(Действующий) Постановление Правительства РФ от 1 июля 2011 г. N 531"О внесении...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
привлечение иностранных компаний - носителей ноу-хау в качестве инвесторов в российскую станкостроительную и инструментальную промышленность;
покупка иностранных компаний - носителей ноу-хау российскими организациями станкостроительной и инструментальной промышленности и внутрикорпоративный перенос ноу-хау;
прямая покупка ноу-хау у его зарубежных владельцев.
Для обеспечения эффективного использования зарубежного ноу-хау должны быть соблюдены следующие условия:
зарубежное ноу-хау необходимо привлекать для выполнения проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по которым российские организации выступают в качестве основных разработчиков;
зарубежное ноу-хау должно привлекаться в комплекте с услугами по его адаптации к российским разработкам и созданию на его основе российских образцов механообрабатывающего оборудования и инструмента;
с привлечением зарубежного ноу-хау необходимо создавать условия для дальнейшего развития созданного на его основе механообрабатывающего оборудования и инструмента уже без участия зарубежных партнеров.
Для решения второго аспекта сформулированной проблемы обеспечения технологической независимости российского машиностроения за счет развития собственного станкостроения предусматривается создание и последовательное развитие российских системных интеграторов, реализующих в машиностроительных организациях проекты технологического перевооружения, включающие проектирование, поставку, монтаж и пусконаладочные работы комплектных производственных участков и линий, состоящих преимущественно из произведенного в России механообрабатывающего оборудования. Возможными вариантами решения этого аспекта проблемы являются:
создание системных интеграторов в форме организаций с государственным участием, в том числе за счет капитальных вложений, предусматриваемых подпрограммой;
стимулирование создания системных интеграторов в виде организаций с частной формой собственности за счет привлечения предусматриваемых подпрограммой средств из внебюджетных источников и финансируемой за счет средств подпрограммы организационно-методической и научно-технической поддержки системных интеграторов посредством разработки инструментария для технологического перевооружения машиностроительных производств, в частности программных систем, методик и типовых проектных решений.
Опыт развитых стран показывает, что фирмы - системные интеграторы обычно представляют собой специализированные малые и средние организации с небольшой капитализацией. Эффективная работа системного интегратора обеспечивается быстрой реакцией на изменяющуюся конъюнктуру рынка и профессиональной работой маркетинговых подразделений. Для таких организаций больше подходит частная форма собственности с непосредственным участием собственника в процессе управления.
Структура себестоимости проектов технологического перевооружения в российских условиях такова, что основная прибыль образуется при перепродаже купленного у производителей оборудования, а не при проектировании комплектных производственных систем. В связи с этим деятельность системного интегратора может быть рентабельной, в случае если он покупает оборудование у производителей по более низким, чем для остальных потребителей, ценам или получает от производителей эксклюзивное право на продажу их оборудования. В случае если эти условия не будут соблюдены участвующими в реализации подпрограммы российскими производителями механообрабатывающего оборудования и инструмента, то создание системных интеграторов не даст необходимого эффекта вне зависимости от участия и поддержки государства.
С учетом того, что значительная часть реализуемых сегодня проектов технологического перевооружения машиностроительных организаций финансируется при участии федерального бюджета, необходим головной государственный инжиниринговый центр, координирующий проекты технологического перевооружения и деятельность системных интеграторов. В задачи такого центра должно войти и создание наиболее критичных для стратегических машиностроительных организаций специальных технологических средств производства двойного назначения, которые необходимы в небольших количествах и потому не имеют серьезной рыночной перспективы.

II. Основная цель и задачи подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммы, целевые индикаторы и показатели

Целью комплекса государственных мероприятий, важной составной частью которых выступает подпрограмма, является достижение такого уровня развития отечественной станкостроительной и инструментальной промышленности в научно-техническом, производственном и инфраструктурном аспектах, при котором станкоинструментальная промышленность могла бы устойчиво обеспечивать российское машиностроительное производство, прежде всего организации его стратегических отраслей, большинством необходимых видов механообрабатывающего оборудования и инструмента, превосходящих по своим техническим характеристикам и конкурентоспособности лучшие зарубежные аналоги.
Целью подпрограммы является создание и развитие в России производств тех категорий импортозамещающих средств машиностроительного производства, которые относятся к технологиям двойного назначения и наиболее востребованы стратегическими организациями машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов (авиастроительным, ракетно-космическим, судостроительным и энергомашиностроительным).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
разработка и подготовка серийного производства конкурентоспособных импортозамещающих средств машиностроительного производства (прежде всего механообрабатывающего оборудования и инструмента), необходимых для технологического перевооружения российских стратегических машиностроительных организаций;
организация высокоэффективных производственных участков и цехов по выпуску разработанных средств машиностроительного производства в ведущих российских организациях станкостроительной и инструментальной промышленности, в том числе создание условий для развития специализированного станкостроения;
создание условий для развития российских системных интеграторов, специализирующихся на технологическом аудите и технологическом перевооружении машиностроительных производств с преимущественным использованием отечественного механообрабатывающего оборудования и инструмента, в том числе формирование единых методик проведения технологического аудита и технологического перевооружения стратегических машиностроительных организаций.
Успешное планомерное решение указанных задач даст результаты, которые являются важнейшими целевыми индикаторами эффективности подпрограммы. С этой целью планируется создать:
не менее 30 новых видов многокоординатных высокопроизводительных металлорежущих станков с числовым программным управлением, относящихся к технологическому оборудованию двойного назначения;
не менее 8 новых видов кузнечно-прессовых машин с числовым программным управлением, относящихся к технологическому оборудованию двойного назначения;
не менее 17 систем (модельных рядов, гамм, семейств) наукоемких комплектующих изделий, обеспечивающих производство оборудования двойного назначения, прежде всего гибких модульных систем, унифицированных агрегатов и комплектующих изделий для специального станкостроения;
не менее 15 новых видов измерительного оборудования двойного назначения, в том числе специализированных средств измерения размеров, формы и параметров качества поверхности, обеспечивающих производство прецизионного механообрабатывающего оборудования и инструмента;
не менее 14 новых видов инструментальных систем, в том числе модельных рядов, гамм, семейств инструментов и специализированного оборудования для производства инструмента;
не менее 22 новых видов оборудования двойного назначения для изготовления деталей без механической обработки, в том числе литейных машин, оборудования для производства деталей из композиционных материалов и установок послойного синтеза;
не менее 45 новых компьютерных систем автоматизированного проектирования, расчета, моделирования, технологической подготовки производства, поддержки жизненного цикла средств машиностроительного производства, машиностроительной продукции и технологических систем, включая отечественное лицензируемое программное ядро для 3-мерного графического моделирования;
не менее 12 компьютерных систем для разработки и поддержки проектов технологического перевооружения организаций высокотехнологичных отраслей машиностроения;
не менее 19 регламентов проведения ремонта и технического обслуживания технологического оборудования, используемого в высокотехнологичных отраслях машиностроения, а также типовых проектов его модернизации;
не менее 9 специализированных компьютерных систем для создания и обеспечения работы корпоративных центров подготовки и переподготовки кадров.
Создаваемые опытные образцы оборудования, комплектующих изделий, инструментальных систем, компьютерные (информационные) системы, типовые проектные решения, методики технологического перевооружения и технологического аудита должны являться тиражируемыми продуктами, имеющими общеотраслевое и межотраслевое значение, предназначенными для реализации на внутреннем российском рынке и поставки на экспорт.
Создаваемые регламенты проведения ремонта и технического обслуживания технологического оборудования, типовые проекты его модернизации и учебно-методические комплексы должны являться информационными материалами, имеющими общеотраслевое и межотраслевое значение, распространяемыми их разработчиками бесплатно в целях научно-технического и кадрового обеспечения модернизации стратегических отраслей машиностроения.
Процесс создания оборудования и комплектующих изделий должен завершаться организацией их серийного производства в российских организациях станкоинструментальной промышленности. В результате реализации подпрограммы в российских организациях планируется создать 12 производственных участков по выпуску разработанной продукции. Годовая мощность создаваемого производства приоритетного оборудования и комплектующих изделий двойного назначения составит:
672 единицы технологического оборудования и средств измерения на сумму не менее 3250 млн. рублей в год (в ценах 2010 года);
550 единиц наукоемких комплектующих изделий на сумму 350 млн. рублей (в ценах 2010 года).
Суммарный объем годового выпуска вновь созданной в результате реализации подпрограммы продукции оценивается в размере не менее 10,5 млрд. рублей в 2017 году (в ценах 2010 года).
Подпрограмма реализуется в 2011 - 2016 годах в 2 этапа, что обусловлено взаимосвязью научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализуемых в рамках подпрограммы, и капитальных вложений в организацию серийного производства результатов этих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
На первом этапе (2011 - 2013 годы) основной упор делается на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию механообрабатывающего оборудования и инструмента для российского машиностроения, в первую очередь для его стратегических высокотехнологичных отраслей. На этом этапе предусматриваются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию инструментария для реализации проектов технологического перевооружения машиностроительных производств системными интеграторами, использующими преимущественно российское механообрабатывающее оборудование. Капитальные затраты направляются на развитие (техническое перевооружение) головного инжинирингового центра.
На втором этапе (2014 - 2016 годы) при продолжении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ планируются более значительные затраты на капитальные вложения, обеспечивающие создание производств разработанного механообрабатывающего оборудования и инструмента в российских организациях на условиях государственно-частного партнерства.
Срок реализации подпрограммы при выполнении всех ее условий достаточен для достижения ее цели и решения сформулированной проблемы обеспечения технологической независимости российского машиностроения за счет развития собственного станкостроения.
Оценка эффективности подпрограммы основывается на системе важнейших индикаторов и показателей реализации подпрограммы.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации подпрограммы приведены в приложении N 1.

III. Мероприятия подпрограммы

Достижение цели и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения в партнерстве с зарубежными разработчиками, зарубежными и российскими инвесторами мероприятий подпрограммы по следующим тематическим направлениям:
направление 1 "Разработка и технологическое обеспечение серийного производства механообрабатывающего оборудования";
направление 2 "Разработка и технологическое обеспечение серийного производства механообрабатывающего инструмента";
направление 3 "Разработка и технологическое обеспечение серийного производства оборудования для изготовления высокоточных деталей сложной формы без применения механообработки";
направление 4 "Разработка и организация тиражирования компьютерных систем обеспечения жизненного цикла (от разработки до утилизации) высокотехнологичной машиностроительной продукции";
направление 5 "Создание институциональных и кадровых условий для модернизации, воспроизводства и развития машиностроительных технологий, прежде всего двойного назначения, востребованных организациями высокотехнологичных отраслей машиностроения".