Действующий
2) сведения о сторонах соглашения;
3) цели и основания установления сервитута;
4) срок действия сервитута;
5) размер платы за сервитут;
6) право лица, в интересах которого установлен сервитут, на осуществление деятельности, в целях обеспечения которой установлен сервитут, в том числе право на вход на земельный участок, доставку на него строительных и иных материалов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов инфраструктуры, выполнение соответствующих инженерных изысканий, осуществление рубок древесно-кустарниковой растительности, выполнение земляных работ;
7) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, по внесению платы за сервитут и полному возмещению убытков, причиненных в связи с установлением сервитута;
8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением, после прекращения действия сервитута.
10. Соглашение об установлении сервитута заключается на основании решения о его установлении.
11. Решения об установлении сервитутов принимаются:
1) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в целях строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры федерального значения;
2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры регионального значения;
3) органом местного самоуправления в целях строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры местного значения.
12. Решение об установлении сервитута принимается на основании заявления организации, осуществляющей строительство и (или) эксплуатацию объектов инфраструктуры.
13. К заявлению, указанному в
части 12 настоящей статьи, прилагаются следующие документы:
1) кадастровый паспорт земельного участка, обремененного сервитутом, или кадастровая выписка об указанном земельном участке либо в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, кадастровый план соответствующей территории с обозначением планируемых границ сервитута;
2) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, в отношении которого предполагается установить сервитут, или копии иных документов, устанавливающих или удостоверяющих права на такой земельный участок, либо в случае отсутствия документов, устанавливающих или удостоверяющих права на такой земельный участок, обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений или уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений;
3) копия утвержденной документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или копия решения о предварительном согласовании мест их размещения с указанием предполагаемых границ сервитута в случае установления сервитута в целях, предусмотренных
пунктами 1-3 части 2 настоящей статьи;
4) обоснование установления сервитута.
14. В случае, если документы, указанные в
пункте 2 части 13 настоящей статьи, не представлены заявителем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации принимать решение об установлении сервитута, по межведомственному запросу этого уполномоченного органа федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляет сведения о правах на земельный участок, в отношении которого предполагается установить сервитут, или сообщает об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированном праве на такой земельный участок.
15. Установление сервитутов осуществляется без проведения общественных слушаний.
16. Решение об установлении сервитута должно содержать:
1) сведения о лицах, в интересах которых устанавливается сервитут;
2) цели установления сервитута;
3) кадастровые номера земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут.
17. В течение семи дней со дня принятия решения об установлении сервитута данное решение должно быть опубликовано в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, и размещено на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае, если решение об установлении сервитута принято в отношении находящегося в долевой собственности земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, данное решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных законом соответствующего субъекта Российской Федерации для опубликования сообщений в соответствии с
Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
18. В целях подготовки проекта соглашения об установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут, обеспечивают заключение между ними и оценщиком договора об оценке размера платы за постоянный сервитут, а также планируемой выкупной цены земельного участка в случае его изъятия для государственных или муниципальных нужд. Допускается проведение такой оценки оценщиками, отобранными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Договор об оценке должен содержать обязанность лица, в интересах которого устанавливается сервитут, по оплате стоимости работ по проведению такой оценки.
19. Размер платы за постоянный сервитут определяется исходя из уменьшения рыночной стоимости земельного участка вследствие его обременения сервитутом, если меньший размер платы за постоянный сервитут не предусмотрен соглашением о его установлении. Ежегодная плата за срочный сервитут определяется в размере, равном трем процентам кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого установлен срочный сервитут, если меньший размер платы за срочный сервитут не предусмотрен соглашением о его установлении.
20. После принятия решения об установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут, осуществляют подготовку проекта соглашения о его установлении и направляют этот проект лицам, указанным в
части 6 настоящей статьи.
21. В случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения лицами, указанными в
части 6 настоящей статьи, проекта этого соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить это соглашение.
22. В случае, если установление сервитута в соответствии с решением суда приводит к невозможности использования земельного участка или его части, осуществляется изъятие указанного земельного участка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Принятие решения об изъятии указанного земельного участка уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления не требуется.
23. Внесение платы за сервитут и возмещение убытков в связи с установлением сервитута лицам, указанным в
части 6 настоящей статьи, осуществляются за счет средств лиц, в интересах которых установлен сервитут.
24. Лица, указанные в
части 6 настоящей статьи, не вправе осуществлять действия, исключающие или затрудняющие осуществление лицами, в интересах которых установлен сервитут, деятельности, связанной со строительством и (или) с эксплуатацией объектов инфраструктуры.
25. Сервитут может быть прекращен по решению суда по следующему основанию:
1) лицо, в интересах которого установлен сервитут, не осуществляет деятельность, для обеспечения которой установлен сервитут, в течение одного года, если иное не оговорено решением об установлении сервитута и (или) соглашением об установлении сервитута;
2) вследствие изменения обстоятельств установленный сервитут становится излишним.
26. Сервитуты, установленные в соответствии с настоящей статьей, за исключением сервитутов, установленных на срок менее чем один год, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сервитутов, установленных в соответствии с настоящей статьей, осуществляется на основании заявлений лиц, в интересах которых установлены сервитуты, без предъявления нотариально удостоверенной доверенности, выданной правообладателем обремененного сервитутом земельного участка.
27. В случае, если право собственности на земельные участки, в отношении которых установлены сервитуты, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения такими земельными участками не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, лица, в интересах которых установлены сервитуты, вправе обратиться с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельные участки, в отношении которых установлены сервитута, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения такими земельными участками. Выдача собственниками земельных участков, в отношении которых установлены сервитута, землепользователями, землевладельцами таких земельных участков доверенностей на совершение этих действий не требуется. Одновременно с государственной регистрацией указанных прав на земельные участки осуществляется государственная регистрация сервитутов, установленных в соответствии с настоящей статьей.
28. Финансирование кадастровых работ, необходимых для установления сервитутов, осуществляется за счет средств лиц, в интересах которых установлены сервитуты.
Статья 33. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов инфраструктуры
1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, предоставляются в безвозмездное срочное пользование организациям, осуществляющим строительство объектов инфраструктуры, без предварительного согласования мест их размещения и без проведения торгов.
2. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для размещения объектов инфраструктуры федерального значения, финансирование строительства которых предусмотрено полностью за счет средств юридических лиц, предоставляются указанным юридическим лицам в аренду на срок сорок девять лет без предварительного согласования мест размещения данных объектов инфраструктуры, без проведения торгов и с правом передачи организациям, осуществляющим их строительство, своих прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, а также с правом передачи арендованных земельных участков этим организациям в субаренду.
3. Размер арендной платы за земельные участки, указанные в
части 2 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов инфраструктуры, может применяться кадастровая стоимость таких земельных участков.
4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предназначенных для размещения объектов инфраструктуры федерального значения:
1) образование земельных участков, уточнение границ земельных участков в целях их предоставления, включая обращение с заявлениями о кадастровом учете образуемых земельных участков и о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки;
2) образование земельных участков, уточнение границ земельных участков в целях их предоставления взамен изымаемых для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, включая обращение с заявлениями о кадастровом учете образуемых земельных участков и о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки;
3) принятие решений о предоставлении земельных участков;
4) заключение договоров аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования земельными участками;
5) принятие решений о предоставлении земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
5. Финансирование кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков, описания местоположения границ земельных участков, уточнения границ земельных участков, предназначенных для строительства объектов инфраструктуры федерального значения полностью за счет средств юридических лиц, осуществляется указанными юридическими лицами.
6. Со дня утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решения о предварительном согласовании мест их размещения до 31 декабря 2018 года земельные участки, предназначенные в соответствии с такой документацией для размещения объектов инфраструктуры, не подлежат отчуждению из государственной или муниципальной собственности.