Действующий
автоматизация процедур подачи, обработки, рассмотрения запросов на предоставление государственных и муниципальных услуг, а также выдачи результатов оказания государственных и муниципальных услуг;
управление архивными данными, накапливаемыми в информационных ресурсах многофункциональных центров в ходе взаимодействия с гражданами при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
учет и мониторинг действий сотрудников многофункциональных центров и исполнителей в органах государственной власти, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров о ходе выполнения запросов на предоставление государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
управление потоками обслуживания заявителей посредством организации электронной предварительной записи на прием;
обеспечение информационного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
организация приема, обработки и выдачи заявителям информации из информационных систем органов государственной власти и органов местного самоуправления, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, при наличии соглашений об информационном обмене, если иное не предусмотрено федеральным законом.
тиражирование типовых информационных систем для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров;
интеграцию информационных систем многофункциональных центров с государственными и муниципальными информационными системами, обеспечивающими предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе с информационными системами по ведению сводного реестра государственных услуг (функций), порталами государственных и муниципальных услуг, прочими информационными системами.
Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и к их услугам, предоставляемым с помощью сети Интернет
В рамках мероприятий Программы к 2010 году была создана опытная инфраструктура общественного доступа через сеть Интернет к государственным информационным ресурсам на базе муниципальных библиотек и почтовых отделений, установлены пункты коллективного доступа в отдельных субъектах Российской Федерации. Данная инфраструктура общественного доступа выполняла в основном задачи информирования граждан о деятельности органов государственной власти, но к 2009 году государственных услуг населению и организациям не предоставляла.
Для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и к предоставляемым ими государственным услугам необходимо предусмотреть создание в инфраструктуре типовых элементов - центров общественного доступа.
создание многофункциональных центров общественного доступа на базе отделений федеральной почтовой связи, региональных и муниципальных библиотек, на базе пунктов коллективного доступа, создаваемых для оказания универсальных услуг связи;
создание центров общественного доступа и информационных терминалов в помещениях, занимаемых органами государственной власти, оказывающих государственные услуги организациям и гражданам;
организацию доступа из центров общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и оказываемых ими государственных услугах, размещаемой в ведомственной информационной сети или сети Интернет, в том числе размещаемой в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
организацию доступа из центров общественного доступа к государственным услугам, оказываемым в электронном виде.
В целях обеспечения удобства обращения граждан и организаций в органы государственной власти и получения необходимой справочной информации предполагается создать в рамках данного мероприятия ведомственные и региональные центры телефонного обслуживания, обеспечивающие:
предоставление справочной информации о времени и местах приема граждан органами государственной власти, телефонах ответственных за взаимодействие с гражданами сотрудников, об условиях и о порядке предоставления государственных услуг;
маршрутизацию вызовов при необходимости получения консультаций сотрудников многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг либо консультаций сотрудников органа государственной власти или органа местного самоуправления;
предоставление заявителям информации о статусе обращений и результатах оказанной им государственной услуги.
В рамках указанного мероприятия будет организован доступ к инфраструктуре электронного правительства для граждан и организаций - владельцев универсальной электронной карты.
При создании типовой информационно-телекоммуникационной системы будут определены следующие типовые функциональные возможности универсальной электронной карты:
идентификационная, обеспечивающая надежную идентификацию владельца карты и связь его персональных данных на карте с единым государственным регистром населения и регистрами населения субъектов Российской Федерации;
биометрическая, обеспечивающая хранение данных о личных физиологических параметрах владельца карты для оказания услуг в сфере здравоохранения, обслуживания граждан с ограниченными физическими возможностями и укрепления общей информационной безопасности;
социальная, обеспечивающая использование данных о владельце для автоматизации государственной деятельности в сфере социальной защиты населения на федеральном уровне, уровнях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
транспортная, обеспечивающая применение универсальных электронных карт в качестве учетного и расчетного средства для проезда в транспортных средствах различного типа, вида собственности и общественном транспорте, в том числе в рамках межрегионального режима учета;
платежная, обеспечивающая применение карты в качестве доступа к личным банковским счетам граждан и организаций и проведение банковских расчетов через операторов национальной платежной системы, международные и локальные платежные системы.
Применение универсальной электронной карты в электронном правительстве обеспечит предоставление гражданам удобного и универсального инструмента для получения социальных услуг и доступа к государственным информационным ресурсам на всей территории Российской Федерации, что будет способствовать:
повышению эффективности и качества социального обслуживания граждан в государственных и коммерческих организациях;
обеспечению государственного контроля над целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на социальные цели;
обеспечению юридически значимого электронного взаимодействия между гражданами, государством и коммерческими организациями;
Однако реализация преимуществ универсальных электронных карт возможна только при использовании всего комплекса современных информационных телекоммуникационных технологий. Инфраструктура электронных карт - это комплекс, состоящий из вычислительных средств, систем хранения данных, специализированных рабочих мест сотрудников органов государственной власти и организаций, занимающихся предоставлением и учетом льгот, сети автономных электронных терминалов и других функциональных элементов.
В период до 2009 года в Российской Федерации были успешно осуществлены несколько региональных проектов создания сети приема электронных карт, в том числе для автоматизации задач в сфере социальной защиты населения. Почти все эти проекты успешно прошли фазы проектирования, опытной эксплуатации, построения региональной сети, но так и не стали межрегиональными и не заняли существенную долю российского рынка электронных карт. Это произошло по следующим причинам:
при автоматизации региона решались лишь несколько ключевых задач - только транспортная, только платежная или только социальная. Ввиду этого универсальные электронные карты регионов оказались несбалансированными с точки зрения реализованной функциональности;
для уменьшения первоначальных капитальных затрат за основу были взяты существующие технологии международных платежных карт или локальных платежных карт, что потребовало вынужденной стандартизации по неэффективным, устаревшим техническим и финансовым стандартам;
отсутствовала стандартизация информационных систем субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поэтому адаптация универсальных электронных карт для работы в другом регионе требовала существенных затрат, соизмеримых с первоначальными затратами на создание системы;
технология работы программных средств для работы с микропроцессорными электронными картами российских производителей является закрытой информацией, поэтому отсутствуют объективные данные о независимости ее от иностранных поставщиков комплектующих, о патентной чистоте, информация о независимой аттестации средств информационной безопасности и механизмах защиты персональных данных;
платежное приложение в действующих социальных электронных картах трудно сделать технологически независимым от работы центров обработки данных международных платежных систем и иностранных коммерческих банков, что делает его уязвимым от сопутствующих им финансовых, репутационных и технологических рисков.
Таким образом, реализация проектов, связанных с универсальной электронной картой, представляет собой сложный процесс создания крупномасштабной информационной телекоммуникационной инфраструктуры федерального уровня.