Действующий
В систему сметных нормативов и ценообразования в строительстве не входят нормативы, применяемые при определении в сметной документации стоимости оборудования и относящиеся к нормативам смежных систем:
оптовые цены на продукцию машиностроения, групповые лимитные цены на вновь осваиваемое оборудование и тарифы для перевозки грузов для строительства, - утверждаемые Госкомцен СССР или госкомценами союзных республик;
лимитные цены на конкретные виды оборудования, групповые лимитные цены на нестандартизированное оборудование, цены единичного заказа на оборудование, временные оптовые цены на вновь осваиваемое стандартизированное оборудование, - утверждаемые министерствами и ведомствами СССР.
2.2. К общесоюзным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав строительных норм и правил (СНиП), часть IV «Сметные нормы и правила». Они утверждаются Госстроем СССР, а наиболее важные из них утверждаются Советом Министров СССР.
Общесоюзные сметные нормативы обязательны для применения всеми министерствами и ведомствами, а также организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности.
Общесоюзные сметные нормативы, утвержденные в соответствии со структурой IV части СНиП "Сметные нормы и правила", образуют систему сметных нормативов, входящих в IV часть СНиП.
При разработке и применении общесоюзных сметных нормативов следует руководствоваться правилами и указаниями, содержащимися в главах IV части СНиП, перечень и описание которых приведены в разделе 4 настоящей главы, а также указаниями, приведенными в технических частях соответствующих сборников сметных нормативов.
2.3. К ведомственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, не входящие в состав строительных норм и правил (СНиП), часть IV «Сметные нормы и правила» - и утверждаемые министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР. Эти нормативы применяются в пределах той отрасли и в пределах того региона (района, угольного бассейна и т.п.), для которых они разработаны.
Ведомственные сметные нормативы обязательны для организаций, учреждений и предприятий министерства (ведомства), утвердившего эти нормативы. Для организаций, учреждений и предприятий других министерств (ведомств) эти нормативы могут быть обязательными при условии утверждения или введения в действие нормативов соответствующим министерством (ведомством).
Ведомственные сметные нормативы не должны противоречить общесоюзным сметным нормативам или дублировать их.
2.4. К республиканским сметным нормативам относятся сметные нормативы, которые также не входят в состав строительных норм и правил (СНиП), часть IV «Сметные нормы и правила» и утверждаются Советами Министров союзных республик или по их поручению госстроями союзных республик. Эти нормативы применяются для отдельных видов строительства (объектов, конструкций и видов работ), специфических для данной республики.
Республиканские сметные нормативы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих строительство на территории данной республики, независимо от их ведомственной подчиненности.
Республиканские сметные нормативы не должны противоречить общесоюзным сметным нормативам или дублировать их.
2.5. Все сметные нормативы, как это видно из схемы (справочное прил. 1), по степени укрупнения подразделяются на элементные и укрупненные.
нормы для определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин (НЭМ) и сметные цены эксплуатации строительных машин (ЦЭМ);
единые районные единичные расценки на строительные конструкции и работы (ЕРЕР), единичные расценки на строительные конструкции и работы для базисных пунктов районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним (ЕРКС);
нормативы, разработанные в процентах к сметной стоимости строительства или строительно-монтажных работ:
сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ);
* Другие нормативы перечислены в главе СНиП IV-10-84 «Правила определения прочих затрат, включаемых в сметы на строительство».
3.1. Сметные нормативы должны отвечать только требованиям, имеющим прямое отношение к определению сметной стоимости строительства. Они должны:
соответствовать основным задачам сметного нормирования и ценообразования в строительстве, обеспечивая определение сметной стоимости строительства на различных стадиях проектирования и для различных видов проектно-сметной документации;
быть технически и экономически обоснованными, обеспечивая оптимальный расход различных ресурсов, рациональное использование окружающей среды, правильное и достоверное определение стоимости строительства, приближая ее к уровню общественно необходимых затрат;
учитывать достижения строительной техники и передового опыта, стимулируя научно-технический прогресс в строительстве и обеспечивая заинтересованность строительно-монтажных организаций в постоянном повышении эффективности своего труда;
обладать максимальной простотой и удобством в применении, давать возможность широкого использования электронно-вычислительных машин и других средств автоматизации, а также сокращения объема сметной документации.