Действующий
Даже в наиболее благополучных государствах малоимущие люди живут существенно меньше и болеют значительно чаще, чем обеспеченные. С одной стороны, эти различия в состоянии здоровья являются отражением недопустимой социальной несправедливости, а с другой, они привлекли внимание ученых к некоторым из важнейших факторов или детерминант, определяющих уровень здоровья в современном обществе. В частности, они привели к росту понимания тесной зависимости состояния здоровья от социальной окружающей среды, от того, что сейчас определяется как социальные детерминанты или составляющие здоровья.
В любом обществе у людей, находящихся на более низких ступенях социальной лестницы, вероятность большинства заболеваний и преждевременной смерти выше, чем у тех, кто стоит на более высоких ее ступенях. Политика в области здравоохранения обязательно должна быть направлена на улучшение социально-экономических составляющих здоровья. Для того чтобы улучшить здоровье населения, следует улучшить возможности для получения адекватного образования, уменьшить риск потери работы и безработицу, улучшить жилищные условия. Если общество обеспечит своим гражданам больше возможностей для самовыражения во всех областях жизни - социальной, экономической, культурной, то они и физически будут более здоровыми по сравнению с людьми, жизнь которых характеризуется нестабильностью, разобщенностью и лишениями. Стрессовые условия, заставляющие людей испытывать чувства беспокойства и беспомощности, неблагоприятно сказываются на здоровье и могут привести к преждевременной смерти. Постоянное чувство беспокойства и неопределенности, недостаточная уверенность в себе, социальная изоляция и невозможность управлять ситуацией на работе и дома оказывают огромное влияние на состояние здоровья.
Такие психологические факторы риска постоянно накапливаются, увеличивая вероятность психических заболеваний и преждевременной смерти. Продолжительные периоды беспокойства и неопределенности, зачастую отсутствие понимания, общественной, семейной и дружеской поддержки приводят к психосоматическим заболеваниям. Эти факторы необходимо учитывать при организации медико-социальной и психологической помощи данному контингенту.
III. Основные задачи развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ
Учитывая, что конечной целью социального и экономического развития общества являются рост благосостояния и улучшение здоровья людей, необходимо уделять внимание наиболее нуждающимся, отягощенным плохим состоянием здоровья, получающим недостаточное медицинское обслуживание или страдающим от бедности. Концепция реализуется посредством проведения соответствующих региональной, национальной и межгосударственной политики и стратегий, направленных на уменьшение экономического и социального неравенства и улучшение здоровья отдельных групп и всего населения. Реформирование, укрепление и адаптация систем здравоохранения, социального развития, образования, культуры, обеспечение необходимого доступа к их службам и учреждениям, надлежащего качества и разумной стоимости - важнейшее направление повышения качества жизни населения в целом и наиболее уязвимых его групп. Являясь сообществом независимых государств, страны Содружества должны действовать совместно ради устранения общих угроз здоровью, внедряя здоровый образ жизни, физкультуру и спорт, осуществляя профилактику заболеваний, наркомании, токсикомании, суицидов.
Основными задачами взаимодействия государств - участников СНГ в сфере улучшения качества жизни являются:
- баз данных ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма, качества их жизни, мониторинга социально-экономического положения и совокупных средств, адресно направленных из бюджетов всех уровней и внебюджетных средств;
- медико-социальных структур и внедрению прогрессивных технологий, обеспечивающих профилактические, лечебно-оздоровительные, реабилитационные мероприятия ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма;
- персонифицированного регистра с унифицированными социальными, медицинскими, психологическими данными.
IV. Основные направления сотрудничества государств - участников СНГ в сфере улучшения качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма
Каждое из вышеназванных направлений должно иметь организационное, ресурсное, технологическое, информационное, кадровое, научное обеспечение.
В реализации Концепции участвуют органы исполнительной власти государств - участников Содружества, общественные организации ветеранов войн, органы и учреждения исполнительной власти на местах, учреждения здравоохранения и социальной защиты всех уровней. Качество жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма будет обеспечиваться государствами - участниками СНГ в порядке, установленном национальными нормативными правовыми актами государств - участников СНГ, и определяться путем выборочных социальных опросов в государствах.
Финансовое обеспечение реализации Концепции будет осуществляться за счет долевых взносов государств - участников СНГ пропорционально численности ветеранов войн, проживающих на территории государства, и участия государств в мероприятиях, местных бюджетов и внебюджетных средств, в том числе благотворительных взносов и пожертвований. На основе Концепции в целях развития ее отдельных направлений будут разработаны межгосударственные программы и международные проекты.
Концепция в течение 2006 - 2010 годов будет уточняться, дополняться, совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в государствах - участниках СНГ.
Концепция реализуется в соответствии с Планом (приложение 1), финансирование осуществляется в соответствии с размерами долевых взносов государств - участников СНГ по финансированию Плана мероприятий по реализации Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ на 2006 - 2010 годы (приложение 2) и за счет внебюджетных средств.
План отражает специфику контингента, приоритеты медико-социальной помощи, обеспечение межведомственного сотрудничества и взаимодействия государственных и общественных структур на межгосударственном уровне.
- гарантированный государствами уровень жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций, членов их семей, родителей погибших и жертв терроризма;
- улучшение основных социально-экономических индикаторов уровня жизни данного контингента - среднедушевые денежные доходы, средний размер месячных пенсий, расходы и структуру фактического потребления;
- снижение уровня общей заболеваемости, социально значимых болезней, временной нетрудоспособности, инвалидности, увеличение средней продолжительности жизни;
- развитие государственных систем профилактики и реабилитации социально значимых болезней, алкоголизма, наркомании, самоубийств и инвалидности.
Объединение усилий государств - участников Содружества в реализации мероприятий, направленных на улучшение качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций, членов их семей, родителей погибших и жертв терроризма, несмотря на множество имеющихся различий, позволит приступить к разработке общих принципов и политики в обеспечении достойного уровня качества их жизни. В рамках Концепции будет проведен глубокий анализ удовлетворения в государствах потребностей данного контингента, необходимых для жизнеобеспечения, поддержания социального статуса. Конечной целью внедрения Концепции явится улучшение здоровья указанной категории граждан, увеличение продолжительности их жизни и рост благосостояния. В ходе реализации Концепции будут сформулированы и апробированы приоритетные стратегии, которые могут быть использованы странами, организациями и гражданским обществом для преобразования социально-экономических условий и разработки практических оперативных и долгосрочных целевых программ, направленных на улучшение качества жизни конкретных людей в конкретных социально-экономических условиях.
Реализация Концепции - не разовое мероприятие, а объект систематического мониторинга с учетом согласованных показателей и нормативов, применяемых в государствах - участниках СНГ и постоянно обновляемых на регулярной основе с учетом перемен, происходящих в обществе.
План мероприятий
по реализации Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ на 2006 - 2010 годы
Содержание мероприятий | Срок исполнения | Исполнители | Стоимость (млн.руб.) | |
2006 -2010 гг. | в том числе 2006 г. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Нормативно-правовое обеспечение | ||||
1. Составление реестра нормативных правовых актов, действующих в государствах - участниках СНГ, направленных на улучшение качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций, родителей погибших и жертв терроризма | 2006 г. | Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества (далее - КДВИ), Министерства здравоохранения и социального развития (защиты) государств - участников СНГ | 0,18* | 0,18* |
2. Подготовка проектов нормативных правовых актов, определяющих механизмы реализации гарантий льгот и компенсаций ветеранам войн, участникам локальных конфликтов, способствующих улучшению качества жизни, в том числе их монетизации в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ | 2006 г. | Министерства здравоохранения, труда и социального развития (защиты), Минобразования, Минэкономики, минфины государств - участников СНГ, общественные организации ветеранов войн, КДВИ | 0,4* | 0,4* |
3. Разработка дву- и многосторонних международных договоров в области социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, спорта, обеспечивающих повышение качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ | 2006-2007 гг. | Министерства здравоохранения, труда и социального развития (защиты), Минобразования, Минкультуры, МИДы государств - участников СНГ, Исполком СНГ, КДВИ | 0,6* | 0,3* |
4. Разработка и подготовка к подписанию в установленном порядке дву- и многосторонних договоров о гарантиях медицинской помощи для ветеранов войн, участников локальных конфликтов и миротворческих операций на территории государств - участников СНГ в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ | 2006 г. | МИДы, Минздрав, Минсоцзащиты, Минобразования, Минкультуры, комитеты по спорту, общественные организации государств - участников СНГ, КДВИ | 0,2* | 0,2* |
5. Внесение предложений в правительства государств - участников СНГ о разработке государственных и межгосударственной программ "Повышение качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций, членов их семей и родителей погибших" в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ | 2009 - 2010 гг. | КДВИ | ||
II. Организационно-практическое обеспечение повышения качества жизни ветеранов войн | ||||
1. Подготовка методических рекомендаций по организации и осуществлению в государствах - участниках Содружества мониторинга социально-экономического и правового положения ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций, членов их семей и родителей погибших в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ | 2007 г. | КДВИ, министерства и ведомства, общественные организации государств - участников СНГ | 0,7* | - |
2. Постоянная работа с органами и учреждениями здравоохранения, социального обеспечения, представителями исполнительной власти на местах по обеспечению ветеранов войн, участников локальных конфликтов и членов семей погибших благоустроенным жильем, медицинской помощью, включая профилактику заболеваний, диагностику, лечение, госпитализацию, реабилитацию, протезирование, обеспечение санаторно-курортным лечением, медикаментами, трудоустройство, профессиональную подготовку и переподготовку | 2006-2010 гг. | КДВИ, министерства здравоохранения, труда и социального развития (защиты) государств - участников СНГ | 80,0* 40,0** | 14,0* 10,0 |
3. Ежегодное проведение социологических опросов ветеранов войн, участников локальных конфликтов и членов семей погибших для определения совокупного дохода семьи, структуры расходов и жизнеобеспечивающих потребностей. Подготовка аналитических справок для соответствующих органов и адресная передача индивидуальных данных | 2006-2010 гг. | КДВИ, общественные организации государств - участников СНГ | 0,5* | 0,1* |
4. Обоснование и разработка системы потребностей, необходимых для поддержания жизни и социального статуса, обеспечивающих экономическую независимость, взаимодействие с обществом и средой. Определение совокупности услуг и необходимых средств для жизнеобеспечения конкретного индивидуума в конкретных социально-средовых условиях в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ | 2007 г. | КДВИ, Минэкономики, Минздрав, Минсоцзащиты, ветеранские организации государств - участников СНГ | 0,32* | - |
5. Разработка медико-социальных нормативов, обеспечивающих улучшение качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций, членов их семей, родителей погибших и жертв терроризма в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ | 2008 г. | КДВИ, Минэкономики, Минздрав, Минсоцзащиты, ветеранские организации государств - участников СНГ | 0,48* | - |
III. Решение актуальных проблем профилактики заболеваний и профилактики инвалидности | ||||
1. Мониторинг состояния здоровья ветеранов войн и отдельных групп населения, пострадавших от терроризма: | 2006-2010 гг. | КДВИ, Межгосударственный НИИ по реабилитации ветеранов войн, НИИ МСЭ и Р (г. Минск), органы и учреждения здравоохранения, общественные организации государств - участников СНГ | 1,6** | - |
1.1. Психоневрологический мониторинг состояния здоровья ветеранов войны в Афганистане и участников локальных конфликтов. | 2007-2010 гг. | 0,6** | - | |
1.2. Проведение осмотров, оценка и прогнозирование состояния здоровья и потребности в различных видах медико-социальной помощи. | 2006-2010 гг. | 0,8** | 0,4** | |
1.3. Разработка критериев оценки риска возникновения психосоматических заболеваний ветеранов войн и отдельных групп населения в чрезвычайных ситуациях | 2007 г. | 0,2** | - | |
2. Обоснование региональных потребностей ветеранов войн и жертв терроризма в различных видах медико-социальной помощи | 2007-2008 гг. | КДВИ, реабилитационные центры на местах, МЧС, Минздрав, Минсоцзащиты, Минобороны, общественные организации государств - участников СНГ | 0,4* | - |
3. Создание и внедрение программ профилактики, лечения и реабилитации посттравматического стрессового синдрома и медико-психологического сопровождения, психологической реабилитации и адаптации ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций, членов их семей, родителей погибших и жертв терроризма в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ | 2006-2007 гг. | НИИ, АМН, Минздрав, Минсоцразвития (Минсоцзащиты), МО, МВД, ФСБ государств - участников СНГ, КДВИ | 0,8** | 0,5** |
4. Создание при физкультурных диспансерах центров укрепления физического и психического здоровья, профилактики заболеваний, алкоголизма, наркозависимости и внедрение здорового образа жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций, членов их семей, родителей погибших и жертв терроризма | 2006-2010 гг. | Минздрав, комитеты по физкультуре и спорту, органы и учреждения здравоохранения государств - участников СНГ, КДВИ | 1,3** 5,8* | 0,2** 1,1* |
5. Создание кабинетов, отделений центров медико-психологической реабилитации и психологической разгрузки, изготовления и ремонта протезов, максимально приближенных к месту прохождения службы и месту проживания ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций, членов их семей, родителей погибших и жертв терроризма в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ | 2006-2008 гг. | Министерства здравоохранения, труда и социального развития (защиты), МО, МВД, ФСБ, администрации территорий государств - участников СНГ | 9,6** | 1,5** |
6. Развитие системы комплексной реабилитации, профессиональной подготовки, переподготовки с использованием дистанционного обучения и современных образовательных технологий, трудоустройства ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма. Создание международного научно-исследовательского и практического Центра реабилитации ветеранов войн государств - участников СНГ в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ | 2007 г. | Министерства здравоохранения, труда и социального развития (защиты), Минобразования, общественные организации государств - участников СНГ, КДВИ | 21,4** | 4,9** |
7. Создание и организация работы межгосударственной страховой компании "Инвосоцмедстрах" | 2006-2010 гг. | КДВИ, фонды медицинского и социального страхования, общественные организации государств - участников СНГ, международные благотворительные фонды | 28,0* | 3,4* |
8. Разработка автоматизированной персонифицированной системы медико-социальной информации об участниках боевых действий на этапах диагностики, лечения, реабилитации, социальной адаптации. Создание и внедрение электронной карты здоровья | 2007-2008 гг. | КДВИ, Минздрав, Минсоцзащиты, МО, МВД, ФСБ государств - участников СНГ, НИИ, ИВЦ, территориальные поликлиники | 1,4* | - |
IV. Научно-техническое сотрудничество | ||||
1. Изучение влияния экономических, социальных, географических, национально-культурных и других факторов на состояние здоровья ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций, членов их семей, родителей погибших и жертв терроризма | 2006-2010 гг. | КДВИ, НИИ государств - участников СНГ | 0,6* | 0,2* |
2. Разработка критериев отбора и технологии подготовки (психологической, физической, специальной) военнослужащих, направляющихся в зоны вооруженных конфликтов | 2006 г. | НИИ, МО, МВД, ФСБ, Минздрав государств - участников СНГ | 0,6* | 0,6* |
3. Разработка стандартов (протоколов) профилактики социально значимых заболеваний, ежегодных профилактических осмотров и диспансеризации ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций медицинской и психологической реабилитации и включение их в систему обязательного медицинского страхования в соответствии с национальным законодательством государств- участников СНГ | 2007 г. | Минздрав и Минсоцзащиты, НИИ государств - участников СНГ, КДВИ | 1,2* | - |
4. Социально-гигиенические и клинико-эпидемиологические исследования распространенности и профилактики хронических неинфекционных и психических заболеваний среди ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма и их отдаленных последствий в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ | 2006-2010 гг. | КДВИ, Минздрав, Минсоцзащиты, МО государств - участников СНГ, МНИИРУВ, НИИ МСЭ и Р (г. Минск) | 0,7* | 0,3* |
5. Психологическая, психофизиологическая диагностика и медико-социальная реабилитация посттравматических стрессовых расстройств (PTSD) у участников боевых действий и жертв терроризма | 2007-2010 гг. | КДВИ, НИИ МСЭ и Р, благотворительные фонды, Центр психического здоровья "Стресс" (г. Ереван) | 0,6* | - |
6. Разработка принципов комплексной системы объективной оценки и контроля за состоянием здоровья ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма для прогнозирования и организации лечебно-профилактической помощи, направленной на сохранение психического и соматического здоровья | 2007-2010 гг. | КДВИ, МИИИРУВ, НИИ МСЭ и Р (г. Минск) | 0,7* | - |
7. Разработка и внедрение индивидуальных программ медико-социальной помощи и реабилитации ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма с депрессивными состояниями и профилактики суицида | 2006-2009 гг. | КДВИ, МНИИРУВ, НИИ МСЭ и Р (г. Минск) | 0,6* | 0,3* |
V. Информационное обеспечение | ||||
1. Упорядочение и согласование на межведомственном уровне региональных, государственных и международного регистров. Создание межгосударственной информационно-справочной системы (с использованием интернет-технологий) ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма | 2006-2007 гг. | Министерства здравоохранения, труда и социального развития (защиты), МО, МВД, ФСБ, комитеты по статистике, КДВИ, ветеранские организации государств - участников СНГ | 1,5** | 0,6** |
2. Формирование системы мониторинга за социальным, экономическим положением и состоянием здоровья ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма | 2006-2010 гг. | Министерства здравоохранения, труда и социального развития (защиты), МО, МВД, ФСБ, комитеты по статистике, ветеранские организации государств - участников СНГ, КДВИ | 0,9* | 0,3* |
3. Развитие телемедицины и дистанционной консультативной помощи (интернет-медицины) для ветеранов войн, создание медицинских обучающих программ для медперсонала и образовательных программ для семей ветеранов и работы с непосредственным ближайшим их окружением | 2007-2010 гг. | ВЦ, НИИ, АМН, Минсвязи государств - участников СНГ | 4,3** | - |
4. Разработка интегрированной системы взаимоувязанных показателей, позволяющих изучить качество жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма, полную картину образа жизни в конкретных условиях | 2007-2008 гг. | Министерства здравоохранения, труда и социального развития (защиты), комитеты по статистике государств - участников СНГ, КДВИ | 0,4* | - |
5. Издание сборников нормативных правовых актов, регламентирующих качество жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ | 2006-2010 гг. | КДВИ | 1,0* | 0,3* |
6. Подготовка ежегодного доклада для глав правительств государств - участников Содружества о качестве жизни ветеранов войн | 2006-2010 гг. | КДВИ | 1,5** | 0,3** |
7. Подготовка и издание учебно-методической литературы, информационных сборников, видеопродукции по вопросам качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма. Проведение выставок, семинаров, совещаний, конференций, конкурсов | Ежегодно | Государства - участники СНГ, КДВИ, общественные организации государств - участников СНГ | 10,0* | 0,7* |
8. Создание на базе общественных ветеранских организаций единого информационного пространства для персонального учета ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма, потребностей и их удовлетворения в медицинской, социальной, психологической помощи с учетом состояния здоровья и социального статуса | 2006-2010 гг. | Ветеранские организации государств - участников СНГ | 11,9* 10,4** | 0,8* |
9. Организационно-методическое обеспечение и реализация основных мероприятий Концепции | 2006 -2010 гг. | КДВИ | 5,8** | 1,3** |
Всего: | 246,4 | 42,9 | ||
в том числе долевые взносы | 98,2 | 19,7 | ||
внебюджетные средства | 148,2 | 23,2 |