполнение полетов с которых требуют специального согласования и координирования;
3) "безопасность использования воздушного пространства" - комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам;
4) "воздушная трасса Российской Федерации" - установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации и обслуживанием воздушного движения (далее именуется - воздушная трасса);
5) "воздушное движение" - движение воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома;
6) "воздушное судно-нарушитель" - воздушное судно (летательный аппарат) гражданина или юридического лица, допустившего нарушение использования воздушного пространства Российской Федерации;
7) "воздушный коридор пролета государственной границы Российской Федерации" - часть воздушного пространства над государственной границей Российской Федерации, определенная для пересечения ее воздушными судами, выполняющими международные полеты;
8) "временный режим" - временный порядок использования отдельных элементов
структуры воздушного пространства Российской Федерации, устанавливаемый на срок до 3 суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;
9) "вспомогательный районный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для организации воздушного движения, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства в своем районе ЕС ОрВД (далее именуется - ВРЦ ЕС ОрВД);
10) "главный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и
координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением настоящих Федеральных правил в пределах воздушного пространства Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию (далее именуется - ГЦ ЕС ОрВД);
11) "диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения" - обслуживание (управление) воздушного движения с целью предотвращения столкновений воздушных судов между собой и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями, в том числе на площади маневрирования аэродрома, а также регулирования воздушного движения и обеспечения его экономичности;
12) "диспетчерское воздушное пространство" - воздушное пространство зоны (района) единой системы организации воздушного движения, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения;
13) "документ аэронавигационной информации" - документ, который содержит информацию, имеющую важное значение для аэронавигации, утвержденный и изданный в установленном порядке;
14) "запретная зона" - часть воздушного пространства Российской Федерации установленных размеров, в пределах которой использование воздушного пространства без специального разрешения запрещено;
15) "зона ограничения" - часть воздушного пространства Российской Федерации установленных размеров, в пределах которой использование воздушного пространства ограничено соответствующими условиями;
16) "опасная зона" - часть воздушного пространства установленных размеров, в пределах которой в определенный период может осуществляться деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов воздушных судов;
17) "зона (район) единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого соответствующие оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации осуществляют свои функции (далее именуется - зона (район) ЕС ОрВД);
18) "зональный (вспомогательный зональный) центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением настоящих Федеральных правил в своей зоне ЕС ОрВД (далее именуется - ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД);
19) "использование воздушного пространства" - деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу
безопасности использования воздушного пространства;
20) "консультативное обслуживание воздушного движения" - обслуживание с целью обеспечения оптимального эшелонирования полетов воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам;
21) "консультативное воздушное пространство" - воздушное пространство зоны (района) ЕС ОрВД, в пределах которого обеспечивается консультативное обслуживание воздушного движения;
22) "контролируемый полет" - полет воздушного судна, который обеспечивается диспетчерским обслуживанием (управлением) воздушного движения;
23) "координирование использования воздушного пространства" - деятельность, осуществляемая в процессе планирования использования воздушного пространства и обслуживания (управления) воздушного движения, направленная на распределение воздушного пространства в зависимости от воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами использования воздушного пространства;
24) "кратковременное ограничение" - временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства Российской Федерации, устанавливаемый на период до 3 часов для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;
25) "маршрут полета" - установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине;
26) "международная воздушная трасса" - воздушная трасса, открытая для международных полетов;
27) "местная воздушная линия Российской Федерации" - установленная для полетов воздушных судов на высотах ниже нижнего эшелона часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная обслуживанием воздушного движения (далее именуется - местная воздушная линия);
28) "местный режим" - временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства, в том числе воздушного пространства, выделенного для воздушных трасс и местных воздушных линий в нижнем воздушном пространстве
зоны (района) ЕС ОрВД, устанавливаемый на срок до 3 суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;
29) "нарушение порядка использования воздушного пространства" - несоблюдение условий установленного безопасного использования воздушного пространства;
30) "обслуживание воздушного движения" - общий термин, означающий в соответствующих случаях полетно-информационное обслуживание,
консультативное обслуживание, диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения, а также
аварийное оповещение;
31) "организация воздушного движения" - обеспечение возможности эксплуатантам воздушных судов придерживаться планируемого времени вылета и прибытия и выдерживать наиболее предпочтительные профили полета при минимальных ограничениях и без снижения установленных уровней безопасности (далее именуется - ОрВД).
организацию потоков воздушного движения;
организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;
32) "организация воздушного пространства" - установление оптимальной структуры воздушного пространства в целях обеспечения его эффективного использования;
33) "организация использования воздушного пространства" - обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства, включающее в себя:
установление структуры воздушного пространства;