(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Будет продолжено создание условий для качественного обучения и успешной социализации лиц с особыми нуждами и ограниченными возможностями здоровья, адресной поддержки предоставления качественных образовательных услуг малоимущим слоям населения.

Развитие дошкольного образования

Увеличение рождаемости вызовет дальнейший рост потребности в услугах дошкольных образовательных учреждений уже в ближайшие годы. При этом крайне важно обеспечить не только доступность дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей, но и повышение его качества за счет гибкости и многообразия образовательных программ и форм предоставления образования. Должна быть обеспечена всеобщая доступность дошкольного образования.
Предстоит обеспечить каждому ребенку возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста, полноценно общаться на государственном языке при поступлении в первый класс. Будет стимулироваться создание системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания, в первую очередь для семей с детьми до трех лет.
Государственная политика в этой сфере будет реализовываться по следующим основным направлениям.
Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды.
Следует принять меры к постепенному изменению организационно-правовых форм дошкольных учреждений, создать массовый сектор автономных некоммерческих организаций. Для развития конкуренции будут приняты меры к введению системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций и переходу на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг.
Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций.
Будут созданы условия для разделения оплаты услуг по образованию и содержанию детей. Это, помимо традиционных детских учреждений, откроет перспективы для развития других форм содержания детей, включая домашние и семейные.
Внедрение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.

Комплексная модернизация общего образования

Развитие общего образования направлено на обеспечение его современного качества, соответствия актуальным и перспективным запросам общества и каждого обучающегося, внедрение современных моделей обучения и будет осуществляться по следующим основным направлениям.
Первое - создание эффективных механизмов обновления качества образования.
Будут разработаны и внедрены федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, которые обеспечат освоение учениками фундаментальных знаний и компетентностей.
В рамках содействия реформированию образования будет поддержано развитие сети учреждений, обеспечивающих реализацию стандартов нового поколения, в том числе формирование "школ ступеней", расширение дополнительных образовательных программ, создание на старшей ступени возможностей одновременно с освоением программ общего образования получить элементы профессионального образования.
Будет сформирована объективная система оценки достижений учащихся, основанная на использовании механизма единого государственного экзамена и предметных олимпиад.
Второе - повышение конкурентности и открытости общего образования.
Будет обеспечено широкое внедрение общественно-государственных форм управления в системе общего образования, создание во всех образовательных учреждениях советов самоуправления (управляющих советов). Они получат право влиять на распределение стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения в зависимости от результатов работы каждого учителя и руководства школы. К 2012 году управляющие советы будут действовать во всех учреждениях общего образования.
Следует внедрить систему публичной отчетности организаций, реализующих образовательные программы общего образования, сформировать механизмы общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ.
К 2012 году завершится переход к нормативно-подушевому механизму оплаты услуг в сфере общего образования. Одновременно школы получат большую свободу в распоряжении денежными средствами при повышении ответственности за конечные результаты.
Третье - укрепление кадрового потенциала общего образования.
Аттестация работников образования будет осуществляться на основе современных требований к качеству и результативности труда, сформированных в рамках перехода к новой системе оплаты труда. Повышение заработной платы учителей должно быть основано на внедрении системы оплаты труда, ориентированной не только на объем учебной нагрузки, но и на число учеников, на учет всех видов деятельности учителя и качественных показателей его работы. При этом заработная плата учителей должна быть не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации.
Новая система оплаты труда будет способствовать повышению профессионального уровня преподавательского состава. Будет создана отвечающая современным требованиям федерально-региональная система повышения квалификации учителей на основе модульного подхода и персонифицированного финансирования.
В результате применения эффективных финансовых механизмов будет оптимизирована структура коллективов школ, произойдет снижение доли избыточного обеспечивающего (вспомогательного, административного) персонала по отношению к числу учителей. На трех учителей будет приходиться не более двух человек обеспечивающего персонала.

Начальное и среднее профессиональное образование

В системе начального и среднего профессионального образования начнутся глубокие изменения, призванные обеспечить базу для качественной подготовки специалистов с учетом стремительного обновления технологий в современной экономике. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие.
Первое - совершенствование учебных программ.
Программы получения профессиональной квалификации станут более компактными и нацеленными на освоение конкретного набора компетентностей. Федеральный государственный образовательный стандарт будет носить рамочный характер, а конкретные программы - аккредитовываться профессиональными ассоциациями. Значительная доля программ среднего профессионального образования трансформируется в программы прикладного бакалавриата.
Второе - развитие новых организационных форм.
На базе профессиональных лицеев и училищ, а также части колледжей и техникумов предстоит сформировать комплексные учебные центры профессиональной квалификации, как правило, с передачей общеобразовательных функций системе общего образования.
Существующие негосударственные учебные центры по направлениям подготовки станут полноправной частью национальной системы профессионального образования. Будут создаваться новые учебные заведения на основе долевого участия государства и бизнеса.
Все учреждения профессионального образования независимо от формы собственности смогут по итогам конкурса получать бюджетное финансирование программ развития образовательных учреждений. В органы управления учебных заведений должны быть введены представители профессионального сообщества.

Комплексная модернизация высшего профессионального образования

Необходимо предпринять дальнейшие шаги по повышению доступности и качества высшего профессионального образования, его инновационному развитию. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие.
Первое - совершенствование образовательных программ и технологий.
В образовательных программах особое внимание будет уделено развитию творческих способностей и профессиональных компетентностей, эффективному применению получаемых знаний, умению решать проблемы, формированию навыков участия в сложно организованной проектной работе и способности ориентироваться в условиях быстрой смены технологий. Будет сделан упор на внедрение современных образовательных технологий, значительное увеличение доли практических занятий и тренингов по отношению к традиционным лекционным курсам. Будет внедрена система общественно-профессиональной аккредитации программ.
Предстоит обеспечить внедрение уровневых программ, а также их переход на модульно-кредитную систему с целью предоставления учащимся возможности самостоятельно определять свою образовательную траекторию.
Завершится переход на двухуровневую систему "бакалавриат - магистратура" с учетом особенностей образовательного процесса. Это увеличит мобильность студентов, расширит возможности по выбору вуза для получения профессионального образования.
Второе - создание конкурентной среды высшего образования.
Будет оптимизирована сеть высших учебных заведений за счет концентрации ресурсов для оплаты услуг, предоставляемых вузами-лидерами, и формирования системы федеральных и национальных исследовательских университетов. К 2012 году предстоит обеспечить государственную поддержку не менее 10 - 15 ведущих научно-образовательных центров, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы. Одновременно ужесточатся лицензионные и аккредитационные требования к вузам для отсева учебных заведений, не способных обеспечить современное качество университетского образования. Часть таких учебных заведений будет трансформирована в учебные центры профессиональной квалификации с соответствующим набором программ прикладного бакалавриата.
Активизируется работа по внедрению нормативно-подушевых механизмов оплаты образовательных услуг с одновременным переводом образовательных учреждений в форму автономных учреждений. По программам бакалавриата введение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг начнется уже с 2010 года.
Третье - повышение доступности высшего образования.
Будут выработаны эффективные механизмы государственной поддержки образовательного кредитования студентов, обеспечивающие доступность как образовательных кредитов для студентов, получающих платное образование, так и кредитов для всех нуждающихся в них студентов на сопутствующие обучению расходы. Внедрение образовательного кредита будет содействовать обеспечению доступности высшего профессионального образования и развитию конкуренции между высшими учебными заведениями.
Расширится практика использования целевого капитала в интересах развития вузов. Будут созданы дополнительные условия для участия бизнеса в формировании учебных программ, управлении вузами, формировании независимых рейтингов вузов по специальностям.
Для преподавателей и студентов будут разработаны и реализованы программы академической мобильности, как внутренней, так и международной.
Существенно возрастет стипендиальный фонд в учреждениях образования. При этом определение размера стипендии и ее получателя будет осуществляться исходя из принципа адресности. Предстоит качественно улучшить ситуацию с обеспечением учащихся и студентов общежитиями.

Система непрерывного профессионального образования

Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым условием профессионального успеха, карьерного роста и повышения конкурентоспособности на рынке труда, создает предпосылки для максимально эффективного использования человеческого потенциала. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие.
Первое - формирование конкурентного рынка услуг непрерывного образования.
Расширение предложения на рынке непрерывного образования предполагается обеспечить за счет привлечения к оказанию таких услуг научных, образовательных и исследовательских организаций, получивших соответствующую государственную аккредитацию. Все организации вне зависимости от форм собственности должны иметь одинаковое право претендовать на государственное задание (заказ) по оказанию образовательной услуги, размещаемое на конкурсной основе.