Действующий
1.2.5 дополнительные управляемые оси в случае механического привода и управляемые оси в случае прицепов;
1.2.6 подъемные мосты;

2. Предписания

2.1 Механические транспортные средства
2.1.1 Исключен.
2.1.2 Для реализации обозначенных выше функций функция обеспечения устойчивости транспортного средства должна предусматривать, помимо селективного торможения и/или автоматически включающегося торможения, по меньшей мере нижеследующее:
a) способность контролировать мощность на выходном валу двигателя;
b) в случае контроля траектории движения: определение фактического поведения транспортного средства на основе значений отклонения от траектории, горизонтального ускорения, скорости вращения колес, а также с учетом контроля водителя за функционированием тормозной и рулевой систем и двигателя. Используют только ту информацию, которую можно получить на борту транспортного средства. Если непосредственных измерений этих значений не производят, то в момент предоставления официального утверждения по типу конструкции технической службе передают доказательства надлежащей корреляции с непосредственно измеренными значениями во всех условиях вождения (например, при вождении в туннеле);
c) в случае функции противоопрокидывания: определение фактического поведения транспортного средства на основе значений вертикальной силы, действующей на шину (шины) (либо по крайней мере горизонтального ускорения и скорости вращения колес), а также с учетом контроля водителя за функционированием тормозной системы и двигателя. Используют только ту информацию, которую можно получить на борту транспортного средства. Если непосредственных измерений этих значений не производят, то в момент предоставления официального утверждения по типу конструкции технической службе передают доказательства надлежащей корреляции с непосредственно измеренными значениями во всех условиях вождения (например, при вождении в туннеле);
d) в том случае, если транспортное средство-тягач оснащено в соответствии с пунктом 5.1.3.1 настоящих Правил: способность применять рабочий тормоз прицепа через соответствующую (соответствующие) управляющую (управляющие) магистраль (магистрали) независимо от водителя.
2.1.3 Функция обеспечения устойчивости транспортного средства должна быть продемонстрирована технической службой при помощи динамического маневрирования на одном транспортном средстве, которое оснащено такой же функцией обеспечения устойчивости транспортного средства, как и то транспортное средство, которое подлежит официальному утверждению. Это можно сделать при помощи сопоставления результатов, полученных при включении и отключении функции обеспечения устойчивости транспортного средства при конкретной нагрузке. В качестве альтернативы динамическому маневрированию на других транспортных средствах (и в других условиях нагрузки), оснащенных такой же системой обеспечения устойчивости, могут быть представлены результаты фактических испытаний транспортных средств либо компьютерного моделирования этих испытаний.
В качестве альтернативы вышеизложенному может использоваться протокол испытаний, соответствующий пункту 1.1 части 2 приложения 19.
Порядок использования моделирующего устройства определен в добавлении 1 к настоящему приложению с использованием отобранного (отобранных) вида (видов) моделирования.
Характеристики и процедура аттестации моделирующего устройства определены в добавлении 2 к настоящему приложению.
До согласования единообразных процедур испытания метод, используемый для такой демонстрации, согласовывается изготовителем транспортного средства и технической службой и предусматривает надлежащие критические условия для проверки эффективности контроля траектории движения и функции противоопрокидывания, являющихся частью функции обеспечения устойчивости транспортного средства, причем метод демонстрации и полученные результаты указывают в добавлении к документу об официальном утверждении типа. Это может быть сделано не только в момент предоставления официального утверждения по типу конструкции.
Для демонстрации функции обеспечения устойчивости транспортного средства используют любой из следующих динамических маневров*(3):
Контроль траектории движения
Функция противоопрокидывания
Испытание на уменьшение радиусаИспытание по круговой траектории в постоянном режиме
Испытание на ступенчатое изменение угла поворотаJ-образный разворот
Синусоидальный маневр с остановкой
J-образный разворот
Выезд из ряда
Двойной выезд из ряда
Испытание с резким поворотом руля вправо и влево или испытание типа "рыболовный крючок"
Испытание на синусоидальный асимметричный маневр или импульсный маневр
Для доказательства повторяемости результатов транспортное средство подвергают второму демонстрационному испытанию с использованием отобранного (отобранных) вида (видов) маневрирования.
2.1.4 Задействование функции обеспечения устойчивости транспортного средства указывается водителю с помощью мигающего оптического предупреждающего сигнала. Он остается включенным до тех пор, пока функция обеспечения устойчивости транспортного средства продолжает действовать. Для этой цели может использоваться желтый предупреждающий сигнал, указанный в пункте 2.1.5 настоящих Правил.
Помимо этого, задействование систем, связанных с функцией обеспечения устойчивости транспортного средства (включая антибуксовочное устройство, устройство стабилизации прицепа, блок управления тормозами на поворотах и другие аналогичные функции, которые срабатывают в зависимости от режима работы двигателя и/или тормозного момента на отдельном колесе и имеют общие компоненты с функцией обеспечения устойчивости), может также указываться водителю при помощи мигающего оптического предупреждающего сигнала.
Упомянутый выше сигнал водитель должен видеть даже при дневном свете, с тем чтобы он мог без труда убедиться в удовлетворительном функционировании сигнала, не вставая с сиденья.
2.1.5 Неисправность или несрабатывание функции обеспечения устойчивости транспортного средства должны выявляться и указываться водителю с помощью желтого оптического предупреждающего сигнала.
Для этой цели может использоваться предупреждающий сигнал, указанный в пункте 5.2.1.29 настоящих Правил, однако его использование применительно к случаям задействования, определенным в пункте 2.1.4 настоящего приложения, не допускается.
Этот предупреждающий сигнал должен быть постоянным и должен подаваться до тех пор, пока сохраняется неисправность либо несрабатывание и включатель зажигания (пусковой переключатель) находится в положении "включено" (рабочем положении).
2.1.6 В случае механического транспортного средства, оборудованного электрической управляющей магистралью и соединенного с прицепом при помощи электрической управляющей магистрали, водитель должен предупреждаться с помощью специального оптического предупреждающего сигнала о передаче с прицепа информации "VDC включена" через блок передачи данных электрической управляющей магистрали. Для этой цели может использоваться оптический сигнал, определенный в пункте 2.1.4 выше.
2.2 Прицепы
2.2.1 Исключен.
2.2.2 Для реализации обозначенных выше функций функция обеспечения устойчивости транспортного средства должна предусматривать, помимо автоматически включающегося торможения и в соответствующих случаях селективного торможения, по меньшей мере нижеследующее:
а) определение фактического поведения прицепа на основе значений вертикальной силы, действующей на шину (шины), либо по крайней мере горизонтального ускорения и скорости вращения колес. Используют только та информацию, которую можно получить на борту транспортного средства. Если непосредственных измерений этих значений не производят, то в момент предоставления официального утверждения по типу конструкции технической службе передают доказательства надлежащей корреляции с непосредственно измеренными значениями во всех условиях вождения (например, при вождении в туннеле).
2.2.3 Функция обеспечения устойчивости транспортного средства должна быть продемонстрирована технической службой при помощи динамического маневрирования на одном транспортном средстве, которое оснащено такой же функцией обеспечения устойчивости транспортного средства, как и то транспортное средство, которое подлежит официальному утверждению. Это можно сделать при помощи сопоставления результатов, полученных при включении и отключении функции обеспечения устойчивости транспортного средства при конкретной нагрузке. В качестве альтернативы динамическому маневрированию на других транспортных средствах (и в других условиях нагрузки), оснащенных такой же системой обеспечения устойчивости, могут быть представлены результаты фактических испытаний транспортных средств либо компьютерного моделирования этих испытаний.
В качестве альтернативы вышеизложенному может использоваться протокол испытаний, соответствующий пункту 6 части 1 приложения 19.
Порядок использования моделирующего устройства определен в добавлении 1 к настоящему приложению с использованием отобранного (отобранных) вида (видов) моделирования.
Характеристики и процедура аттестации моделирующего устройства определены в добавлении 2 к настоящему приложению.
До согласования единообразных процедур испытания метод, используемый для такой демонстрации, согласовывается изготовителем транспортного средства и технической службой и предусматривает надлежащие критические условия для проверки эффективности функции противоопрокидывания и контроля траектории движения, являющихся частью функции обеспечения устойчивости транспортного средства, которой оснащен прицеп, причем метод демонстрации и полученные результаты указывают в добавлении к документу об официальном утверждении типа. Это может быть сделано не только в момент предоставления официального утверждения по типу конструкции.
Для демонстрации функции обеспечения устойчивости транспортного средства используют любой из следующих динамических маневров*(6):
Контроль траектории движения
Функция противоопрокидывания
Испытание на уменьшение радиусаИспытание по круговой траектории в постоянном режиме
Испытание на ступенчатое изменение угла поворотаJ-образный разворот
Синусоидальный маневр с остановкой
J-образный разворот
Выезд из ряда
Двойной выезд из ряда
Испытание с резким поворотом руля вправо и влево или испытание типа "рыболовный крючок"
Испытание на синусоидальный асимметричный маневр или импульсный маневр
Для доказательства повторяемости результатов транспортное средство подвергают второму демонстрационному испытанию с использованием отобранного (отобранных) вида (видов) маневрирования.
2.2.4 С прицепов, оборудованных электрической управляющей магистралью и соединенных с транспортным средством-тягачом при помощи электрической управляющей магистрали, должна подаваться информация "VDC включена" через блок передачи данных электрической управляющей магистрали, когда задействуется функция обеспечения устойчивости транспортного средства. Указанная выше информация не должна подаваться при задействовании функции обеспечения устойчивости транспортного средства в любом из обучающих режимов для определения рабочих характеристик прицепа.
2.2.5 Для максимизации рабочих характеристик прицепов, функционирующих в режиме " выбора нижнего диапазона", на таких прицепах разрешается переходить на режим "выбора верхнего диапазона" при задействовании "функции обеспечения устойчивости транспортного средства".
______________________________
*(1) Исключена.
*(2) Допускается дополнительное взаимодействие с другими системами или элементами транспортного средства. Когда эти системы или элементы подпадают под действие особых правил, такое взаимодействие должно осуществляться в соответствии с предписаниями этих правил, например характер взаимодействия с рулевой системой должен соответствовать предписаниям, изложенным в Правилах N 79 и касающимся корректировочного рулевого управления.
*(3) Если использование любого из определенных выше маневров не приводит к потере соответственно контроля за траекторией движения либо функции противоопрокидывания, то по договоренности с технической службой может быть использован альтернативный маневр.
*(4) Исключена.
*(5) Допускается дополнительное взаимодействие с другими системами или элементами транспортного средства. Когда эти системы или элементы подпадают под действие особых правил, такое взаимодействие должно осуществляться в соответствии с предписаниями этих правил, например характер взаимодействия с рулевой системой должен соответствовать предписаниям, изложенным в Правилах N 79 и касающимся корректировочного рулевого управления.
*(6) Если использование любого из определенных выше маневров не приводит к потере соответственно контроля за траекторией движения либо функции противоопрокидывания, то по договоренности с технической службой может быть использован альтернативный маневр.
Приложение 21 - Добавление 1

Моделирование динамической устойчивости

Эффективность функции контроля траектории движения и/или устойчивости к опрокидыванию механических транспортных средств и прицепов категорий M, N и О может быть определена при помощи компьютерного моделирования.

1. Использование метода моделирования