Действующий
Ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления на Байкальской природной территории характеризуется образованием и накоплением значительного объема отходов. При этом остро стоит проблема их размещения: отсутствуют полигоны для размещения отходов или такие полигоны находятся в неудовлетворительном состоянии.
Только небольшая часть накапливающихся отходов производства подвергается утилизации. Так, к концу 2008 года на территории г. Улан-Удэ образовалось 366,78 тыс. тонн отходов (в 2007 году - 342,573 тыс. тонн), из них утилизировано 2,402 тыс. тонн (в 2007 году - 51,213 тыс. тонн).
Серьезную угрозу экологической безопасности озера Байкал представляют как текущая хозяйственная деятельность промышленных предприятий, так и промышленные отходы, оставшиеся после ликвидации ряда производств.
Вдоль побережья озера Байкал находится большое количество локальных участков массового туризма и отдыха, характеризующихся постоянно растущим потоком туристов. Рекреационное использование озера Байкал с учетом природоохранных требований обусловливает необходимость развития инфраструктуры организованного туризма и отдыха на побережье озера.
Увеличение антропогенной нагрузки на Байкальскую природную территорию требует комплекса неотложных мер по обеспечению сохранения на особо охраняемых природных территориях находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, а также воспроизводства эндемичных видов животных и растений.
Система государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал не обеспечивает получения полной, своевременной и достоверной информации о состоянии компонентов природной среды.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в качестве основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации в сфере экологической безопасности выделяются улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления.
Задача сохранения уникального озера, являющегося объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО, при достижении показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках устойчивого развития Байкальского региона полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.
Существующие проблемы на Байкальской природной территории требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.
Федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" (далее - Программа) предусматривает комплекс мер по проведению оценки экологического состояния территорий, разработке и реализации механизмов государственной поддержки работ по сокращению и ликвидации экологического ущерба, нанесенного в результате прошлой хозяйственной деятельности, а также по развитию системы особо охраняемых природных территорий федерального значения и др.
Сохранение уникальной экосистемы озера Байкал, безусловно, является государственной задачей, поэтому основной объем финансирования Программы предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
При выборе программного механизма государственного финансирования для обеспечения охраны озера Байкал и Байкальской природной территории были рассмотрены 2 сценария достижения цели, предусматривающие различную степень охвата программными мероприятиями решаемых задач:
осуществление большого комплекса мероприятий, различных по значимости, но более полно охватывающих проблемную область.
Анализ преимуществ и недостатков различных вариантов реализации Программы и ее финансового обеспечения выявил целесообразность выбора первого сценария, предполагающего меньший объем затрат на реализацию природоохранных мероприятий при сохранении высоких показателей эффективности Программы.
При этом к основным рискам реализации программных мероприятий следует отнести риски исполнения бюджетами субъектов Российской Федерации принимаемых в рамках Программы расходных обязательств, а также степень готовности реализации отдельных проектов к установленным срокам.
Целью Программы является охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов.
снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению;
повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий;
На I этапе (2012 - 2015 годы) будут реализованы наиболее приоритетные мероприятия. В результате выполнения I этапа будут выработаны подходы для реализации природоохранных мероприятий.
На II этапе (2016 - 2020 годы) предстоит завершить начатые на предыдущем этапе приоритетные проекты, а также существенно расширить охват экологическими мероприятиями Байкальской природной территории, обеспечив достижение целевых показателей Программы.
Методика сбора исходной информации и расчета целевых индикаторов и показателей реализации Программы приведена в приложении N 2.
Досрочное прекращение реализации Программы может быть осуществлено по решению Правительства Российской Федерации в случае изменения приоритетов при решении общегосударственных задач, а также при неэффективном управлении Программой.
Мероприятия Программы сформированы государственным заказчиком - координатором Программы на основе предложений, представленных в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации, расположенными на Байкальской природной территории.
Выбор мероприятий для включения в Программу осуществлялся государственным заказчиком - координатором Программы исходя из поставленной цели и необходимости решения задач по ее достижению с учетом прогнозного объема финансирования Программы и сроков ее реализации.
Программой предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов соответственно по следующим направлениям деятельности:
строительство (реконструкция) объектов по управлению отходами (полигоны твердых бытовых отходов, мусоросортировочные и мусороперегрузочные станции);
строительство инженерных сооружений и берегоукрепление для защиты от затопления паводковыми водами населенных пунктов и объектов экономики;
Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
Дальнейшее пообъектное распределение субсидий осуществляется актом государственного заказчика Программы по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации и государственным заказчиком - координатором Программы - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Кроме того, в рамках Программы предусматривается предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение природоохранных мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба на объектах хозяйственной деятельности.
Отдельные объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, возводимые на особо охраняемых природных территориях, объединены в укрупненные инвестиционные проекты, так как либо представляют однотипные объекты капитального строительства, такие как объекты противопожарного обустройства (например, пожарно-химические станции), либо скоординированы в рамках укрупненного инвестиционного проекта (создание рекреационной инфраструктуры).
Детализация укрупненных инвестиционных проектов осуществляется в соответствии с методикой детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы, согласно приложению N 4.
Статус озера Байкал как объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО определяет заинтересованность в реализации мероприятий Программы неограниченного круга лиц и организаций.
Реализация отдельных мероприятий Программы позволит создать благоприятные условия жизнедеятельности для населения, проживающего на Байкальской природной территории. Так, ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината направлена на повышение качества окружающей среды г. Закаменска с численностью населения 13,1 тыс. человек. Реализация мероприятий Программы по ликвидации и утилизации накопленных отходов в результате деятельности открытого акционерного общества "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" будет охватывать территорию г. Байкальска (13,6 тыс. человек). Рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод в рамках мер по ликвидации последствий отрицательного воздействия на окружающую среду добычи угля Холбольджинского угольного разреза обеспечат сохранение озера Гусиное, являющегося источником питьевого водоснабжения г. Гусиноозерска (23,5 тыс. человек).