Утративший силу
19. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, допущенных к клирингу.
20. Лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, вправе являться участником организованных торгов без лицензии, являющейся в соответствии с федеральным законом основанием для участия в таких торгах.
Статья 6. Требования к органам управления и работникам клиринговой организации
1. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа клиринговой организации, руководитель ее филиала, главный бухгалтер, иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должностное лицо или руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга, должны иметь высшее образование и соответствовать иным требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Если клиринговая организация является кредитной организацией, то требования настоящей части применяются только к руководителю структурного подразделения, осуществляющего клиринг.
2. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа клиринговой организации, руководитель ее филиала, должностное лицо или руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга, должны соответствовать установленным Банком России требованиям к профессиональному опыту и
квалификационным требованиям, в том числе требованиям о наличии квалификационного аттестата в сфере клиринговой деятельности. Если клиринговая организация является кредитной организацией, то требования настоящей части применяются только к руководителю структурного подразделения, осуществляющего клиринг.
3. Клиринговая организация обязана иметь совет директоров (наблюдательный совет), к компетенции которого должны относиться:
2) утверждение документов, определяющих порядок организации и осуществления внутреннего контроля и меры, направленные на снижение рисков клиринговой организации;
3) утверждение положения о комитете по рискам и состава этого комитета;
4) утверждение документа, определяющего меры, принимаемые клиринговой организацией в чрезвычайных ситуациях и направленные на обеспечение непрерывности осуществления клиринговой деятельности;
5) решение иных вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) клиринговой организации.
4. Клиринговая организация обязана иметь коллегиальный исполнительный орган.
5. Лицами, указанными в
части 1 настоящей статьи, а также членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа клиринговой организации не могут являться:
1) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа, входили в состав коллегиального исполнительного органа или осуществляли функции руководителя службы внутреннего контроля (контролера) финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет или если в отношении указанных лиц имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанными лицами неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства. При этом под финансовой организацией для целей настоящего Федерального закона понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг,
клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, валютная биржа, товарная биржа;
2) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
3) лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;
4) лица, у которых был аннулирован квалификационный аттестат, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет.
6. Руководителем службы внутреннего контроля (контролером) клиринговой организации не могут являться лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа клиринговой организации, и руководитель структурного подразделения, осуществляющего клиринг.
7. В случае принятия решения о приостановлении или досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа клиринговая организация обязана одновременно с принятием указанного решения принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа или нового единоличного исполнительного органа. При этом функции временного единоличного исполнительного органа могут осуществляться только лицом, которое состоит в штате работников клиринговой организации либо входит в состав ее совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа. Лицо, осуществляющее функции временного единоличного исполнительного органа клиринговой организации, должно отвечать требованиям, установленным
частями 1 и
2 настоящей статьи. Требования, установленные настоящей частью, не распространяются на кредитные организации, осуществляющие клиринговую деятельность.
8. Избрание (назначение) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа (временного единоличного исполнительного органа), руководителя службы внутреннего контроля (контролера), руководителя службы управления рисками (лица, осуществляющего управление рисками) клиринговой организации, за исключением кредитной организации, а также функции руководителя структурного подразделения клиринговой организации, созданного для осуществления клиринговой деятельности (в случае совмещения клиринговой деятельности с иными видами деятельности), допускается с предварительного согласия Банка России.
9. Клиринговая организация обязана направить уведомление в письменной форме в Банк России о предполагаемом избрании (назначении) соответствующего должностного лица. Указанное уведомление должно содержать сведения, подтверждающие соблюдение требований, установленных
частями 1,
2 и
6 настоящей статьи. Требования к порядку и форме представления указанного уведомления определяются нормативными актами Банка России. Банк России в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления дает в письменной форме согласие на избрание (назначение) соответствующего кандидата на должность или отказ в его избрании (назначении). Такой отказ допускается в случае несоответствия кандидата требованиям, установленным частями 1, 2 и 6 настоящей статьи, или в случае включения в уведомление неполных или недостоверных сведений.
10. Если Банком России ранее было дано согласие на избрание (назначение) кандидата на должность, указанную в
части 8 настоящей статьи, согласие Банка России на избрание (назначение) этого кандидата на эту же должность не требуется.
Клиринговая организация в этом случае обязана направить уведомление, указанное в
части 9 настоящей статьи.
11. Клиринговая организация, за исключением кредитной организации, обязана уведомлять в письменной форме Банк России о назначениях на должности руководителя филиала, главного бухгалтера или иного должностного лица клиринговой организации, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Клиринговая организация обязана в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящей частью, уведомить Банк России о лице, на которое возложены функции единоличного исполнительного органа на срок более одного месяца.
12. Клиринговая организация обязана уведомлять в письменной форме Банк России об освобождении от должности лиц, указанных в
части 1 настоящей статьи, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
13. Клиринговая организация обязана направить уведомление в письменной форме в Банк России об избрании (освобождении) членов совета директоров (наблюдательного совета) и членов коллегиального исполнительного органа клиринговой организации в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.
Статья 7. Требования к учредителям (участникам) клиринговой организации
1. Лицом, имеющим право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) клиринговой организации, распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации, не может являться:
1) юридическое лицо, зарегистрированное в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
2) юридическое лицо, у которого за совершение нарушения была аннулирована (отозвана) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации;
3) физическое лицо, указанное в
части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона.
2. Лицо, указанное в абзаце первом
части 1 настоящей статьи, обязано направить
уведомление в клиринговую организацию и Банк России в порядке и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России:
1) о приобретении им права прямо или косвенно распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации;
2) об изменении доли голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), которые составляют уставный капитал клиринговой организации и которыми оно вправе распоряжаться, ниже на 1 процент, а в случае снижения указанной доли ниже на 5 процентов - независимо от количества отчужденных голосующих акций (долей);
3) о своем соответствии (несоответствии) требованиям, установленным
частью 1 настоящей статьи.
3. Если уведомление, предусмотренное
частью 2 настоящей статьи, не получено клиринговой организацией или из указанного уведомления следует, что лицо, которое вправе прямо или косвенно распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации, не соответствует требованиям, установленным
частью 1 настоящей статьи, указанное лицо вправе распоряжаться количеством голосов, не превышающим 5 процентов голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации. При этом остальные акции (доли), принадлежащие этому лицу, при определении кворума для проведения общего собрания участников клиринговой организации не учитываются.
4. Клиринговая организация в случае отсутствия уведомления, предусмотренного
частью 2 настоящей статьи, обязана направить в Банк России
сообщение об этом.
Статья 8. Требования к собственным средствам клиринговой организации и иные обязательные нормативы
1. Минимальный размер собственных средств клиринговой организации должен составлять не менее 100 миллионов рублей. Состав собственных средств клиринговых организаций должен соответствовать
требованиям, которые устанавливаются Банком России с учетом видов деятельности, с которыми совмещается ими клиринговая деятельность.
2.
Клиринговая организация должна выполнять обязательные нормативы, перечень, величина и методика определения которых устанавливаются Банком России.
3. Требования, установленные настоящей статьей, не распространяются на кредитные организации, осуществляющие клиринговую деятельность.
Статья 9. Внутренний учет клиринговой организации
1. Клиринговая организация должна осуществлять внутренний учет в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России.
2. Клиринговая организация вправе осуществлять ведение внутреннего учета с использованием электронных носителей информации при условии обеспечения возможности предоставления учитываемой информации на бумажных носителях.
3. Клиринговая организация обязана в соответствии с правилами клиринга предоставлять участнику клиринга информацию об обязательствах этого участника клиринга, допущенных к клирингу, а также об имуществе, предназначенном для исполнения таких обязательств, имуществе, являющемся индивидуальным обеспечением, о его доле имущества в
коллективном клиринговом обеспечении.
Статья 10. Внутренний контроль клиринговой организации
1. Клиринговая организация обязана организовать внутренний контроль за соответствием осуществления ею клиринговой деятельности требованиям настоящего Федерального закона и принятым в соответствии с ним нормативным актам Банка России, а также правилам клиринга, учредительным документам и иным документам клиринговой организации.
2. Для организации и осуществления внутреннего контроля клиринговая организация обязана назначить контролера или сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету).
3. Порядок осуществления внутреннего контроля устанавливается документами клиринговой организации.
Требования к указанным документам устанавливаются нормативными актами Банка России.
Статья 11. Требования к участникам клиринга
1. Требования к лицам, которые могут являться участниками клиринга, устанавливаются
правилами клиринга. Правилами клиринга могут быть определены различные группы (категории) участников клиринга и установлены требования к участникам клиринга, а также права и обязанности участников клиринга, относящихся к различным группам (категориям) участников клиринга. Требования к участникам клиринга одной группы (категории) могут отличаться от требований к участникам клиринга других групп (категорий), но должны быть одинаковы по отношению к участникам одной группы (категории).