Действующий
Приложение 21 - Добавление 1
Моделирование динамической устойчивости
Эффективность функции контроля траектории движения и/или устойчивости к опрокидыванию механических транспортных средств и прицепов категорий M, N и О может быть определена при помощи компьютерного моделирования.
1. Использование метода моделирования
1.1 Эффективность функции обеспечения устойчивости транспортного средства демонстририруется изготовителем транспортного средства органу, предоставляющему официальное утверждение типа, либо технической службе при помощи такого (таких) же динамиче-ского(их) маневра(ов), как и в случае практической демонстрации, указанной в
пункте 2.1.3 или
2.2.3 приложения 21.
1.2 Данное моделирование позволяет продемонстрировать устойчивость транспортного средства как при помощи задействовании функции обеспечения устойчивости транспортного средства, так и без задействования этой функции, причем как в нагруженном, так и в порожнем состоянии.
1.3 Данное моделирование производят с использованием аттестованного устройства моделирования. Проверку проводят при помощи такого (таких) же маневра(ов), как и в
пункте 1.1 выше.
Метод аттестации устройства моделирования указан в
добавлении 2 к приложению 21.
Приложение 21 - Добавление 2
Устройство моделирования динамической стабильности и его аттестация
1. Спецификации устройства моделирования
1.1 При методе моделирования учитывают основные факторы, воздействующие на траекторию движения транспортного средства и способные вызвать его опрокидывание. Типичная модель может явно или имплицитно включать следующие элементы/параметры транспортного средства:
d) ходовая часть/кузов транспортного средства,
e) силовая передача/трансмиссия, если это применимо,
1.2 Используемую модель оснащают функцией обеспечения устойчивости транспортного средства при помощи:
a) подсистемы (программной модели) устройства моделирования; либо
b) электронного модуля управления в конфигурации аппаратно-программного моделирования.
1.3 В случае прицепа моделирование осуществляют после сцепки прицепа с репрезентативным транспортным средством-тягачом.
1.4 Условия нагрузки транспортного средства
1.4.1 При моделировании учитывают как нагруженное, так и порожнее состояние транспортного средства.
1.4.2 Нагрузка рассматривается в качестве постоянной с характеристиками (масса, распределение массы и максимальная рекомендованная высота центра тяжести), указанными изготовителем.
2. Аттестация устройства моделирования
2.1 Аттестацию применяемого устройства моделирования проверяют на основе сопоставлений с результатами практического испытания (практических испытаний) транспортного средства. Испытание (испытания), используемое (используемые) для аттестации без задействования функции контроля, должно (должны) приводить к утрате надлежащего контроля за траекторией движения (при недостаточной проворачиваемости и при избыточной проворачиваемости) либо функции противоопрокидывания в зависимости от характеристик функции обеспечения контроля устойчивости, которой оснащено репрезентативное транспортное средство.
В ходе испытания (испытаний) соответственно регистрируют либо рассчитывают следующие параметры движения согласно ISO 15037 часть 1:2005 (Общие условия для легковых автомобилей) или часть 2:2002 (Общие условия для транспортных средств большой грузоподъемности и автобусов) (в зависимости от категории транспортного средства):
a) скорость отклонения от траектории;
b) горизонтальное ускорение;
c) нагрузка на колесо либо подъем колеса;
d) скорость направления вперед;
2.2 Основная цель состоит в доказательстве того, что моделируемое поведение транспортного средства и функция обеспечения его устойчивости сопоставимы с поведением и этой же функцией транспортного средства в ходе практических испытаний.
2.3 Моделирующее устройство считается аттестованным, когда параметры его функционирования сопоставимы с результатами практических испытаний на том же (тех же) транспортном средстве (транспортных средствах), проводящихся при помощи маневра (маневров), выбранного (выбранных) из тех, которые определены соответственно в
пункте 2.1.3 или
2.2.3 приложения 21.
Моделирующее устройство используется лишь применительно к тем аспектам, по которым было произведено сопоставление между практическими испытаниями транспортного средства и имитационными испытаниями. Сопоставления производятся в нагруженном и порожнем состоянии для доказательства того, что различные условия могут быть надлежащим образом скорректированы, и для подтверждения экстремальных параметров, подлежащих моделированию, например:
a) транспортное средство с наименее длинной колесной базой и максимально высоким центром тяжести;
b) транспортное средство с максимально длинной колесной базой и максимально высоким центром тяжести.
В случае испытания по круговой траектории в постоянном режиме в качестве средства для сопоставления используется градиент недостаточной проворачиваемости руля.
В случае динамического маневра средством для сопоставления служит соотношение задействованной и далее используемой функции обеспечения устойчивости транспортного средства при моделировании и при практическом испытании транспортного средства.
2.4 Физические параметры, которые в случае конфигураций с использованием исходного транспортного средства и транспортного средства, подвергнутого моделированию, различаются, в процессе моделирования надлежащим образом изменяют.
2.5 Составляют протокол испытания на основе моделирования, образец которого приводится в
добавлении 3 к настоящему приложению, и копию этого протокола прилагают к сообщению об официальном утверждении транспортного средства.
Приложение 21 - Добавление 3
Протокол испытания моделирующего устройства, используемого для проверки функции обеспечения устойчивости транспортного средства
Протокола испытания N: ...........................
1.1 Наименование и адрес изготовителя моделирующего устройства
1.2 Идентификация моделирующего устройства: название/модель/номер (аппаратные средства и программное обеспечение)
2. Средство моделирования