Действующий
Государственный стандарт Российской ФедерацииГОСТ Р 41.30-99 (Правила ЕЭК ООН N 30)"Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для автомобилей и их прицепов"(принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 26 мая 1999 г. N 184)
Uniform provisions concerning the approval of pneumatic tyres for motor vehicles and their trailers
Дата введения - 1 июля 2000 г.
Настоящие Правила распространяются на новые пневматические шины, предназначенные преимущественно, но не исключительно, для транспортных средств категорий
и
*(1), кроме:
a) оборудования автомобилей старых марок;
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 тип шин: Пневматические шины, не имеющие между собой различий по таким существенным аспектам, как:
2.1.1 предприятие-изготовитель;
2.1.2 обозначение размера шины;
2.1.3 категория использования (обычная (дорожная) или зимняя, или для временного использования);
2.1.4 конструкция (диагональная, диагонально-опоясанная, радиальная);
2.1.5 обозначение категории скорости;
2.1.6 индекс несущей способности;
2.1.7 поперечное сечение шины.
2.2 зимняя шина: Шина, рисунок протектора и конструкция которой спроектированы с учетом прежде всего обеспечения в условиях грязи и свежевыпавшего или талого снега их лучшего поведения, чем поведение обычных (дорожных) шин. Рисунок протектора зимних шин характеризуется, как правило, большим удалением друг от друга элементов канавок и (или) массивных блоков, чем у шин обычного (дорожного) типа;
2.3 конструкция пневматической шины: Техническая характеристика каркаса шины. Различают, в частности, следующие конструкции шин:
2.3.1 диагональная: Конструкция, при которой нити корда шины достигают борта и ориентированы таким образом, что образуют чередующиеся углы, значительно меньше 90°, по отношению к средней линии протектора;
2.3.2 диагонально-опоясанная: Конструкция пневматической шины диагонального типа, в которой каркас стягивается поясом, состоящим из двух или более слоев практически нерастяжимого корда, образующего чередующиеся углы, близкие к углам каркаса;
2.3.3 радиальная: Конструкция пневматической шины, при которой нити корда достигают борта и уложены в основном под углом 90° к средней линии протектора, и каркас которой фиксируется практически нерастяжимым кольцевым поясом;
2.3.4 усиленная или повышенной несущей способности: Конструкция пневматической шины, каркас которой является более прочным, чем каркас соответствующей стандартной шины;
2.3.5 запасная шина временного пользования: Пневматическая шина, отличающаяся от шины, предназначенной для установки на любом транспортном средстве при нормальных условиях движения, и предназначенная для временного использования в ограниченных условиях движения;
2.3.6 запасная шина временного пользования типа Т: Тип шины временного пользования, предназначенной для эксплуатации при более высоком внутреннем давлении, чем в стандартных и усиленных шинах.
2.4 борт: Элемент шины, форма и конструкция которого позволяют ему прилегать к ободу и удерживать на нем шину
*(1).
2.5 корд: Нити, образующие ткань слоев в шине
*(2).
2.6 слой: Слой прорезиненных параллельных нитей корда
*(2).
2.7 каркас: Часть шины, которая не является протектором и резиновой боковиной и при накаченной шине воспринимает нагрузку
*(2).
2.8 протектор: Часть шины, которая соприкасается с грунтом
*(2).
2.9 боковина: Часть шины между протектором и бортом
*(2).
2.10 нижняя часть шины: Часть, расположенная между максимальным сечением шины, и частью, покрываемой закраиной обода
*(2).
2.11 канавка протектора: Пространство между двумя соседними ребрами или блоками рисунка протектора
*(2).
2.12 ширина профиля: Линейное расстояние между наружными боковинами накачанной шины, за исключением выступов, образуемых маркировкой, декоративными или защитными полосами или ребрами
*(2).
2.13 габарит шины: Линейное расстояние между наружными боковинами накачанной шины, включая маркировку, декоративные и защитные полосы или ребра
*(2).
2.14 высота профиля: Расстояние, равное половине разницы между наружным диаметром шины и номинальным диаметром обода.
2.15 номинальное отношение высоты профиля к его ширине (Ra): Частное от деления высоты профиля, мм, на номинальную ширину профиля, мм, помноженное на сто.
2.16 наружный диаметр: Габаритный диаметр новой накачанной шины
*(2).
2.17 обозначение размера шины:
2.17.1 Обозначение, показывающее:
2.17.1.1 номинальную ширину профиля. Эта ширина должна быть выражена в миллиметрах, за исключением типов шин, обозначение размера которых приводится в первой колонке
таблиц I - III приложения 5 к настоящим Правилам;
2.17.1.2 номинальное отношение высоты профиля к его ширине, за исключением некоторых типов шин, обозначение размеров которых приводится в первой колонке
таблиц I - III приложения 5 к настоящим Правилам;
2.17.1.3 условное число, характеризующее номинальный диаметр обода и соответствующее его диаметру, выраженному либо в условных единицах (числа меньше 100), либо в миллиметрах (числа больше 100);
2.17.1.4 букву Т перед номинальной шириной профиля для запасных шин типа Т временного пользования.
2.18 номинальный диаметр обода: Диаметр обода, для монтажа на котором предназначена шина.
2.19 обод: Основание для покрышки с камерой или для бескамерной шины, на которое опираются борта шины
*(2).
2.20 теоретический обод: условный обод, ширина которого равна х-кратной величине номинальной ширины профиля шины. Величина х указывается предприятием-изготовителем шины
*(3).
2.21 измерительный обод: Обод, на котором должна монтироваться шина для проведения измерений размеров.