(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В рамках содействия реформированию образования будет поддержано развитие сети учреждений, обеспечивающих реализацию стандартов нового поколения, в том числе формирование "школ ступеней", расширение дополнительных образовательных программ, создание на старшей ступени возможностей одновременно с освоением программ общего образования получить элементы профессионального образования.
Будет сформирована объективная система оценки достижений учащихся, основанная на использовании механизма единого государственного экзамена и предметных олимпиад.
Второе - повышение конкурентности и открытости общего образования.
Будет обеспечено широкое внедрение общественно-государственных форм управления в системе общего образования, создание во всех образовательных учреждениях советов самоуправления (управляющих советов). Они получат право влиять на распределение стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения в зависимости от результатов работы каждого учителя и руководства школы. К 2012 году управляющие советы будут действовать во всех учреждениях общего образования.
Следует внедрить систему публичной отчетности организаций, реализующих образовательные программы общего образования, сформировать механизмы общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ.
К 2012 году завершится переход к нормативно-подушевому механизму оплаты услуг в сфере общего образования. Одновременно школы получат большую свободу в распоряжении денежными средствами при повышении ответственности за конечные результаты.
Третье - укрепление кадрового потенциала общего образования.
Аттестация работников образования будет осуществляться на основе современных требований к качеству и результативности труда, сформированных в рамках перехода к новой системе оплаты труда. Повышение заработной платы учителей должно быть основано на внедрении системы оплаты труда, ориентированной не только на объем учебной нагрузки, но и на число учеников, на учет всех видов деятельности учителя и качественных показателей его работы. При этом заработная плата учителей должна быть не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации.
Новая система оплаты труда будет способствовать повышению профессионального уровня преподавательского состава. Будет создана отвечающая современным требованиям федерально-региональная система повышения квалификации учителей на основе модульного подхода и персонифицированного финансирования.
В результате применения эффективных финансовых механизмов будет оптимизирована структура коллективов школ, произойдет снижение доли избыточного обеспечивающего (вспомогательного, административного) персонала по отношению к числу учителей. На трех учителей будет приходиться не более двух человек обеспечивающего персонала.

Начальное и среднее профессиональное образование

В системе начального и среднего профессионального образования начнутся глубокие изменения, призванные обеспечить базу для качественной подготовки специалистов с учетом стремительного обновления технологий в современной экономике. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие.
Первое - совершенствование учебных программ.
Программы получения профессиональной квалификации станут более компактными и нацеленными на освоение конкретного набора компетентностей. Федеральный государственный образовательный стандарт будет носить рамочный характер, а конкретные программы - аккредитовываться профессиональными ассоциациями. Значительная доля программ среднего профессионального образования трансформируется в программы прикладного бакалавриата.
Второе - развитие новых организационных форм.
На базе профессиональных лицеев и училищ, а также части колледжей и техникумов предстоит сформировать комплексные учебные центры профессиональной квалификации, как правило, с передачей общеобразовательных функций системе общего образования.
Существующие негосударственные учебные центры по направлениям подготовки станут полноправной частью национальной системы профессионального образования. Будут создаваться новые учебные заведения на основе долевого участия государства и бизнеса.
Все учреждения профессионального образования независимо от формы собственности смогут по итогам конкурса получать бюджетное финансирование программ развития образовательных учреждений. В органы управления учебных заведений должны быть введены представители профессионального сообщества.

Комплексная модернизация высшего профессионального образования

Необходимо предпринять дальнейшие шаги по повышению доступности и качества высшего профессионального образования, его инновационному развитию. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие.
Первое - совершенствование образовательных программ и технологий.
В образовательных программах особое внимание будет уделено развитию творческих способностей и профессиональных компетентностей, эффективному применению получаемых знаний, умению решать проблемы, формированию навыков участия в сложно организованной проектной работе и способности ориентироваться в условиях быстрой смены технологий. Будет сделан упор на внедрение современных образовательных технологий, значительное увеличение доли практических занятий и тренингов по отношению к традиционным лекционным курсам. Будет внедрена система общественно-профессиональной аккредитации программ.
Предстоит обеспечить внедрение уровневых программ, а также их переход на модульно-кредитную систему с целью предоставления учащимся возможности самостоятельно определять свою образовательную траекторию.
Завершится переход на двухуровневую систему "бакалавриат - магистратура" с учетом особенностей образовательного процесса. Это увеличит мобильность студентов, расширит возможности по выбору вуза для получения профессионального образования.
Второе - создание конкурентной среды высшего образования.
Будет оптимизирована сеть высших учебных заведений за счет концентрации ресурсов для оплаты услуг, предоставляемых вузами-лидерами, и формирования системы федеральных и национальных исследовательских университетов. К 2012 году предстоит обеспечить государственную поддержку не менее 10 - 15 ведущих научно-образовательных центров, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы. Одновременно ужесточатся лицензионные и аккредитационные требования к вузам для отсева учебных заведений, не способных обеспечить современное качество университетского образования. Часть таких учебных заведений будет трансформирована в учебные центры профессиональной квалификации с соответствующим набором программ прикладного бакалавриата.
Активизируется работа по внедрению нормативно-подушевых механизмов оплаты образовательных услуг с одновременным переводом образовательных учреждений в форму автономных учреждений. По программам бакалавриата введение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг начнется уже с 2010 года.
Третье - повышение доступности высшего образования.
Будут выработаны эффективные механизмы государственной поддержки образовательного кредитования студентов, обеспечивающие доступность как образовательных кредитов для студентов, получающих платное образование, так и кредитов для всех нуждающихся в них студентов на сопутствующие обучению расходы. Внедрение образовательного кредита будет содействовать обеспечению доступности высшего профессионального образования и развитию конкуренции между высшими учебными заведениями.
Расширится практика использования целевого капитала в интересах развития вузов. Будут созданы дополнительные условия для участия бизнеса в формировании учебных программ, управлении вузами, формировании независимых рейтингов вузов по специальностям.
Для преподавателей и студентов будут разработаны и реализованы программы академической мобильности, как внутренней, так и международной.
Существенно возрастет стипендиальный фонд в учреждениях образования. При этом определение размера стипендии и ее получателя будет осуществляться исходя из принципа адресности. Предстоит качественно улучшить ситуацию с обеспечением учащихся и студентов общежитиями.

Система непрерывного профессионального образования

Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым условием профессионального успеха, карьерного роста и повышения конкурентоспособности на рынке труда, создает предпосылки для максимально эффективного использования человеческого потенциала. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие.
Первое - формирование конкурентного рынка услуг непрерывного образования.
Расширение предложения на рынке непрерывного образования предполагается обеспечить за счет привлечения к оказанию таких услуг научных, образовательных и исследовательских организаций, получивших соответствующую государственную аккредитацию. Все организации вне зависимости от форм собственности должны иметь одинаковое право претендовать на государственное задание (заказ) по оказанию образовательной услуги, размещаемое на конкурсной основе.
При государственной поддержке предстоит создать независимые центры присвоения (сертификации) профессиональных и прикладных квалификаций, которые будут аккредитовываться ассоциациями работодателей. Наличие прикладных квалификаций станет обязательным требованием в бюджетных учреждениях.
Будет расширена самостоятельность организаций, предоставляющих услуги непрерывного образования в формировании программ обучения и методов оценки. Содействие получат программы внедрения современных технологий обучения, в том числе дистанционных.
На конкурсной основе будет осуществляться стимулирование развития системы внешних рейтингов и общественно-профессиональной аккредитации организаций и программ непрерывного профессионального образования на базе актуальных требований рынка труда.
Второе - изменение механизмов финансового обеспечения программ и стимулирование спроса на услуги непрерывного образования.
Поддержка частно-государственного партнерства будет осуществляться в том числе в форме грантов, выделяемых на конкурсной основе успешным образовательным программам. Платежеспособный спрос на услуги непрерывного образования будет стимулироваться и через налоговые льготы для работодателей.
Предстоит внедрить финансовые сертификаты, подтверждающие право получения образовательных услуг в рамках повышения квалификации, с возможностью их использования в негосударственных образовательных организациях. Начнется создание системы сертификации профессиональных квалификаций и профессионального обучения мигрантов трудоспособного возраста в соответствии с требованиями российского рынка труда.
Начнется формирование открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых информационных технологий.

4. Развитие культуры

Поддержка российской культуры и русского языка, национальных культур и языков народов Российской Федерации является ключевым фактором гармоничного развития человека, реализации его духовного потенциала, сохранения единства российского общества. Деятельность Правительства Российской Федерации в данной области будет направлена на реализацию следующих приоритетов.
Первое - создание условий для повышения качества и разнообразия услуг в сфере культуры.
Предстоит обеспечить модернизацию организаций культуры и образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, развить механизмы поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры, стимулировать развитие новых направлений, видов и жанров искусства, обеспечить поддержку новаторских и дебютных проектов в области современной культуры, творческих проектов для детской и юношеской аудитории, а также создание кинопроизведений, направленных на формирование ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам общества.
Второе - обеспечение для граждан России равного права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям.
Получат дальнейшее развитие механизмы содействия региональным культурным инициативам, межрегиональной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности. Предстоит разработать программу создания многофункциональных культурных и образовательных комплексов, создать информационную систему с режимом распределенного доступа к ее данным, содержащую информацию по музейным предметам, коллекциям, документам библиотечного фонда, архивным документам.
Третье - сохранение и популяризация культурного наследия.