Действующий
Концепция учитывает опыт межведомственного сотрудничества органов здравоохранения, социального развития, образования, культуры, министерств обороны, министерств внутренних дел, служб безопасности, общественных организаций, социальной политики государств - участников СНГ и государственных целевых программ, реализации межгосударственной стратегии активного воздействия на интеграционные и социально-экономические процессы.
II. Основные тенденции и особенности качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ
Качество жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма крайне низкое. Более 30% из них - одинокие люди. В неудовлетворительных жилищных условиях проживает более 60% этой категории граждан. Более 85% из них оценивают уровень пенсий как недостаточный, условиями работы не удовлетворены 73%, от 60 до 87% ветеранов в государствах - участниках Содружества не могут обеспечить себя полноценным питанием, приобрести необходимые бытовые предметы длительного пользования (холодильник, телевизор, мебель и т.п.).
Проведенное изучение качества жизни ветеранов афганской войны в отдельных государствах - участниках Содружества свидетельствует о значительном снижении всех составляющих качества жизни у воинов-интернационалистов, членов их семей и родителей погибших.
Удовлетворены качеством жизни 31,4%. Основными причинами неудовлетворенности являются плохие жилищные условия, низкий материальный уровень, невостребованность, тяжелый психологический климат в обществе, плохая семейная обстановка, отсутствие постоянной работы и др.
Анализ занятости данного контингента свидетельствует, что большая часть из них работает в общественных организациях (46%), коммерческих структурах (25%), государственных организациях и учреждениях (18%). Не имеют работы 11% трудоспособных граждан этой категории.
Отмечена низкая социальная интеграция инвалидов: по своей профессии работает менее 20% инвалидов III группы; более 80% инвалидов I и II групп не участвуют в общественной жизни, половина из них является одинокими, а 2/3 живущих в семье не проявляют интереса к семье и воспитанию детей.
Практически здоровыми считают себя менее 30% ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма. Улучшение в состоянии здоровья за последние пять лет отмечают лишь 21,4%; без изменений - 14,3%; 64,3% считают, что состояние их здоровья ухудшилось (частые обострения имеющихся хронических заболеваний, вновь диагностированные болезни, изменение группы инвалидности или вновь признаны инвалидами).
Отношения воинов-интернационалистов с учреждениями здравоохранения как хорошие оценивают только 1,4% респондентов, как средние - 47,1%, как плохие - 46,4%.
- распространенность тяжелых форм хронических заболеваний, требующих узкоспециализированной медицинской помощи;
- заболеваемость контингента характеризуется значительной распространенностью нервных и психических болезней, болезней головного и спинного мозга, тяжелейших циррозов печени, почечной недостаточности, а в последние годы - значительным ростом онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний;
- наличие посттравматических стрессовых расстройств, нуждающихся в психокоррекции, психотерапии, психиатрической помощи;
- высокие показатели преждевременной смертности определяют основные организационные формы, методы охраны здоровья и реабилитации ветеранов войн и членов их семей.
Ветераны войн, участники локальных конфликтов, миротворческих операций и жертвы терроризма нуждаются в комплексном обследовании, включающем наряду с медицинскими клинико-диагностическими методами социальное, медико-психологическое обследование, оценку психического здоровья и тестирование. Необходимыми являются динамическое наблюдение, первичная и вторичная профилактика и профилактика инвалидности - реабилитация (третичная профилактика). Особое значение в специфике оказания такой медико-социальной помощи имеют последствия воздействия психотравмирующих факторов и возникновение посттравматического стрессового синдрома, ставшего внутренней основой психологической и социальной дезадаптации человека в обществе. "Вторичные стрессы" гражданской жизни, суммируясь с "первичными стрессами" войны на фоне соматического неблагополучия, приводили к формированию хронических посттравматических расстройств. Почти все ветераны после возвращения из Афганистана отмечали чувство внутренней измененности, повышенную раздражительность; вспышки гнева, бесконтрольной злобы, приводящие к конфликтам в быту, на работе, проблемам с представителями закона. И через 15 лет многие из них подчеркивают разочарование и неудовлетворенность мирной жизнью, характером межличностных отношений и новыми системами ценностей, отмечают нетерпимость к несправедливости, склонность к аутизации. Все эти симптомы отмечаются как у участников локальных конфликтов в Афганистане, Таджикистане, Чечне, так и у жертв терроризма. Все это, естественно, препятствует нормальной жизнедеятельности, но несмотря на проблемы, связанные как с психическим, так и физическим здоровьем, у большинства из них прослеживается тенденция избегать обращений к врачам и психологам.
В настоящее время число ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма, членов семей погибших в государствах - участниках Содружества превысило 3 млн. человек. С 1990 по 2004 год число инвалидов среди участников боевых действий в Афганистане возросло в 2,5 раза, причем если несколько лет назад подавляющее большинство из числа инвалидов были инвалидами III группы, то сейчас это в основном инвалиды II группы. По данным статистики, в СНГ ежегодно признаются инвалидами около 70 тыс. военнослужащих, из них более 12 тыс. человек - это инвалиды вследствие военной травмы. Более 2,5 тыс. участников боевых действий ежегодно умирает, более 30% из них - от происшествий, дорожно-транспортных катастроф, отравлений алкоголем, наркотиками, суицида. По данным Российской академии медицинских наук, биологический возраст ветеранов войн отличается от паспортного в среднем на 13 лет. Если побывавшему на войне сегодня 40 лет, то его организм изношен как в 53 года.
Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ, включая размер пенсий, среднедушевой доход в семье, структуру потребительских расходов, медицинских, бытовых, санаторно-оздоровительных, культурных услуг, остаются низкими. Среди данной категории граждан наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев, безработных, наемных рабочих в других государствах; лиц с доходами ниже прожиточного минимума. В то же время как бы не измерялись материальные потребности человека и общества в целом, есть неизмеримое, неосязаемое, но очень важное для мироощущения и целостной оценки качества жизни - духовность. Только органическое единство материальных и духовных категорий определяет качество жизни.
Особую озабоченность и неудовлетворенность высказывают ветераны войн, участники локальных конфликтов, миротворческих операций и жертвы терроризма по поводу доступности и качества медицинской помощи, как амбулаторной, так и стационарной, возможности госпитализации и получения специализированной медицинской помощи, реабилитации, санаторно-курортного лечения, лекарственного обеспечения.
Даже в наиболее благополучных государствах малоимущие люди живут существенно меньше и болеют значительно чаще, чем обеспеченные. С одной стороны, эти различия в состоянии здоровья являются отражением недопустимой социальной несправедливости, а с другой, они привлекли внимание ученых к некоторым из важнейших факторов или детерминант, определяющих уровень здоровья в современном обществе. В частности, они привели к росту понимания тесной зависимости состояния здоровья от социальной окружающей среды, от того, что сейчас определяется как социальные детерминанты или составляющие здоровья.
В любом обществе у людей, находящихся на более низких ступенях социальной лестницы, вероятность большинства заболеваний и преждевременной смерти выше, чем у тех, кто стоит на более высоких ее ступенях. Политика в области здравоохранения обязательно должна быть направлена на улучшение социально-экономических составляющих здоровья. Для того чтобы улучшить здоровье населения, следует улучшить возможности для получения адекватного образования, уменьшить риск потери работы и безработицу, улучшить жилищные условия. Если общество обеспечит своим гражданам больше возможностей для самовыражения во всех областях жизни - социальной, экономической, культурной, то они и физически будут более здоровыми по сравнению с людьми, жизнь которых характеризуется нестабильностью, разобщенностью и лишениями. Стрессовые условия, заставляющие людей испытывать чувства беспокойства и беспомощности, неблагоприятно сказываются на здоровье и могут привести к преждевременной смерти. Постоянное чувство беспокойства и неопределенности, недостаточная уверенность в себе, социальная изоляция и невозможность управлять ситуацией на работе и дома оказывают огромное влияние на состояние здоровья.
Такие психологические факторы риска постоянно накапливаются, увеличивая вероятность психических заболеваний и преждевременной смерти. Продолжительные периоды беспокойства и неопределенности, зачастую отсутствие понимания, общественной, семейной и дружеской поддержки приводят к психосоматическим заболеваниям. Эти факторы необходимо учитывать при организации медико-социальной и психологической помощи данному контингенту.
III. Основные задачи развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ
Учитывая, что конечной целью социального и экономического развития общества являются рост благосостояния и улучшение здоровья людей, необходимо уделять внимание наиболее нуждающимся, отягощенным плохим состоянием здоровья, получающим недостаточное медицинское обслуживание или страдающим от бедности. Концепция реализуется посредством проведения соответствующих региональной, национальной и межгосударственной политики и стратегий, направленных на уменьшение экономического и социального неравенства и улучшение здоровья отдельных групп и всего населения. Реформирование, укрепление и адаптация систем здравоохранения, социального развития, образования, культуры, обеспечение необходимого доступа к их службам и учреждениям, надлежащего качества и разумной стоимости - важнейшее направление повышения качества жизни населения в целом и наиболее уязвимых его групп. Являясь сообществом независимых государств, страны Содружества должны действовать совместно ради устранения общих угроз здоровью, внедряя здоровый образ жизни, физкультуру и спорт, осуществляя профилактику заболеваний, наркомании, токсикомании, суицидов.
Основными задачами взаимодействия государств - участников СНГ в сфере улучшения качества жизни являются:
- баз данных ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма, качества их жизни, мониторинга социально-экономического положения и совокупных средств, адресно направленных из бюджетов всех уровней и внебюджетных средств;
- медико-социальных структур и внедрению прогрессивных технологий, обеспечивающих профилактические, лечебно-оздоровительные, реабилитационные мероприятия ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма;
- персонифицированного регистра с унифицированными социальными, медицинскими, психологическими данными.
IV. Основные направления сотрудничества государств - участников СНГ в сфере улучшения качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма
Каждое из вышеназванных направлений должно иметь организационное, ресурсное, технологическое, информационное, кадровое, научное обеспечение.
В реализации Концепции участвуют органы исполнительной власти государств - участников Содружества, общественные организации ветеранов войн, органы и учреждения исполнительной власти на местах, учреждения здравоохранения и социальной защиты всех уровней. Качество жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма будет обеспечиваться государствами - участниками СНГ в порядке, установленном национальными нормативными правовыми актами государств - участников СНГ, и определяться путем выборочных социальных опросов в государствах.
Финансовое обеспечение реализации Концепции будет осуществляться за счет долевых взносов государств - участников СНГ пропорционально численности ветеранов войн, проживающих на территории государства, и участия государств в мероприятиях, местных бюджетов и внебюджетных средств, в том числе благотворительных взносов и пожертвований. На основе Концепции в целях развития ее отдельных направлений будут разработаны межгосударственные программы и международные проекты.
Концепция в течение 2006 - 2010 годов будет уточняться, дополняться, совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в государствах - участниках СНГ.
Концепция реализуется в соответствии с Планом (приложение 1), финансирование осуществляется в соответствии с размерами долевых взносов государств - участников СНГ по финансированию Плана мероприятий по реализации Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ на 2006 - 2010 годы (приложение 2) и за счет внебюджетных средств.