Действующий
Письмо Федеральной налоговой службы от 7 августа 2013 г. N СА-4-9/14460 "Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов"
Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе территориальных налоговых органов настоящие рекомендации, подготовленные в целях обеспечения единообразия порядка организации работы налоговых органов при рассмотрении письменных возражений (пояснений, ходатайств) по актам налогового контроля, и при рассмотрении жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налогового органа.
Настоящие рекомендации определяют сроки и последовательность действий ФНС России и ее территориальных органов при рассмотрении письменных возражений (пояснений, ходатайств) по актам, составленным при производстве по делам о налоговом правонарушении, и по рассмотрению жалоб, поданных налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными лицами (далее - лица) в вышестоящий налоговый орган на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налогового органа (далее - рекомендации).
Действие настоящих рекомендаций не распространяется на жалобы, поданные в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
1. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение срока установленного
В случае явки лица, в отношении которого составлен акт налоговой проверки (его представителя), на рассмотрение материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки и возражения (пояснения, ходатайства) лица (в случае их наличия) в соответствии с нормами Кодекса. При этом отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать устные пояснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, а также представлять документы, опровергающие выводы, изложенные в акте налоговой проверки.
В случае неявки лица, в отношении которого составлен акт налоговой проверки (его представителя), на рассмотрение материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, извещено ли лицо в установленном законодательством о налогах и сборах порядке о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, установив факт надлежащего извещения лица, в отношении которого составлен акт налоговой проверки, о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, принимает решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица или принимает решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, если присутствие лица будет признано обязательным. Данный факт отражается в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки.
В случае если руководителем (заместителем руководителя) налогового органа установлен факт ненадлежащего извещения лица или отсутствия информации о надлежащем извещении лица, в отношении которого составлен акт налоговой проверки в порядке статьи 100 Кодекса, о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, указанное должностное лицо принимает решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, которое вручается (направляется) лицу.
В протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки должно быть указанно: дата, время и место его составления; наименование лица (ИНН/КПП), для физического лица, индивидуального предпринимателя - Ф.И.О. (ИНН); реквизиты акта налоговой проверки и возражений; наименование налогового органа, проводившего проверку; сведения об основаниях проведения проверки (реквизиты решения руководителя налогового органа, реквизиты налоговой декларации); Ф.И.О. и должность лица, рассматривающего материалы, Ф.И.О. и должности лиц, участвующих при рассмотрении должностных лиц налогового органа, Ф.И.О. и паспортные данные присутствующего лица, Ф.И.О. представителей лица (с указанием наименования и реквизитов документов, подтверждающих полномочия), сведения об отсутствующих приглашенных лицах; в случае отсутствия приглашенных лиц - дата вручения уведомления о вызове лица на рассмотрение материалов налоговой проверки; перечень дополнительных документов, представленных лицом; в случае наличия у лица (его представителя) устных пояснений излагается их суть, в случае отсутствия дополнений делается соответствующая отметка; иные сведения - при необходимости; подписи всех лиц, присутствовавших при рассмотрении материалов налоговой проверки. К протоколу приобщается копия (копии) доверенности представителей лица. Рекомендуемая форма протокола приведена в приложении N 1 к настоящим рекомендациям.
пунктом 6 статьи 101 Кодекса, дополнительных мероприятий налогового контроля.
4. В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в сроки, установленные
В протоколе ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля должны быть указаны: дата, время и место его составления; наименование лица (ИНН/КПП), для физического лица, индивидуального предпринимателя - Ф.И.О. (ИНН); реквизиты акта; наименование налогового органа, проводившего проверку; сведения об основаниях проведения проверки (реквизиты решения руководителя налогового органа и т.п.); реквизиты решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, Ф.И.О. и должности лиц, участвующих при ознакомлении с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, Ф.И.О., паспортные данные присутствующего лица, Ф.И.О. представителей лица (с указанием наименования и реквизитов документов, подтверждающих полномочия), дата вручения уведомления о вызове лица для ознакомления с документами (информацией), полученными в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля; перечень документов, с которыми лицо (его представитель) ознакомлено; иные сведения - при необходимости; подписи всех лиц, присутствовавших при ознакомлении. К протоколу приобщается копия (копии) доверенности представителей лица. Рекомендуемая форма протокола приведена в приложении N 2 к настоящим рекомендациям.
Лицу вручаются копии документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (за исключением документов, полученных от самого лица в порядке статьи 93 Кодекса). Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
пункте 2 данного раздела настоящих рекомендаций.
8. Рассмотрение материалов проверки с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля проводится налоговым органом в порядке, аналогичном указанному в Рассмотрение материалов дела об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (статья 101.4 Кодекса)
статьями 120, 122,) (далее - акт об обнаружении), а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение срока, установленного в пункте 5 статьи 101.4 Кодекса, представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
10. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных
В случае явки лица, в отношении которого составлен акт об обнаружении (его представителя), на рассмотрение материалов дела, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы дела и возражения (пояснения, ходатайства) лица (в случае их наличия) в соответствии с нормами Кодекса. При этом отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать устные пояснения на стадии рассмотрения материалов дела и предоставлять дополнительные документы.
В случае неявки лица, в отношении которого составлен акт об обнаружении (его представителя), на рассмотрение материалов дела, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, извещен ли участник производства по делу в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, установив факт надлежащего извещения лица, в отношении которого составлен акт об обнаружении, о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела, принимает решение о рассмотрении материалов дела в отсутствие указанного лица или о переносе срока рассмотрения, если руководителем (заместителем руководителя) налогового органа будет признано присутствие лица необходимым для принятия решения. Данный факт отражается в протоколе рассмотрения материалов дела.
В случае если руководителем (заместителем руководителя) налогового органа установлен факт ненадлежащего извещения о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела лица, в отношении которого составлен акт об обнаружении, дату рассмотрения следует перенести. Должностное лицо налогового органа надлежащим образом уведомляет лицо, в отношении которого составлен акт об обнаружении, о новой дате рассмотрения материалов дела.
В протоколе рассмотрения материалов должны быть указаны: дата, время и место его составления; наименование налогоплательщика (ИНН/КПП), для физического лица, индивидуального предпринимателя - Ф.И.О. (ИНН); реквизиты акта и возражений; наименование налогового органа, составившего акт об обнаружении; Ф.И.О. и должность лица, рассматривающего материалы, а также Ф.И.О. и должности участвующих при рассмотрении должностных лиц налогового органа, Ф.И.О. и паспортные данные присутствующего лица, Ф.И.О. представителей лица (с указанием наименования и реквизитов документов, подтверждающих полномочия), сведения об отсутствующих приглашенных лицах; в случае отсутствия приглашенных лиц - дата вручения (направления) извещений о дате, времени и месте рассмотрения материалов; перечень дополнительных материалов, представленных лицом; в случае наличия у лица (его представителя) устных пояснений излагается их суть, в случае отсутствия дополнений делается соответствующая отметка; иные сведения - при необходимости; подписи всех лиц, присутствовавших при рассмотрении материалов дела. К протоколу приобщается копия (копии) доверенности представителей лица. Рекомендуемая форма протокола приведена в приложении N 3 к настоящим рекомендациям.
Рассмотрение жалоб (апелляционных жалоб) на акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов Российской Федерации
Если поступившая жалоба (апелляционная жалоба) подлежит рассмотрению иным государственным органом или органом местного самоуправления, налоговый орган не позднее 3 рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее с сопроводительным письмом в соответствующий орган и информирует лицо, подавшее жалобу, об органе, в который перенаправлена жалоба на рассмотрение с указанием причин перенаправления.
При отсутствии обстоятельств, указанных в предыдущем абзаце настоящих рекомендаций, жалоба (апелляционная жалоба) со всеми материалами подлежит направлению нижестоящим налоговым органом в вышестоящий налоговый орган в срок, установленный Кодексом.
Заключение нижестоящего налогового органа по жалобе (апелляционной жалобе), со всеми материалами, рекомендуется направлять в вышестоящий налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы (апелляционной жалобы) нижестоящим налоговым органом.
Заключение по жалобе, направляемое в вышестоящий налоговый орган должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению. Заключение по жалобе должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
При наличии обстоятельств для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения вышестоящий налоговый орган в сроки, установленные пунктом 2 статьей 139.3 Кодекса, принимает решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части и сообщает лицу, подавшему жалобу о принятом решении.
Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные Кодексом для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 139.3 Кодекса.
статьи 101 Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня ее получения тем органом, который уполномочен ее рассматривать.
17. Решение налогового органа по жалобе (апелляционной жалобе) на решение налогового органа, вынесенное в порядке
Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц. Продление срока рассмотрения жалобы оформляется Решением вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).
Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 рабочих дней. Продление срока рассмотрения жалобы оформляется Решением вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы.
приложении N 4 к настоящим рекомендациям.
19. Решение вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение 3 рабочих дней со дня его принятия. Рекомендуемая форма Решения о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) приведена в