(Действующий) Методические рекомендациипо проведению рейдовых мероприятий в целях...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Методические рекомендациипо проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов РФ*(1)

1. Общие положения

Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов РФ (далее - Рекомендации) разработаны в целях повышения эффективности федерального государственного экологического контроля (государственного надзора в области обращения с отходами) и предназначены для исполнения в деятельности территориальных органов Росприроднадзора.
В настоящем документе используются следующие сокращения:
ГОСТ 30772 - Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (подлежит обязательному применению в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"");
Закон N 131-ФЗ - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Закон N 7-ФЗ - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Закон N 89-ФЗ - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Инструкция N 160 - Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утв. приказом Минприроды России от 25.05.1994 N 160 (зарегистрировано в Минюсте России 16.06.1994 N 602);
ТБО - твердые бытовые отходы.

2. Термины и определения

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов*(2).
Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле*(2).
Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов*(2).
Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.)*(3).
Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв*(4).
Отходы потребления (включая твердые бытовые отходы) - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации. К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей*(5).
Мусор - мелкие неоднородные сухие или влажные отходы*(6).
Утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и (или) обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий*(7).
Удаление отходов - сбор, сортировка, транспортирование и переработка опасных или других отходов с уничтожением и (или) захоронением их способом специального хранения*(8).
Санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения отходов, но не обустроенные в соответствии со СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП*(9).
Несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов*(10). Размещение отходов запрещается на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека*(11) (например, на берегах водохранилищ и в зонах периодического затопления, на территориях санитарной охраны источников питьевого водоснабжения); а также запрещается сброс отходов производства и потребления, в т.ч. радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Кроме того, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения*(12).
Места несанкционированного размещения ТБО - свалки ТБО, эксплуатируемые без предусмотренной законодательством проектной и разрешительной документации (лицензии - в части деятельности по размещению опасных отходов (отходов I-IV классов опасности*(13))), а также захламление земель ТБО, хранение и захоронение ТБО в не предназначенных для их размещения местах.

3. Общие требования к проведению обследования территорий (рейдового мероприятия)

Рейдовое мероприятие осуществляется в целях обнаружения нарушения требований природоохранного законодательства, повлекшего образование мест несанкционированного размещения ТБО, а также выявления лиц, совершивших данные противоправные действия. Рейдовое мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (начальника) территориального органа Росприроднадзора, в котором указываются населенный(ые) пункт(ы) и маршрут территории, подлежащей обследованию.
При планировании обследования территории следует учитывать информацию, поступающую в Росприроднадзор и (или) его территориальные органы:
от граждан и организаций;
средств массовой информации, в т.ч. посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
органов исполнительной власти субъектов РФ;
органов местного самоуправления;
правоохранительных органов;
органов прокуратуры;
от иных источников, если полученная информация содержит сведения о нарушении требований природоохранного законодательства, повлекшем образование мест несанкционированного размещения ТБО.
Также при планировании маршрута особое внимание следует уделить территориям водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов с целью обнаружения и ликвидации несанкционированных свалок ТБО на указанных территориях. В границах водоохранных зон запрещается, в числе прочего, размещение мест захоронения отходов*(14). Выявленные правонарушения в данном случае могут квалифицироваться по ч. 2 ст. 8.12 или ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Варианты квалификации рассматриваемых правонарушений представлены в приложении 2.
В целях методического руководства в ходе организации и проведения рейдовых мероприятий в работе государственных инспекторов по охране природы может применяться сводный перечень предусмотренных законодательством категорий земель по целевому назначению и видов вещных прав на земельные участки (приложение 1).
Установление категории земель и правообладателей земельных участков может осуществляться на основании информации территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), истребованной в соответствующих запросах.
Возможны ситуации, когда обследуемый участок находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена. В таких случаях необходимо руководствоваться тем, что распоряжение такими земельными участками осуществляется соответствующими органами местного самоуправления*(15).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде*(16).
Одна из целей охраны земель - предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности*(17). В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления*(18). Конкретизация этого требования раскрывается в ст. 42 ЗК РФ.
Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет*(19).
Земли, нарушенные при складировании и захоронении бытовых и других отходов, подлежат рекультивации*(20).
При проведении рейдовых мероприятий необходимо принимать меры к выявлению, фиксации и сбору доказательств фактов причинения вреда окружающей среде, в т.ч. почвам как объекту охраны окружающей среды (ст. 77, 78 Закона N 7-ФЗ).
Исчисление в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера производится на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика). В соответствии с Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в т.ч. в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления*(21), включая ТБО и мусор.
По фактам нарушений водного законодательства*(22), выявленных в ходе проведения рейдовых мероприятий, исчисление размера вреда производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87.
В работе по возмещению вреда необходимо считать приоритетным возмещение вреда посредством возложения на ответчика обязанности (на основании решения суда или арбитражного суда) по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ*(23). Это связано прежде всего со случаями, когда ответчиками являются органы местного самоуправления. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100%*(24).
В ходе проведения рейдового мероприятия обследование территории необходимо проводить с применением фото- и (или) видеосъемки. Рекомендуемый образец заполнения фототаблицы содержится в приложении 4.
В ходе фиксации результатов рейдового мероприятия является целесообразным составление планов, схем обследуемой территории с указанием мест выявленных нарушений требований природоохранного законодательства, в т.ч. повлекших образование мест несанкционированного размещения ТБО.
По результатам рейдового мероприятия составляется акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (далее - Акт) (приложение 3).
В Акте в числе прочего отражается информация о применении фото- и (или) видеосъемки, о составлении планов, схем, фототаблиц, которые являются приложением к Акту.