Действующий
2.2.2 Для реализации обозначенных выше функций функция обеспечения устойчивости транспортного средства должна предусматривать, помимо автоматически включающегося торможения и в соответствующих случаях селективного торможения, по меньшей мере нижеследующее:
а) определение фактического поведения прицепа на основе значений вертикальной силы, действующей на шину (шины), либо по крайней мере горизонтального ускорения и скорости вращения колес. Используют только та информацию, которую можно получить на борту транспортного средства. Если непосредственных измерений этих значений не производят, то в момент предоставления официального утверждения по типу конструкции технической службе передают доказательства надлежащей корреляции с непосредственно измеренными значениями во всех условиях вождения (например, при вождении в туннеле).
2.2.3 Функция обеспечения устойчивости транспортного средства должна быть продемонстрирована технической службой при помощи динамического маневрирования на одном транспортном средстве, которое оснащено такой же функцией обеспечения устойчивости транспортного средства, как и то транспортное средство, которое подлежит официальному утверждению. Это можно сделать при помощи сопоставления результатов, полученных при включении и отключении функции обеспечения устойчивости транспортного средства при конкретной нагрузке. В качестве альтернативы динамическому маневрированию на других транспортных средствах (и в других условиях нагрузки), оснащенных такой же системой обеспечения устойчивости, могут быть представлены результаты фактических испытаний транспортных средств либо компьютерного моделирования этих испытаний.
В качестве альтернативы вышеизложенному может использоваться протокол испытаний, соответствующий
пункту 6 части 1 приложения 19.
Порядок использования моделирующего устройства определен в
добавлении 1 к настоящему приложению с использованием отобранного (отобранных) вида (видов) моделирования.
Характеристики и процедура аттестации моделирующего устройства определены в
добавлении 2 к настоящему приложению.
До согласования единообразных процедур испытания метод, используемый для такой демонстрации, согласовывается изготовителем транспортного средства и технической службой и предусматривает надлежащие критические условия для проверки эффективности функции противоопрокидывания и контроля траектории движения, являющихся частью функции обеспечения устойчивости транспортного средства, которой оснащен прицеп, причем метод демонстрации и полученные результаты указывают в добавлении к документу об официальном утверждении типа. Это может быть сделано не только в момент предоставления официального утверждения по типу конструкции.
Для демонстрации функции обеспечения устойчивости транспортного средства используют любой из следующих динамических маневров
*(6):
Для доказательства повторяемости результатов транспортное средство подвергают второму демонстрационному испытанию с использованием отобранного (отобранных) вида (видов) маневрирования.
2.2.4 С прицепов, оборудованных электрической управляющей магистралью и соединенных с транспортным средством-тягачом при помощи электрической управляющей магистрали, должна подаваться информация "VDC включена" через блок передачи данных электрической управляющей магистрали, когда задействуется функция обеспечения устойчивости транспортного средства. Указанная выше информация не должна подаваться при задействовании функции обеспечения устойчивости транспортного средства в любом из обучающих режимов для определения рабочих характеристик прицепа.
2.2.5 Для максимизации рабочих характеристик прицепов, функционирующих в режиме " выбора нижнего диапазона", на таких прицепах разрешается переходить на режим "выбора верхнего диапазона" при задействовании "функции обеспечения устойчивости транспортного средства".
*(2) Допускается дополнительное взаимодействие с другими системами или элементами транспортного средства. Когда эти системы или элементы подпадают под действие особых правил, такое взаимодействие должно осуществляться в соответствии с предписаниями этих правил, например характер взаимодействия с рулевой системой должен соответствовать предписаниям, изложенным в Правилах N 79 и касающимся корректировочного рулевого управления.
*(3) Если использование любого из определенных выше маневров не приводит к потере соответственно контроля за траекторией движения либо функции противоопрокидывания, то по договоренности с технической службой может быть использован альтернативный маневр.
*(5) Допускается дополнительное взаимодействие с другими системами или элементами транспортного средства. Когда эти системы или элементы подпадают под действие особых правил, такое взаимодействие должно осуществляться в соответствии с предписаниями этих правил, например характер взаимодействия с рулевой системой должен соответствовать предписаниям, изложенным в Правилах N 79 и касающимся корректировочного рулевого управления.
*(6) Если использование любого из определенных выше маневров не приводит к потере соответственно контроля за траекторией движения либо функции противоопрокидывания, то по договоренности с технической службой может быть использован альтернативный маневр.
Приложение 21 - Добавление 1
Моделирование динамической устойчивости
Эффективность функции контроля траектории движения и/или устойчивости к опрокидыванию механических транспортных средств и прицепов категорий M, N и О может быть определена при помощи компьютерного моделирования.
1. Использование метода моделирования
1.1 Эффективность функции обеспечения устойчивости транспортного средства демонстририруется изготовителем транспортного средства органу, предоставляющему официальное утверждение типа, либо технической службе при помощи такого (таких) же динамиче-ского(их) маневра(ов), как и в случае практической демонстрации, указанной в
пункте 2.1.3 или
2.2.3 приложения 21.
1.2 Данное моделирование позволяет продемонстрировать устойчивость транспортного средства как при помощи задействовании функции обеспечения устойчивости транспортного средства, так и без задействования этой функции, причем как в нагруженном, так и в порожнем состоянии.
1.3 Данное моделирование производят с использованием аттестованного устройства моделирования. Проверку проводят при помощи такого (таких) же маневра(ов), как и в
пункте 1.1 выше.
Метод аттестации устройства моделирования указан в
добавлении 2 к приложению 21.
Приложение 21 - Добавление 2
Устройство моделирования динамической стабильности и его аттестация
1. Спецификации устройства моделирования
1.1 При методе моделирования учитывают основные факторы, воздействующие на траекторию движения транспортного средства и способные вызвать его опрокидывание. Типичная модель может явно или имплицитно включать следующие элементы/параметры транспортного средства:
d) ходовая часть/кузов транспортного средства,
e) силовая передача/трансмиссия, если это применимо,
1.2 Используемую модель оснащают функцией обеспечения устойчивости транспортного средства при помощи:
a) подсистемы (программной модели) устройства моделирования; либо
b) электронного модуля управления в конфигурации аппаратно-программного моделирования.
1.3 В случае прицепа моделирование осуществляют после сцепки прицепа с репрезентативным транспортным средством-тягачом.
1.4 Условия нагрузки транспортного средства
1.4.1 При моделировании учитывают как нагруженное, так и порожнее состояние транспортного средства.
1.4.2 Нагрузка рассматривается в качестве постоянной с характеристиками (масса, распределение массы и максимальная рекомендованная высота центра тяжести), указанными изготовителем.
2. Аттестация устройства моделирования
2.1 Аттестацию применяемого устройства моделирования проверяют на основе сопоставлений с результатами практического испытания (практических испытаний) транспортного средства. Испытание (испытания), используемое (используемые) для аттестации без задействования функции контроля, должно (должны) приводить к утрате надлежащего контроля за траекторией движения (при недостаточной проворачиваемости и при избыточной проворачиваемости) либо функции противоопрокидывания в зависимости от характеристик функции обеспечения контроля устойчивости, которой оснащено репрезентативное транспортное средство.
В ходе испытания (испытаний) соответственно регистрируют либо рассчитывают следующие параметры движения согласно ISO 15037 часть 1:2005 (Общие условия для легковых автомобилей) или часть 2:2002 (Общие условия для транспортных средств большой грузоподъемности и автобусов) (в зависимости от категории транспортного средства):