Действующий
5.7 Внутренняя планировка
5.7.1.1 Через свободное пространство внутри транспортного средства у боковой стенки, в которой расположена дверь, должен свободно проходить в вертикальном положении шаблон толщиной 10 см, шириной 40 см и высотой 70 см от уровня пола, над которым симметрично расположен другой шаблон шириной 55 см, высота которого должна удовлетворять предписанной для транспортного средства соответствующего класса. Этот двойной шаблон должен оставаться параллельно дверному проему по мере его перемещения из исходного положения, в котором плоскость стороны, обращенной внутрь транспортного средства, направлена по касательной к внешнему краю дверного проема, в положение, при котором он касается первой ступеньки, после чего его следует расположить перпендикулярно к вероятному направлению движения пассажира, использующего этот вход.
5.7.1.2 Высота верхнего шаблона должна быть 110, 95 и 85 см для транспортных средств классов I, II и III соответственно.
В качестве альтернативы может быть использована трапециевидная секция высотой 50 см, образующая переход между шириной верхнего и нижнего шаблонов. В этом случае общая высота прямоугольной и трапециевидной секций должна составлять 110 см для транспортных средств всех классов.
5.7.1.3 Когда средняя линия этого двойного шаблона прошла расстояние 30 см от исходного положения и шаблон касается поверхности подножки, его следует удерживать в этом положении.
5.7.1.4 Затем цилиндрический шаблон (
рисунок Г.3), используемый для измерения свободного прохода, перемещают от прохода в вероятном направлении движения пассажира, выходящего из транспортного средства, до того момента, когда средняя линия цилиндрического шаблона достигнет вертикальной плоскости, проходящей через верхний край верхней ступеньки, или когда плоскость, проходящая по касательной к верхней части цилиндрического шаблона, коснется двойного шаблона, в зависимости от того, что происходит раньше, и удерживается в этом положении (рисунок Г.9).
5.7.1.5 Между цилиндрическим шаблоном, находящимся в положении, указанном в
5.7.1.4, и двойным шаблоном, пребывающим в положении согласно
5.7.1.3, должно быть свободное пространство, верхние и нижние границы которого показаны на
рисунке Г.9. Это пространство должно обеспечивать свободное прохождение вертикального шаблона, форма и размеры которого аналогичны центральному сечению цилиндра (
5.7.5.1) и толщина не превышает 2 см. Шаблон перемещают из положения касания цилиндрического шаблона до той точки, где его внешняя сторона касается внутренней стороны двойного шаблона, а также плоскости или плоскостей, проходящей(их) через верхние края ступенек в вероятном направлении движения пассажира, использующего данный вход (
рисунок Г.9).
5.7.1.6 Свободный проход для цилиндрического шаблона не должен включать в себя никакое пространство в пределах 30 см перед несжатой подушкой любого сиденья на высоту до верха этой подушки.
5.7.1.7 В случае складных сидений это пространство должно определяться по отношению к сиденью в рабочем положении.
5.7.1.8 Однако складное сиденье, предназначенное для члена экипажа, в рабочем положении может препятствовать свободному доступу к служебной двери, если:
5.7.1.8.1 четко указано как в самом транспортном средстве, так и в приложении к сертификату соответствия (
приложение Б), что сиденье предназначено, только для членов экипажа;
5.7.1.8.2 неиспользуемое сиденье автоматически складывается, что необходимо для выполнения требований 5.7.1.1 (или
5.7.1.2 - 5.7.1.5);
5.7.1.8.3 в соответствии с
5.6.1.5 дверь необязательно рассматривают в качестве выхода;
5.7.1.8.4 сиденье оборудовано убирающимся пристяжным ремнем и
5.7.1.8.5 в рабочем и сложенном положении ни одна из частей сиденья не выступает за вертикальную плоскость, проходящую через центр поверхности подушки сиденья водителя, когда оно находится в своем крайнем заднем положении, и через центр наружного зеркала заднего вида, размещенного на противоположной стороне транспортного средства.
5.7.1.9 Максимальный наклон пола во входном проходе не должен превышать 5%, когда снаряженное транспортное средство находится на ровной и горизонтальной поверхности при обычных условиях движения (в частности, любое наклоняющее устройство должно быть отключено).
5.7.1.10 Проходы, в том числе и входные, должны быть покрыты материалом, препятствующим скольжению.
5.7.2.1 Свободное пространство между проходом и боковой стенкой, в которой расположена дверь, должно обеспечивать свободный проход вертикального цилиндрического шаблона диаметром 30 см в пространстве, расположенном от пола до высоты 70 см над уровнем пола; на этот цилиндрический шаблон устанавливают другой шаблон диаметром 55 см, причем общая высота шаблонов должна быть не менее 140 см.
5.7.2.2 Основание первого цилиндрического шаблона должно находиться в пределах проекции второго шаблона.
5.7.2.3 При наличии складных сидений, размещенных вдоль данного прохода, свободное пространство для прохода цилиндрического шаблона должно обязательно определяться при раскрытом (т.е. в несложенном) положении сиденья.
5.7.3 Доступ к запасным окнам
5.7.3.1 Должна быть возможность перемещать контрольный шаблон в направлении от прохода наружу транспортного средства через каждое запасное окно.
5.7.3.2 Направление движения контрольного шаблона должно соответствовать предполагаемому направлению движения пассажира, покидающего транспортное средство. Контрольный шаблон должен находиться в перпендикулярном положении по отношению к направлению его движения.
5.7.3.3 Контрольный шаблон должен иметь форму тонкой пластины размером 60 х 40 см с радиусом закругления углов 20 см. Однако если запасное окно расположено в задней части транспортного средства, шаблон может в качестве альтернативы иметь размеры 140 х 35 см с радиусом закругления углов 17,5 см.
5.7.4 Доступ к аварийным люкам
5.7.4.1 Аварийные люки, оборудуемые в крыше.
5.7.4.1.1 В транспортных средствах, за исключением класса I, должен быть предусмотрен, по крайней мере, один аварийный люк, расположенный таким образом, чтобы четырехугольная усеченная пирамида с углом наклона стороны 20° и высотой 1600 мм касалась части сиденья или эквивалентной опоры (
рисунок 5.1). Ось пирамиды должна быть вертикальной, а ее наименьшее сечение должно касаться проема аварийного люка.
Опоры могут быть складными или сдвигающимися при условии, что они могут быть зафиксированы в рабочем положении. Для проверки должно использоваться именно это положение.
5.7.4.1.2 Когда толщина крыши превышает 150 мм, наименьшее сечение пирамиды должно касаться проема аварийного люка на уровне внешней поверхности крыши.
5.7.4.2 Аварийные люки, оборудуемые в полу
В случае, если аварийный люк оборудуют в полу, он должен обеспечивать прямой и беспрепятственный выход из транспортного средства и находиться там, где над люком обеспечивается свободное пространство, точно соответствующее высоте прохода. Любые источники тепла либо движущиеся части должны находиться от любой части горловины люка на расстоянии не менее 500 мм.
Необходимо предусмотреть возможность перемещения контрольного шаблона в форме тонкой пластины размером 600 х 400 мм с радиусом закругления углов в 200 мм в горизонтальном положении с высоты 1 м над уровнем пола транспортного средства до уровня грунта.
5.7.5.1 Проходы в транспортных средствах должны быть спроектированы и выполнены так, чтобы обеспечить свободное прохождение контрольного устройства, состоящего из двух соосных цилиндров и перевернутого усеченного конуса между ними и имеющего размеры в соответствии с таблицей 5.7.
5.7.5.2 Для транспортных средств класса I диаметр нижнего цилиндра может быть уменьшен с 45 до 40 см для любой части прохода, который расположен позади одной из двух наиболее выдвинутых вперед следующих плоскостей:
5.7.5.2.1 поперечной вертикальной, расположенной на расстоянии 1,5 м впереди центральной линии задней оси (передняя из двух и более задних осей по ходу движения транспортного средства, в случае транспортных средств, имеющих более одной задней оси);
5.7.5.2.2 поперечной вертикальной, проходящей через задний край самой задней служебной двери между осями.
5.7.5.2.3 Для целей применения положений
5.7.5.2 каждую жесткую секцию сочлененного транспортного средства рассматривают отдельно.
5.7.5.3 Сиденья транспортных средств класса III, расположенные с одной стороны прохода или по обеим его сторонам, могут иметь конструкцию, позволяющую их перемещение в боковом направлении, причем ширина прохода в этом случае может быть уменьшена настолько, чтобы соответствовать диаметру нижнего цилиндра, равному 22 см, при условии, чтобы управление устройством перемещения каждого сиденья, легко доступное для стоящего в проходе пассажира, позволяло его автоматическое возвращение в положение, соответствующее минимальной ширине 30 см, даже если сиденье занято.
5.7.5.4 Высота верхнего цилиндра может быть уменьшена на 10 см в любой части прохода, который расположен позади одной из двух наиболее выдвинутых вперед следующих плоскостей:
5.7.5.4.1 поперечной вертикальной, расположенной на расстоянии 1,5 м впереди центральной линии задней оси (передняя из двух и более задних осей по ходу движения транспортного средства, в случае транспортных средств, имеющих более одной задней оси);
5.7.5.4.2 поперечной вертикальной, проходящей через задний край самой задней служебной двери;
5.7.5.4.3 для целей применения положений
5.7.5.4 каждую жесткую секцию сочлененного транспортного средства рассматривают отдельно.
5.7.5.5 В сочлененных городских или междугородных автобусах должно быть обеспечено свободное прохождение описанных в
5.7.5.1 контрольных цилиндров через поворотную секцию. Никакие элементы мягкого покрытия этой секции, включая элементы гофрированного соединения, не должны выступать внутрь прохода.
5.7.5.6 В проходах могут быть устроены ступеньки. Ширина ступенек должна быть не менее ширины прохода на уровне верхней ступеньки.