Действующий
Совершено в городе Душанбе 25 мая 2006 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Правительство Азербайджанской Республики/подпись/ (ОМ) | За Правительство Республики Молдова |
За Правительство Республики Армения/подпись/ (с учетом оговорки) | За Правительство Российской Федерации /подпись/ |
За Правительство Республики Беларусь/подпись/ | За Правительство Республики Таджикистан /подпись/ |
За Правительство Грузии | За Правительство Туркменистана |
За Правительство Республики Казахстан/подпись/ | За Правительство Республики Узбекистан |
За Правительство Кыргызской Республики/подпись/ (с оговоркой) | За Правительство Украины |
Концепция
развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ на 2006-2010 годы
(утв. Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ на 2006 - 2010 годы от 25 мая 2006 г.)
В период глобализации экономики мирового сообщества одной из важнейших проблем развития общества становится качество жизни населения в целом и его отдельных групп. В связи с образованием новых независимых государств, экономика которых находится в основном в стадии реформирования, в тяжелом положении оказались отдельные слои населения государств Содружества. Особое внимание заслуживают проблемы качества жизни наиболее уязвимых граждан СНГ - ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма.
Согласованный подход к формированию общих принципов определения обоснованных приоритетов медико-социальной помощи указанным выше группам населения действительно будет содействовать улучшению качества жизни.
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в государствах - участниках СНГ к началу XXI века, - медленный рост производства, отсутствие стабильности на финансовом рынке, недостаточное финансирование здравоохранения, безадресное распределение выделенных средств - приводит к низкому уровню жизни населения и в первую очередь социально уязвимых его слоев. Практически во всех государствах - участниках Содружества отсутствует система контроля эффективности адресного использования средств, выделяемых для поддержки ветеранов. Получившая развитие в последние годы реабилитация доступна, и то не в полной мере, только инвалидам, а то, что ветераны всех войн - это основная группа риска инвалидности и что инвалидность легче и экономически выгоднее предотвратить, не заложено ни в одном из принятых в государствах - участниках СНГ законов в последнее 10-летие. Тем самым как бы поддерживается и воспроизводится состояние инвалидности, а не принимаются меры по ее предотвращению. Наиболее существенным недостатком законодательства всех государств - участников СНГ является отсутствие механизма реализации важнейших правовых норм в области профилактики инвалидности среди ветеранов войн. Более того, профилактические мероприятия практически исчезают из работы органов и учреждений соответствующих ведомств.
Здоровье человека лишь на 18 - 20% связано с проведением медицинских мероприятий. Основными определяющими являются экономические, политические, социальные, экологические, культурные факторы, взаимоотношения в обществе и зрелость этого общества.
В связи с этим создание и реализация Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ на 2006 - 2010 годы (далее - Концепция) позволят поднять на должный уровень здоровье данной категории граждан, их работоспособность, т.е. качество их жизни. Реализация межгосударственных медико-социальных программ позволит выделить основные группы факторов, влияющих на качество жизни.
Концепция определяет основные цели, принципы и направления сотрудничества правительств и общественных организаций государств - участников СНГ в сфере улучшения качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма - категории граждан, требующей повышенного социального внимания, поддержки, милосердия и участия органов управления всех уровней, государственных и негосударственных структур и организаций.
Понятие качества жизни данной категории граждан включает удовлетворенность своим физическим, психическим, экономическим и социальным благополучием, способность функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от жизни во всех ее аспектах.
Правовой основой Концепции являются законодательные акты государств - участников Содружества по проблемам инвалидов, ветеранов, семей погибших, а также документы, принятые в рамках Содружества Независимых Государств.
Категория качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма - интегральная качественная характеристика жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, родителей погибших и членов их семей, раскрывающая критерии жизнедеятельности, а также условия жизнеобеспечения и жизнеспособности данного контингента как целостного социального организма.
Под качеством жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций, родителей погибших и жертв терроризма понимается совокупность условий, обеспечивающих (или не обеспечивающих) индивидуальное и общественное (физическое и психическое) здоровье, интегрально отражаемое средней продолжительностью жизни, уровнем общей заболеваемости, временной нетрудоспособности, инвалидности, стандартизованных для данной группы населения; соответствие среды жизни социально-психологическим установкам личности.
Образ жизни фиксирует формы жизнедеятельности данной категории, типичные для определенных социально-экономических, политических, национальных отношений и характеризующие особенности жизни индивидуума и определенной категории лиц.
Стиль жизни конкретизирует содержание образа жизни, раскрывая его особенности, выражающиеся в общении и поведении. На основе этой категории можно рассматривать типы поведения как отдельных индивидов, их манеры, черты, привычки, вкусы, наклонности, так и данной категории граждан в целом.
Качество рабочей силы - совокупность свойств индивидуума, проявляющихся в процессе труда и включающих квалификацию и личностные характеристики работника, его физиологические и социально-психологические особенности (состояние здоровья, умственные способности, а также адаптированность, в том числе профориентированность и профессиональную пригодность).
Качество трудовой жизни - это условия производственной жизни, позволяющие учесть степень реализации интересов работника и использования его интеллектуальных, творческих, моральных, организационных способностей и др. Качество трудовой жизни выражается в повышении чувства удовлетворенности трудом, стремлении повышать квалификацию.
Мониторинг качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма - периодически проводимые массовые опросы, дающие объективную информацию об изменениях изучаемого объекта на основе специально составленных анкет и их последующего анализа (социально-демографические обследования, изменения качества и уровня жизни семьи, социально-трудовой сферы, динамика состояния здоровья, инвалидности и т.д.).
Минимальный потребительский бюджет - стоимостная оценка набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций - необходим как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни, определения необходимых размеров выплат.
Целью Концепции является выработка стратегии, согласованных позиций, определение эффективных путей реализации государственной социальной политики в соответствии с экономическим положением, национальным законодательством государств - участников СНГ и международными договорами, направленными на профилактику потери трудоспособности, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, членов семей погибших. Для реализации Концепции разработан План мероприятий по реализации Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ на 2006 - 2010 годы (далее - План) (приложение 1), включающий совместные практические и научные мероприятия в государствах - участниках СНГ на период 2006 - 2010 годы.
Развитие социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ основывается на следующих принципах:
- гарантированность социальных прав и обеспечение условий для участия в жизни общества в соответствии со способностями и возможностями;
- единство и взаимодействие социальной политики на межгосударственном, федеральном и региональном уровнях;
- партнерство и совместное решение социальных вопросов государственными и общественными организациями.
Концепция учитывает опыт межведомственного сотрудничества органов здравоохранения, социального развития, образования, культуры, министерств обороны, министерств внутренних дел, служб безопасности, общественных организаций, социальной политики государств - участников СНГ и государственных целевых программ, реализации межгосударственной стратегии активного воздействия на интеграционные и социально-экономические процессы.
II. Основные тенденции и особенности качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ
Качество жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма крайне низкое. Более 30% из них - одинокие люди. В неудовлетворительных жилищных условиях проживает более 60% этой категории граждан. Более 85% из них оценивают уровень пенсий как недостаточный, условиями работы не удовлетворены 73%, от 60 до 87% ветеранов в государствах - участниках Содружества не могут обеспечить себя полноценным питанием, приобрести необходимые бытовые предметы длительного пользования (холодильник, телевизор, мебель и т.п.).
Проведенное изучение качества жизни ветеранов афганской войны в отдельных государствах - участниках Содружества свидетельствует о значительном снижении всех составляющих качества жизни у воинов-интернационалистов, членов их семей и родителей погибших.
Удовлетворены качеством жизни 31,4%. Основными причинами неудовлетворенности являются плохие жилищные условия, низкий материальный уровень, невостребованность, тяжелый психологический климат в обществе, плохая семейная обстановка, отсутствие постоянной работы и др.
Анализ занятости данного контингента свидетельствует, что большая часть из них работает в общественных организациях (46%), коммерческих структурах (25%), государственных организациях и учреждениях (18%). Не имеют работы 11% трудоспособных граждан этой категории.
Отмечена низкая социальная интеграция инвалидов: по своей профессии работает менее 20% инвалидов III группы; более 80% инвалидов I и II групп не участвуют в общественной жизни, половина из них является одинокими, а 2/3 живущих в семье не проявляют интереса к семье и воспитанию детей.
Практически здоровыми считают себя менее 30% ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма. Улучшение в состоянии здоровья за последние пять лет отмечают лишь 21,4%; без изменений - 14,3%; 64,3% считают, что состояние их здоровья ухудшилось (частые обострения имеющихся хронических заболеваний, вновь диагностированные болезни, изменение группы инвалидности или вновь признаны инвалидами).
Отношения воинов-интернационалистов с учреждениями здравоохранения как хорошие оценивают только 1,4% респондентов, как средние - 47,1%, как плохие - 46,4%.
- распространенность тяжелых форм хронических заболеваний, требующих узкоспециализированной медицинской помощи;
- заболеваемость контингента характеризуется значительной распространенностью нервных и психических болезней, болезней головного и спинного мозга, тяжелейших циррозов печени, почечной недостаточности, а в последние годы - значительным ростом онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний;
- наличие посттравматических стрессовых расстройств, нуждающихся в психокоррекции, психотерапии, психиатрической помощи;
- высокие показатели преждевременной смертности определяют основные организационные формы, методы охраны здоровья и реабилитации ветеранов войн и членов их семей.
Ветераны войн, участники локальных конфликтов, миротворческих операций и жертвы терроризма нуждаются в комплексном обследовании, включающем наряду с медицинскими клинико-диагностическими методами социальное, медико-психологическое обследование, оценку психического здоровья и тестирование. Необходимыми являются динамическое наблюдение, первичная и вторичная профилактика и профилактика инвалидности - реабилитация (третичная профилактика). Особое значение в специфике оказания такой медико-социальной помощи имеют последствия воздействия психотравмирующих факторов и возникновение посттравматического стрессового синдрома, ставшего внутренней основой психологической и социальной дезадаптации человека в обществе. "Вторичные стрессы" гражданской жизни, суммируясь с "первичными стрессами" войны на фоне соматического неблагополучия, приводили к формированию хронических посттравматических расстройств. Почти все ветераны после возвращения из Афганистана отмечали чувство внутренней измененности, повышенную раздражительность; вспышки гнева, бесконтрольной злобы, приводящие к конфликтам в быту, на работе, проблемам с представителями закона. И через 15 лет многие из них подчеркивают разочарование и неудовлетворенность мирной жизнью, характером межличностных отношений и новыми системами ценностей, отмечают нетерпимость к несправедливости, склонность к аутизации. Все эти симптомы отмечаются как у участников локальных конфликтов в Афганистане, Таджикистане, Чечне, так и у жертв терроризма. Все это, естественно, препятствует нормальной жизнедеятельности, но несмотря на проблемы, связанные как с психическим, так и физическим здоровьем, у большинства из них прослеживается тенденция избегать обращений к врачам и психологам.
В настоящее время число ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма, членов семей погибших в государствах - участниках Содружества превысило 3 млн. человек. С 1990 по 2004 год число инвалидов среди участников боевых действий в Афганистане возросло в 2,5 раза, причем если несколько лет назад подавляющее большинство из числа инвалидов были инвалидами III группы, то сейчас это в основном инвалиды II группы. По данным статистики, в СНГ ежегодно признаются инвалидами около 70 тыс. военнослужащих, из них более 12 тыс. человек - это инвалиды вследствие военной травмы. Более 2,5 тыс. участников боевых действий ежегодно умирает, более 30% из них - от происшествий, дорожно-транспортных катастроф, отравлений алкоголем, наркотиками, суицида. По данным Российской академии медицинских наук, биологический возраст ветеранов войн отличается от паспортного в среднем на 13 лет. Если побывавшему на войне сегодня 40 лет, то его организм изношен как в 53 года.
Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ, включая размер пенсий, среднедушевой доход в семье, структуру потребительских расходов, медицинских, бытовых, санаторно-оздоровительных, культурных услуг, остаются низкими. Среди данной категории граждан наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев, безработных, наемных рабочих в других государствах; лиц с доходами ниже прожиточного минимума. В то же время как бы не измерялись материальные потребности человека и общества в целом, есть неизмеримое, неосязаемое, но очень важное для мироощущения и целостной оценки качества жизни - духовность. Только органическое единство материальных и духовных категорий определяет качество жизни.
Особую озабоченность и неудовлетворенность высказывают ветераны войн, участники локальных конфликтов, миротворческих операций и жертвы терроризма по поводу доступности и качества медицинской помощи, как амбулаторной, так и стационарной, возможности госпитализации и получения специализированной медицинской помощи, реабилитации, санаторно-курортного лечения, лекарственного обеспечения.