Действующий
организацию и оснащение центров полетно-информационного обслуживания в нижнем воздушном пространстве для развития полетов авиации общего назначения и частной авиации в Московском, Санкт-Петербургском, Ростовском, Красноярском и Хабаровском укрупненных центрах Единой системы.
исследование развития и обоснование внедрения перспективных методов организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания его пользователей;
исследование развития технического обеспечения организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания его пользователей;
разработка научно-методических основ концепции обеспечения заданного уровня безопасности воздушного движения в Российской Федерации;
исследование проблем оснащения парка воздушных судов Российской Федерации аэронавигационными средствами и системами в соответствии с Концепцией организации воздушного движения.
Мероприятия в рамках направления "Развитие метеорологического обеспечения аэронавигации" позволят повысить качество и оперативность метеорологического обеспечения аэронавигации, включая предоставление данных в реальном режиме времени, что, в свою очередь, увеличит пропускную способность и эффективность использования воздушного пространства Российской Федерации и обеспечит безопасность полетов авиации в метеорологическом отношении.
Выгодоприобретателями в результате реализации мероприятий в рамках этого направления станут авиакомпании-перевозчики, российские аэропорты, подразделения метеорологического обеспечения аэронавигации, пассажиры и владельцы грузов, пользующиеся услугами авиаперевозчиков. Значительный экономический эффект получит также и бюджетная система Российской Федерации.
создание и развитие метеорологической автоматизированной радиолокационной сети для получения информации об опасных для полетов авиации явлениях погоды, связанных с облачностью, в зоне взлета и посадки, по трассам и районам Единой системы, для чего предлагается установить 100 доплеровских метеорологических локаторов, в том числе строительство позиций и установка доплеровских метеорологических локаторов в районе аэродромов Внуково, Домодедово, Шереметьево, Стригино, Ижевск, Чебоксары, Брянск, Владимир, Рязань, Йошкар-Ола, Калуга, Орел, Саранск, Тамбов, Тверь (Мигалово), Тула, Смоленск, Ростов-на-Дону, Астрахань, Волгоград (Гумрак), Краснодар (Пашковский), Анапа (Витязево), Геленджик, Минеральные Воды, Ставрополь, Сочи (Адлер), Махачкала, Элиста, Хабаровск, Охотск, Советская Гавань, Владивосток (Кневичи), Южно-Сахалинск, Оха, Благовещенск, Архара, Магадан, Бухта Провидения, Марково, Усть-Камчатск, Тиличики, Озерная, Нижнеудинск, Бодайбо, Киренск, Багдарин, Братск, Чита, Чара, Толмачево, Барнаул, Кемерово, Томск, Колпашево, Новый Васюган, Горно-Алтайск, Енисейск, Богучаны, Кызыл, П. Тунгуска, Тура, Туруханск, Ванавара, Норильск, Хатанга, Диксон, Великие Луки, Новгород, Сыктывкар, Ухта, Воркута, Талаги, Вологда, Курумоч, Уфа, Ульяновск (Центральный), Пенза, Красный Кут, Чульман, Чокурдах, Мирный, Маган, Витим, Оленек, Нюрба, Айхал, Тобольск, Ханты-Мансийск, Белоярский, Березово, Когалым, Нижневартовск, Новый Уренгой, Салехард, Тарко-Сале, Надым, Ямбург, Ноябрьск, Кольцово и Североуральск;
оснащение различных по категории и классу аэродромов автоматизированными и автоматическими метеорологическими информационно-измерительными системами, системами прогнозирования и связи;
внедрение систем интеграции метеорологических средств (источников) информации и автоматизированных систем (средств) управления воздушным движением для реализации их взаимодействия при оснащении ими центров Единой системы и аэродромов;
модернизация технических систем (средств), систем связи и служб, предоставляющих метеорологическое обеспечение, установка измерительных средств, средств отображения, оборудования проверки, метрологическое сопровождение технических средств;
техническое перевооружение таких авиационных метеорологических центров и станций, как Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в г. Москве, Внуково, оперативная группа при Московском центре автоматизированного управления воздушным движением, Центральная аэрологическая обсерватория в г. Москве, Шереметьево, Домодедово, Жуковский (Раменское), Нижний Новгород, Воронеж, Ижевск, Чебоксары, Белгород, Брянск, Владимир, Йошкар-Ола, Калуга, Курск, Липецк, Саранск, Тамбов, Ярославль, Старый Оскол, Кострома, Ростов-на-Дону, Астрахань, Волгоград, Краснодар, Минеральные Воды, Ставрополь, Сочи, Анапа, Майкоп, Махачкала, Нальчик, Элиста, Владикавказ, Геленджик, Таганрог, Грозный, Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Николаевск-на-Амуре, Благовещенск, Зональное, Оха, Ноглики, Комсомольск-на-Амуре, Хурба, Охотск, Бованенково, Советская Гавань, Зея, Свободный, Тында, Чумикан, Богородское, Магадан, Елизово, Анадырь, Корф, Кепервеем, Певек, Усть-Камчатск, Тигиль, Оссора, Палана, Лаврентия, Озерная, Мыс Шмидта, Бухта Провидения, Калининград, Иркутск, Чита, Братск, Улан-Удэ, Иркутск-2, Киренск, Бодайбо, Нижнеудинск, Усть-Кут, Мама, Ербогачен, Нижнеангарск, Чара, Новосибирск, Кемерово, Барнаул, Томск, Новокузнецк, Колпашево, Стрежевой, Новосибирск (Ельцовка), Красноярск, Норильск, Абакан, Кызыл, Туруханск, Игарка, Тура, Хатанга, П. Тунгуска, Богучаны, Дудинка, Пулково, Архангельск, Сыктывкар, Мурманск, Вологда, Воркута, Каменный Мыс, Нарьян-Мар, Печора, Усинск, Ухта, Васьково, Котлас, Псков, Петрозаводск, Череповец, Амдерма, Варандей, Инта, Вуктыл, Мезень, Яр-Сале, Харьяга, Самара, Казань, Уфа, Оренбург, Орск, Саратов (Центральный), Ульяновск, Бегишево, Ульяновск (Восточный), Пенза, Бугульма, Бугуруслан, Красный Кут, Якутск, Чульман, Мирный, Полярный, Тикси, Батагай, Ленск, Маган, Олекминск, Нюрба, Витим, Оленек, Айхал, Тюмень (Рощино), Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Омск, Салехард, Сургут, Когалым, Ноябрьск, Советский, Надым, Новый Уренгой, Белоярский, Березово, Нягань, Тарко-Сале, Тобольск, Тазовск, Тара, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Магнитогорск, Курган и Киров.
научно-техническое обеспечение комплекса работ по совершенствованию системы организации метеорологического обеспечения аэронавигации для создаваемых укрупненных центров Единой системы;
проведение прикладных исследований в области создания и совершенствования технологий и методов метеорологического обеспечения аэронавигации, соответствующих стандартам и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации, для укрупненных центров Единой системы;
создание новых и совершенствование имеющихся высокоскоростных телекоммуникационных технологий на основе применения спутниковых комплексов, использующих ресурсы спутниковых систем глобальной связи и интернет-технологии;
проведение исследований в области создания и совершенствования технологий на базе использования информационных и измерительных систем с функциями автоматического формирования сводок комплексирования метеорологических данных для укрупненных центров Единой системы;
проведение прикладных исследований в области обнаружения облаков вулканического пепла c использованием радиолокационных и спутниковых средств и прогнозирования их перемещения на основе усовершенствованных моделей атмосферы;
усовершенствование технологий прогнозирования особых явлений погоды, параметров ветра, температуры на верхних, средних и нижних уровнях на основе продукции гидродинамических моделей и усвоения данных сети доплеровских метеорологических радиолокаторов для выпуска карт в целях формирования полетной документации и для прогнозирования опасных для авиации явлений и условий погоды в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации.
Реализация мероприятий в рамках направления "Развитие единой системы поиска и спасания" позволит повысить уровень охвата территории Российской Федерации поисково-спасательным обеспечением полетов, сократить время поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, уменьшить тяжесть последствий и сократить потери от авиационных происшествий.
Основными выгодоприобретателями от реализации указанных мероприятий станут транспортные авиакомпании-перевозчики, федеральное бюджетное учреждение "Служба единой системы авиационно-космического поиска и спасания", пассажиры и общество в целом. Следовательно, значительный эффект получит и бюджетная система страны.
Необходимо отметить, что строительство зданий для размещения 5 учебных центров единой системы поиска и спасания отдельно от зданий авиационных поисково-спасательных центров обусловлено следующими причинами:
авиационные поисково-спасательные центры планируется расположить непосредственно в аэропортах, что обусловлено их функциональным назначением;
аэропорты, как правило, располагаются на значительном удалении от городов (25 - 40 км), что создает сложности при доставке сотрудников и слушателей курсов к месту проведения занятий;
создание на территории аэропортов необходимых условий для проживания, питания и учебы слушателей курсов повлечет значительное увеличение текущих расходов;
присутствие на закрытой территории аэропортов слушателей курсов усложняет работу служб авиационной безопасности аэропорта.
Также предполагается осуществление реконструкции Главного авиационного координационного центра поиска и спасания единой системы поиска и спасания, его оснащение комплексом средств связи, передачи данных и автоматизации процессов организации планирования и проведения авиационного поиска и спасания воздушных судов и космических объектов и сопряжение (используя в своем составе оборудование телекоммуникационных трактов) с региональными координационными центрами поиска и спасания, автоматизированными системами управления воздушным движением Единой системы и информационно управляющей системой Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оборудование зала оперативного управления электронными средствами коллективного пользования (г. Москва).
Для обеспечения разработки перспективных поисково-спасательных средств предполагается осуществить мероприятия по разработке образцов комплексов специализированного оборудования авиационного поиска и спасания для оснащения:
Мероприятия Программы ориентированы на решение проблемной ситуации и предотвращение рисков, связанных с отсутствием современных средств аэронавигационного обеспечения воздушного движения. При этом анализ фактически выполненных мероприятий по модернизации Единой системы не выявил негативных последствий их реализации.
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять как за счет средств внебюджетных источников, так и за счет средств федерального бюджета.
Основными источниками внебюджетных средств являются финансовые средства, поступающие в виде аэронавигационных сборов.