Действующий
к) участие в оказании помощи воздушным судам, терпящим или потерпевшим бедствие, а также в обеспечении поисково-спасательных работ.
7. Военные и (или) гражданские секторы центров функционируют на основе распределения ответственности за организацию использования воздушного пространства и единой нормативной правовой базы. Оперативный состав дежурных смен военного и гражданского секторов центра должен размещаться в общем зале.
8. Военные секторы центров организуют управление воздушным движением вне воздушных трасс и местных воздушных линий, обеспечивают другие виды деятельности, связанные с использованием воздушного пространства, а при необходимости, по согласованию с гражданским сектором, осуществляют управление воздушным движением по воздушным трассам и местным воздушным линиям при наличии соответствующих допусков у должностных лиц военных секторов.
9. Указания военных секторов центров по вопросам использования воздушного пространства являются обязательными для гражданских секторов, пользователей воздушного пространства и органов ОВД (управления полетами)
*(5).
10. Гражданские секторы центров организуют воздушное движение по воздушным трассам, местным воздушным линиям и при выполнении авиационных работ, а при необходимости по согласованию с военными секторами, осуществляют обслуживание воздушного движения вне воздушных трасс и местных воздушных линий при наличии соответствующих допусков у диспетчеров гражданского сектора.
11. Указания гражданских секторов центров по вопросам планирования, организации потоков и обслуживания воздушного движения на воздушных трассах, местных воздушных линиях, в районах авиационных работ, районах аэродромов и аэропортов гражданской авиации являются обязательными для органов ОВД (управления полетами) и пользователей воздушного пространства.
12. Решение задач, возложенных на центры, осуществляется дежурными сменами военного и (или) гражданского секторов. Персональный состав дежурных смен определяется начальниками (руководителями) соответственно военного и гражданского секторов. Графики дежурств на месяц утверждаются начальниками (руководителями) соответствующих секторов центров.
13. Военные и гражданские секторы центров в процессе организации использования воздушного пространства осуществляют взаимный обмен информацией (метеорологической, аэронавигационной, радиолокационной, о пеленге, о местоположении воздушных судов, и др.) на некоммерческой основе.
14. Указания начальников военных секторов (начальников дежурных смен военных секторов) вышестоящих центров по вопросам, связанным с организацией использования воздушного пространства, являются обязательными для выполнения начальниками военных секторов (начальниками дежурных смен) нижестоящих центров.
15. Указания начальников (руководителей) гражданских секторов (начальников дежурных смен гражданских секторов) вышестоящих центров по вопросам, связанным с организацией использования воздушного пространства, являются обязательными для начальников (руководителей) гражданских секторов (начальников дежурных смен гражданских секторов) нижестоящих центров и органов ОВД аэропортов.
16. Порядком, установленным настоящим Положением, в центрах разрабатываются и утверждаются:
а) функциональные обязанности - для личного состава военных секторов центров;
б) должностные инструкции - для специалистов гражданских секторов центров;
в) технологии работы - для личного состава и специалистов дежурных смен соответственно военных и гражданских секторов центров.
Указанные документы разрабатываются в соответствии с типовыми функциональными обязанностями, должностными инструкциями и технологиями работы.
Порядок взаимодействия личного состава и специалистов дежурных смен военных и гражданских секторов центров между собой и с органами ВВС и ПВО определяется технологиями работы, исходя из задач и функций центров.
17. Личный состав военного сектора центров, относящийся к авиационному персоналу государственной авиации, должен иметь специальную подготовку и допуск.
Специалисты гражданского сектора, относящиеся к авиационному персоналу гражданской авиации, должны иметь специальное образование, подготовку и сертификат (свидетельство).
18. Должностные лица центров, осуществляющие обслуживание (управление) воздушного движения, перед заступлением на дежурство проходят медицинский осмотр.
19. В центрах ежесуточно, перед заступлением на дежурство, проводятся инструктажи дежурных смен и после передачи дежурства новой смене разборы их работы. Ежемесячно проводится анализ совместной работы военного и гражданского секторов центров. Порядок проведения инструктажей и разборов работы дежурных смен военного и гражданских секторов центра ЕС ОрВД указан в приложении к настоящему Положению.
20. Размещение, содержание и материально-техническое обеспечение, совместная эксплуатация средств связи и радиотехнического обеспечения осуществляется на основании соглашений (договоров) на региональном уровне между воинскими частями и организациями гражданской авиации, в состав которых соответственно входят военные и гражданские секторы двухсекторных центров ЕС ОрВД.
21. Военные секторы центров для обеспечения маршрутных и маршрутно-трассовых полетов привлекают, при необходимости, органы ОВД (управления полетами) пользователей воздушного пространства, выделенные им в качестве вспомогательных пунктов управления и, в отдельных случаях, по согласованию с гражданскими секторами своих центров - гражданские односекторные РЦ (ВРЦ) и органы ОВД гражданской авиации, не выделенные в качестве вспомогательных пунктов управления.
Военные секторы РЦ ставят задачу вспомогательным пунктам управления через командные пункты объединений и соединений ВВС и ПВО (авиационных объединений, соединений), а гражданским органам ОВД - через гражданские секторы своих РЦ.
22. Военные и гражданские секторы центров выдают разрешения на использование воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации
*(6) на основании заявок (графиков, расписаний), включенных в суточный план использования воздушного пространства, по запросу пользователей воздушного пространства.
Разрешение на использование воздушного пространства для выполнения полетов воздушных судов военными секторами центров выдается пользователям воздушного пространства при наличии подтверждения о готовности к их приему на аэродромах назначения и запасных аэродромах, готовности привлекаемых к управлению средств связи и радиотехнического обеспечения и органов ОВД (управления полетами).
23. Контроль за соблюдением порядка использования воздушного пространства центры осуществляют в процессе планирования, координирования использования воздушного пространства и при обслуживании (управлении) воздушного движения.
II. Главный центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации
24. Главный центр предназначен для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением
Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в пределах воздушного пространства Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию.
Военный сектор Главного центра
25. На военный сектор ГЦ возлагаются следующие функции:
а) составление и обеспечение суточного плана использования воздушного пространства, доведение изменений суточного плана до военных секторов ЗЦ, гражданского сектора ГЦ, центрального командного пункта ВВС, соответствующих федеральных органов исполнительной власти, надзорных и контрольных органов в части, их касающейся, а также анализ выполнения суточного плана;
б) разработка совместно с гражданским сектором, в части, его касающейся, доведение, введение и снятие временных режимов, кратковременных ограничений использования воздушного пространства, а также контроль за их соблюдением;
в) обеспечение деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;
г) координирование временных режимов (в том числе с гражданским сектором в части касающейся) и доведение изменений до гражданского сектора ГЦ, военных секторов ЗЦ, центрального командного пункта ВВС и подателя представления на установление временного режима;
д) согласование ввода в действие местных режимов;
е) выдача гражданскому сектору ГЦ разрешений на передачу службам обслуживания воздушного движения иностранных государств информации по запретам и ограничениям, необходимой для обеспечения полетов иностранных воздушных судов;
ж) согласование с гражданским сектором ГЦ вопросов обеспечения полетов воздушных судов государственной и экспериментальной авиации по воздушным трассам, местным воздушным линиям в воздушном пространстве более двух зон;
з) выдача разрешений гражданскому сектору ГЦ на использование спрямленных воздушных трасс в воздушном пространстве более двух зон, а также на выход за пределы воздушных трасс;
и) организация управления воздушным движением вне воздушных трасс и местных воздушных линий и выдача разрешений на использование воздушного пространства военным секторам центров в воздушном пространстве более двух зон;
к) информирование центрального командного пункта ВВС и гражданского сектора ГЦ о литерных и подконтрольных полетах воздушных судов;
л) обеспечение международных полетов воздушных судов в части, касающейся военного сектора ГЦ;
м) информирование, через гражданский сектор ГЦ, органов ОВД иностранных государств о полетах аэростатов с пересечением государственной границы;
н) выдача указаний (разрешений) военным секторам центров на изменение маршрута и эшелона (высоты) полета воздушных судов в случаях обхода зон с опасными явлениями погоды, изменения полетного задания или направления воздушных судов на запасные аэродромы и информирование об этом центрального командного пункта ВВС;
о) анализ фактической и прогнозируемой метеорологической обстановки для выработки рекомендаций на изменение маршрутов и эшелонов (высот) полета воздушных судов в случаях обхода зон с опасными явлениями погоды, изменения полетного задания или направления воздушных судов на запасные аэродромы;
п) контроль и координация действий военных секторов ЗЦ по вопросам организации использования воздушного пространства;
р) контроль за готовностью аэродромов назначения и запасных аэродромов государственной и экспериментальной авиации к приему воздушных судов, за работой дополнительных средств связи и радиотехнического обеспечения полетов Министерства обороны Российской Федерации согласно суточному плану военного сектора ГЦ, а также принятие мер по замене указанных аэродромов и средств в случае выхода их из строя;
с) уведомление соответствующих органов и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказание таким органам и организациям необходимого содействия;
т) контроль за соблюдением
Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации;
у) доведение до военных секторов ЗЦ, разрешений на пересечение воздушными судами государственной границы Российской Федерации;
ф) согласование предложений по изменению структуры воздушного пространства Российской Федерации.