(Утративший силу) Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ"О клиринге и клиринговой...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
13) описание мер, направленных на управление рисками при осуществлении клиринга, а также на распределение обязанностей по управлению рисками между клиринговой организацией и лицом, осуществляющим функции центрального контрагента;
14) размер и порядок оплаты услуг клиринговой организации;
15) иные положения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Требования к содержанию положений, указанных в части 2 настоящей статьи, определяются нормативными актами Банка России.
4. Правилами клиринга может быть предусмотрено, что при совершении сделок клиринговой организацией, участниками клиринга, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, и (или) организациями, указанными в пунктах 4 - 7 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, и (или) при обмене документами между указанными в настоящей части лицами могут использоваться аналоги собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, подтверждающие, что документ исходит от уполномоченного на это лица. В этом случае правилами клиринга должен быть определен порядок использования аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что документ исходит от уполномоченного на это лица.
5. Если в соответствии с правилами клиринга клиринговая организация не осуществляет функции центрального контрагента, между клиринговой организацией и лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, заключается договор, определяющий обязанности сторон по управлению рисками и порядок их взаимодействия при осуществлении клиринга (далее - договор об осуществлении функций центрального контрагента). Заключение указанного договора означает присоединение лица, осуществляющего функции центрального контрагента, к правилам клиринга. Плата за определение подлежащих исполнению обязательств и подготовку документов (информации), являющихся (являющейся) основанием прекращения и (или) исполнения обязательств, с лица, осуществляющего функции центрального контрагента, может не взиматься.
6. Договор об осуществлении функций центрального контрагента не может быть расторгнут в одностороннем порядке. Действие указанного договора прекращается со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций или аннулирования лицензии на осуществление клиринговой деятельности, отзыва аккредитации лица, осуществляющего функции центрального контрагента.
7. Правила клиринга могут содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и нормативным актам Банка России.
8. Клиринговая организация вправе в одностороннем порядке вносить изменения в правила клиринга.
9. Правила клиринга и вносимые в них изменения подлежат регистрации Банком России.
10. Правила клиринга и вносимые в них изменения вступают в силу не ранее чем через пять дней после раскрытия информации об этом в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона. Установление и изменение положений об ограничении размера ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, а также изменения правил клиринга, связанные с исключением из указанных правил положений третейского соглашения или изменением третейского суда, вступают в силу не ранее чем через три месяца после раскрытия информации в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
11. Если правилами клиринга предусмотрены способы обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, заключение отдельного соглашения об обеспечении не требуется.
12. Правила клиринга могут предусматривать случаи, в которых обязательство (обязательства), существующее (существующие) между сторонами договора, заключенного не с центральным контрагентом, прекращается (прекращаются) заменой нового обязательства (новых обязательств) между каждой из сторон указанного договора и центральным контрагентом. При этом вновь возникающее (возникающие) обязательство (обязательства) должно предусматривать тот же предмет и способ исполнения, что и договор, заключенный не с центральным контрагентом.
13. Правила клиринга могут предусматривать случаи, когда обязательства по итогам клиринга исполняются путем заключения договора (договоров) на организованных торгах.

Глава 2. Клиринговая организация. Участники клиринга

Статья 5. Требования к клиринговой организации и лицу, осуществляющему функции центрального контрагента

1. Клиринговой организацией или лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные организации не вправе передавать полномочия единоличного исполнительного органа другому лицу (управляющему, управляющей организации).
2. Функции центрального контрагента могут осуществлять клиринговая организация, а также кредитная организация, получившая аккредитацию на осуществление указанных функций.
3. Клиринговая организация не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
4. При совмещении клиринговой деятельности с деятельностью организатора торгов клиринговая организация не вправе осуществлять функции центрального контрагента, а также совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами.
5. При совмещении клиринговой деятельности с брокерской, дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами клиринговая организация не вправе осуществлять клиринг с участием центрального контрагента и функции центрального контрагента.
6. Клиринговая организация, совмещающая клиринговую деятельность с иными видами деятельности, обязана создать для осуществления клиринга одно или несколько отдельных структурных подразделений.
7. Лицо, совмещающее функции центрального контрагента с банковской деятельностью и (или) депозитарной деятельностью, не вправе осуществлять расчеты по банковским счетам и (или) счетам депо по обязательствам, стороной которых оно является, по итогам клиринга.
8. Клиринговая организация, совмещающая клиринговую деятельность с иными видами деятельности, обязана принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у клиринговой организации в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов клиринговой организации, совмещающей клиринговую деятельность с иными видами деятельности, о котором участники клиринга или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не были уведомлены заранее, привел к действиям клиринговой организации, нанесшим ущерб интересам участника клиринга или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, клиринговая организация обязана за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
9. Кредитная организация, осуществляющая функции центрального контрагента, не вправе осуществлять операции по привлечению денежных средств физических лиц во вклады.
10. Клиринговая организация и лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, обязаны составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".
11. Годовой отчет клиринговой организации или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, должен содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также консолидированную финансовую отчетность.
12. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность (годовые отчеты) клиринговой организации или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, а также консолидированная финансовая отчетность подлежат обязательному аудиту.
13. Использование слова "клиринг", производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании иными юридическими лицами, кроме клиринговых организаций, не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
14. Клиринговая организация обязана осуществлять хранение информации и документов, связанных с клирингом, и ежедневное резервное копирование такой информации в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.
15. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не вправе привлекать иных лиц для осуществления своих функций, прав и исполнения своих обязанностей.
16. Клиринговая организация и лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, обязаны обеспечить возможность предоставления в Банк России документов и сведений в электронной форме, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в форме, порядке и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России.
17. Клиринговая организация вправе без ограничений распоряжаться собственным имуществом, в том числе совершать сделки с ценными бумагами и заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами.
18. Клиринговая организация вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
19. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, допущенных к клирингу.
20. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, вправе являться участником организованных торгов без лицензии, являющейся в соответствии с федеральным законом основанием для участия в таких торгах.

Статья 6. Требования к органам управления и работникам клиринговой организации

1. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа клиринговой организации, руководитель ее филиала, главный бухгалтер, иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должностное лицо или руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга, должны иметь высшее образование и соответствовать иным требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Если клиринговая организация является кредитной организацией, то требования настоящей части применяются только к руководителю структурного подразделения, осуществляющего клиринг.
2. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа клиринговой организации, руководитель ее филиала, должностное лицо или руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга, должны соответствовать установленным Банком России требованиям к профессиональному опыту и квалификационным требованиям, в том числе требованиям о наличии квалификационного аттестата в сфере клиринговой деятельности. Если клиринговая организация является кредитной организацией, то требования настоящей части применяются только к руководителю структурного подразделения, осуществляющего клиринг.
3. Клиринговая организация обязана иметь совет директоров (наблюдательный совет), к компетенции которого должны относиться:
1) утверждение правил клиринга;
2) утверждение документов, определяющих порядок организации и осуществления внутреннего контроля и меры, направленные на снижение рисков клиринговой организации;
3) утверждение положения о комитете по рискам и состава этого комитета;
4) утверждение документа, определяющего меры, принимаемые клиринговой организацией в чрезвычайных ситуациях и направленные на обеспечение непрерывности осуществления клиринговой деятельности;
5) решение иных вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) клиринговой организации.
4. Клиринговая организация обязана иметь коллегиальный исполнительный орган.
5. Лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, а также членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа клиринговой организации не могут являться:
1) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа, входили в состав коллегиального исполнительного органа или осуществляли функции руководителя службы внутреннего контроля (контролера) финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет или если в отношении указанных лиц имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанными лицами неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства. При этом под финансовой организацией для целей настоящего Федерального закона понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, валютная биржа, товарная биржа;
2) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
3) лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;