(Действующий) Национальный стандарт Российской ФедерацииГОСТ Р 41.36- 2004(Правила...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
5.5.5.3.2 приведения в действие выключателя аккумулятора, установленного возможно ближе к аккумулятору и отключающего, по крайней мере, одну его клемму от электрической цепи, за исключением цепи, обеспечивающей функцию, указанную в 5.5.5.3.3, цепей, которые обеспечивают непрерывное функционирование тахографа, а также тех приборов, внезапное включение которых может привести к возникновению большей опасности по сравнению с предотвращаемой, например:
5.5.5.3.2.1 аварийного внутреннего освещения,
5.5.5.3.2.2 охлаждающего приспособления вспомогательных обогревателей,
5.5.5.3.2.3 централизованной электронной блокировки дверей,
5.5.5.3.3 включения на транспортном средстве аварийных сигналов,
5.5.5.3.4 опускания штанг токоприемников на троллейбусах.
5.5.5.4 Кроме аварийного выключателя, функции, упомянутые в 5.5.5.3, могут также выполняться отдельными органами управления при условии, что эти органы в экстренном случае не препятствуют срабатыванию аварийного выключателя.
5.5.6 Электрооборудование и электропроводка
5.5.6.1 Все провода должны быть надежно изолированы, и вся электропроводка и электрооборудование должны выдерживать воздействие температуры и влажности, которым они подвергаются. В моторном отделении особое внимание следует обратить на то, чтобы они могли выдерживать воздействие температуры, масла и испарений.
5.5.6.2 Ни в одном из проводов электрической цепи не должен допускаться ток, превышающий допустимое значение силы тока для такого провода (с учетом способа его установки и максимальной окружающей температуры).
5.5.6.3 Каждая электрическая цепь, питающая любой элемент оборудования, за исключением стартера, цепи зажигания (в случае принудительного зажигания), свечей накаливания, устройства остановки двигателя, зарядной цепи и аккумуляторной батареи, должна иметь плавкий предохранитель или выключатель. Однако цепи, питающие устройства с малым потреблением энергии, могут защищаться общим плавким предохранителем или выключателем при условии, что номинальная сила тока не будет превышать 16 А. В случае использования электроники эти цепи могут предохраняться соответствующими предохранительными устройствами, встроенными в электронные элементы или системы. В таком случае предприятие-изготовитель предоставляет всю соответствующую техническую информацию по просьбе испытательной лаборатории, ответственной за проведение испытаний.
5.5.6.4 Все провода должны быть надежно защищены и прочно прикреплены, чтобы исключалась возможность их обрыва, перетирания или износа.
5.5.6.5 В случаях, когда среднеквадратическое напряжение в одной или нескольких электрических цепях транспортного средства превышает 100 В, на каждой клемме источника энергии, который не заземлен, устанавливают изолированный выключатель, с помощью которого вручную все эти электрические цепи могут быть отключены от основного источника питания. Выключатели должны находиться внутри транспортного средства в местах, легко доступных для водителя, при условии, что ни один из таких изолированных выключателей не должен отключать какую-либо электрическую цепь, питающую обязательные внешние огни транспортного средства.
5.5.6.6 Необходимо иметь, по крайней мере, две такие цепи внутреннего освещения, чтобы выход из строя одной из них не оказывал влияния на функционирование другой. Цепь, служащая для освещения только постоянного входа и выхода, может рассматриваться в качестве одной из этих цепей.
5.5.7 Аккумуляторные батареи
5.5.7.1 Аккумуляторные батареи должны быть надежно закреплены и легко доступны.
5.5.7.2 Отделение, в котором размещаются аккумуляторные батареи, должно быть отделено от пассажирского салона и хорошо вентилироваться наружным воздухом.
5.5.8 Огнетушители и аптечки первой помощи
5.5.8.1 В транспортном средстве должны предусматриваться места для установки одного или нескольких огнетушителей. Один из них должен находиться вблизи от сиденья водителя. Место, предусмотренное для каждого огнетушителя, должно иметь размеры не менее 600 х 200 х 200 мм. Допускается частичное использование этого места при условии, что при этом на нем можно установить огнетушитель надлежащего размера.
5.5.8.2 Должны предусматриваться места для установки одной или нескольких аптечек первой помощи. Объем этого места должен составлять не менее 7 дм3, а минимальный размер должен быть не менее 80 мм.
5.5.9 Материалы
Наличие каких-либо воспламеняющихся материалов в пределах 10 см от какого-либо компонента выхлопной системы, какого-либо элемента высоковольтного электрического оборудования или любого иного значительного источника тепла на транспортном средстве допускается лишь в случае, если эти материалы надлежащим образом защищены. Для целей настоящего пункта воспламеняющимся считают такой материал, не рассчитанный на температуру, которая может быть достигнута в месте его расположения. В случае необходимости должна быть предусмотрена защита для предотвращения контакта смазочных или других воспламеняющихся материалов с каким-либо компонентом выхлопной системы, каким-либо элементом высоковольтного электрического оборудования или любым иным значительным источником тепла.
5.6 Выходы
5.6.1 Число
5.6.1.1 Минимальное число служебных дверей должно соответствовать указанному в таблице 5.3.
Таблица 5.3
┌────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│ Число пассажиров │Число служебных дверей для транспортного средства │
│ │ класса │
│ ├─────────────────┬────────────────┬───────────────┤
│ │ I │ II │ III │
├────────────────────┼─────────────────┼────────────────┼───────────────┤
│ 23-45 │ 1 │ 1 │ 1 │
├────────────────────┼─────────────────┤ │ │
│ 46-70 │ 2 │ │ │
├────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤ │
│ 71-100 │ 3 │ 2 │ │
├────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤ │
│ Св. 100 │ 4 │ 3 │ │
└────────────────────┴─────────────────┴────────────────┴───────────────┘
5.6.1.2 Минимальное число служебных дверей в каждой жесткой секции сочлененного транспортного средства должно равняться одному; исключение составляет передняя секция сочлененного транспортного средства класса I, минимальное число дверей которого должно равняться двум.
5.6.1.3 Минимальное число дверей транспортного средства должно равняться двум.
5.6.1.4 В целях настоящих предписаний служебные двери, оборудованные механизированной системой привода, рассматривают в данном контексте как выходы только в том случае, если они могут легко открываться вручную после приведения в действие, при необходимости, органа управления, указанного в 5.6.5.1.
5.6.1.5 Минимальное число запасных выходов должно быть таким, чтобы общее число выходов соответствовало указанному в таблице 5.4.
Таблица 5.4
┌─────────────────┬────────────────┬──────────────────┬─────────────────┐
│Число пассажиров │ Минимальное │ Число пассажиров │Минимальное общее│
│ │ общее число │ │ число выходов │
│ │ выходов │ │ │
├─────────────────┼────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ 23-30 │ 4 │ 61-75 │ 7 │
├─────────────────┼────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ 31-45 │ 5 │ 76-90 │ 8 │
├─────────────────┼────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ 46-60 │ 6 │ Св. 90 │ 9 │
├─────────────────┴────────────────┴──────────────────┴─────────────────┤
│Примечание - Аварийные люки считают только одним из указанного выше│
│числа запасных выходов. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
5.6.1.6 При определении минимального числа выходов каждую секцию сочлененного транспортного средства следует рассматривать как отдельное транспортное средство. Число пассажиров определяется для каждой жесткой секции, причем соединяющий их проход не рассматривают в качестве выхода.
5.6.1.7 Если кабина водителя или специальное отделение для экипажа не сообщается с внутренней частью транспортного средства, они должны иметь два выхода, которые не должны располагаться с одной и той же боковой стороны; когда одним из этих выходов является окно, то оно должно соответствовать требованиям в отношении запасных окон, содержащимся в 5.6.8.
5.6.1.8 Сдвоенную служебную дверь считают как две двери, а двойное окно - как два запасных окна.
5.6.1.9 Кроме запасных дверей и окон, транспортные средства классов II и III должны иметь аварийные люки. Ими также могут оборудоваться транспортные средства класса I. В крыше троллейбусов любых типов не должно быть никаких аварийных люков. Минимальное число люков должно быть в соответствии с таблицей 5.5.
Таблица 5.5
┌─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│ Число пассажиров │ Число люков │
├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│ До 50 │ 1 │
├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│ Св. 50 │ 2 │
└─────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘
5.6.2 Расположение выходов
5.6.2.1 Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны транспортного средства, и, по меньшей мере, одна из них должна находиться в передней половине транспортного средства.
5.6.2.2 Две двери должны быть удалены друг от друга таким образом, чтобы расстояние между центрами поперечных вертикальных плоскостей, проходящих через центры их площадей, составляло не менее 40% общей длины пассажирского салона при измерении вдоль продольной оси транспортного средства.
В случае сочлененного транспортного средства это требование считают выполненным, если две двери разных секций удалены друг от друга таким образом, что расстояние между ними составляет не менее 40% общей длины пассажирского салона в целом (все секции). В любом случае, если одна из этих дверей является частью сдвоенной двери, то это расстояние следует измерять между осями двух дверей, наиболее удаленных друг от друга.
5.6.2.3 Выходы должны располагаться таким образом, чтобы в каждой боковой стенке имелось практически одинаковое их число.
5.6.2.4 По меньшей мере один аварийный выход должен быть расположен соответственно в задней или в передней стенке транспортного средства. Для транспортных средств класса I и транспортных средств, задняя часть которых наглухо отделена от пассажирского салона, это требование выполняют в том случае, если в крыше оборудован аварийный люк.
5.6.2.5 Выходы, расположенные с одной и той же стороны транспортного средства, должны равномерно размещаться вдоль его длины.
5.6.2.6 Разрешается устройство двери в задней стенке транспортного средства при условии, что она не является служебной.
5.6.2.7 При наличии аварийных люков они должны размещаться следующим образом: если имеется только один люк, то он должен устраиваться в средней трети транспортного средства; при наличии двух люков расстояние между ближайшими краями отверстий, измеренное по линии, параллельной продольной оси транспортного средства, должно быть не менее 2 м.
5.6.3 Минимальные размеры
5.6.3.1 Для выходов различных типов должны соблюдаться минимальные размеры, обеспечивающие свободный проход в соответствии с таблицей 5.6.