(Действующий) Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65"О федеральной...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная поручением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р;
план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р.
Формирование в Российской Федерации электронного правительства является одной из приоритетных задач, поставленной в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р. В 2009 году был принят план по реализации указанной Концепции. Вместе с тем существуют проблемы, без решения которых формирование электронного правительства в Российской Федерации представляется невозможным, и в том числе следующие:
отсутствует системный проект электронного правительства, обеспечивающий полноту создания и эффективность взаимодействия всех подсистем электронного правительства;
отсутствует эффективная модель информационного взаимодействия государства и общества, снимающая с граждан и организаций, обращающихся в государственные органы, обязанность по подтверждению первичных прав заявителей и перенос этой обязанности на органы государственной власти;
не проведена оптимизация ведомственных и межведомственных административных процедур, обеспечивающая перевод государственных услуг в электронный вид;
отсутствуют соответствующие задачам оптимизации административных процедур единые стандарты создания и эксплуатации ведомственных и межведомственных информационных систем, унифицированные технологии и протоколы ведомственного и межведомственного электронного взаимодействия;
отсутствует необходимое нормативное правовое обеспечение для оказания государственных услуг в электронном виде;
отсутствует единая инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия на основе применения электронной цифровой подписи;
не созданы единая технологическая платформа и, что крайне важно, система управления эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства;
не разработаны механизмы управления ведомственными и региональными программами информатизации органов государственной власти, учитывающие вопросы оптимизации административных процедур и необходимость обеспечения финансирования за счет средств федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
ряд целевых показателей носит искусственный характер, слабо связанный с требованиями государственных заказчиков Программы и объективными результатами выполнения мероприятий Программы.
Для решения указанных проблем требуется создание единого центра принятия решений, ответственного за:
выработку единой идеологии и системного проекта формирования электронного правительства;
разработку нормативной базы, необходимой для формирования электронного правительства;
реализацию ведомственных и региональных программ информатизации с учетом необходимости проведения оптимизации административных процедур на базе внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти при оказании услуг в электронном виде.
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и предоставления государственных услуг населению и организациям на основе информационных и телекоммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.
Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости государственных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере использования информационных и телекоммуникационных технологий в государственном управлении.
Существующий уровень концептуальной и технической проработки указанных вопросов позволяет рассчитывать на успешную реализацию Программы при условии адекватного организационного и ресурсного обеспечения. В результате выполнения Программы будет значительно повышена результативность расходования бюджетных средств, выделяемых на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти.
Возможная альтернатива использованию программного метода для решения указанных задач предполагает реализацию отдельных мер на уровне конкретных органов государственной власти. Однако применение подобного подхода потребует организации постоянного согласования решений на межведомственном уровне, принятия Правительством Российской Федерации решений, связанных с обеспечением согласованного развития и организацией взаимодействия государственных информационных систем, а также финансирования создания программных решений, имеющих межведомственный характер, и внедрения технологий в каждом отдельном случае.
Реализация такого подхода на практике приведет к большим временным задержкам, чрезмерной нагрузке на участвующие ведомства и не позволит обеспечить необходимую интенсивность, эффективность и комплексность решения данных задач.
Использование программно-целевого метода позволит минимизировать возможные риски, связанные с реализацией Программы, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий.
Можно выделить следующие наиболее существенные риски, связанные с реализацией Программы:
риск отсутствия повышения качества государственного управления от внедрения информационных и телекоммуникационных технологий. Для минимизации этого риска в состав Программы включаются мероприятия по формированию требований к информационным и телекоммуникационным технологиям, используемым в органах государственной власти и направленным на достижение целевых показателей деятельности органов государственной власти;
риск пассивного сопротивления распространению и использованию органами государственной власти результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствие необходимой мотивации. В целях минимизации этого риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы сформировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных ведомств для планирования расходов на информационные и телекоммуникационные технологии и оперативной координации реализации программ и проектов. Необходимо также предусмотреть закрепление результатов выполнения мероприятий Программы актами Правительства Российской Федерации и актами отдельных федеральных органов государственной власти;
риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов ее выполнения. Этот риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмов независимой экспертизы программ (проектов, проектных решений), полного раскрытия для общества результатов реализации Программы и организации их широкого общественного обсуждения, а также усиления личной ответственности сотрудников органов государственной власти за достижение запланированных результатов;
риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности органов государственной власти. В целях минимизации этого риска в состав мероприятий Программы предполагается включить создание системы мониторинга использования информационных и телекоммуникационных технологий в органах государственной власти и контроля достижения запланированных результатов реализации Программы, организовать систему обратной связи, обеспечивающей получение данных о соответствии выполняемых работ основным потребностям органов государственной власти в области повышения эффективности и качества их деятельности;
риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках Программы и других государственных программ и проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти. В целях минимизации этого риска планируется реализация только мероприятий, имеющих комплексный межведомственный характер. Проекты, направленные на удовлетворение потребностей отдельных органов государственной власти в информационных и телекоммуникационных технологиях, будут выполняться при реализации ведомственных и региональных программ внедрения таких технологий;
риск пассивного сопротивления отдельных граждан и общественных организаций проведению мероприятий Программы по созданию информационных баз, реестров, классификаторов, единого идентификатора граждан по этическим, моральным, культурным, религиозным причинам. В целях минимизации этого риска в состав экспертов по согласованию нормативной правовой базы предполагается включать авторитетных религиозных деятелей, деятелей культуры, экспертов по вопросам общественной морали и этики. Для оказания государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, по тем или иным причинам считающим получение услуг в электронном виде для себя неприемлемым, предполагается сохранение возможности получения услуг традиционным способом.

II. Основные цели и задачи Программы, сроки, этапы, целевые индикаторы и показатели ее реализации

Основными целями Программы в 2010 году являются:
повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;
повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;
повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение следующих задач:
переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти;
развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства;
развитие инфраструктуры электронного правительства;
создание системы управления реализацией мероприятий Программы.
Планируется провести в 2010 году анализ информационных процессов в сфере государственного управления и оказания государственных услуг и подготовить технический проект по созданию и эксплуатации на территории Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства.
Также планируется создать в соответствии с техническим проектом технологическую платформу инфраструктуры электронного правительства (телекоммуникационную сеть, специализированные серверные площадки и сеть доверенных удостоверяющих центров электронной цифровой подписи) на базе единого национального оператора.
К концу 2010 года будут созданы и введены в эксплуатацию ряд функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства, в частности: многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций), региональные порталы и реестры государственных услуг (функций), центры общественного доступа к информации органов государственной власти и к государственным услугам в электронном виде, центры телефонного обслуживания граждан и организаций, разработаны отдельные функциональные элементы по программам ведомственной и межведомственной информатизации.
В рамках Программы будет осуществляться работа по обеспечению открытости доступа к информации о деятельности органов государственной власти, в частности работа по модернизации и развитию официальных сайтов органов государственной власти.
В части, касающейся управления реализацией мероприятий Программы, будет осуществляться деятельность по совершенствованию методики определения целевых индикаторов и показателей ее результативности. Предоставляемая государственными заказчиками Программы методика измерения целевых индикаторов должна:
базироваться на принципах объективности, независимости, измеримости целевых индикаторов;