Действующий
В последние годы быстро росла доля импорта во внутреннем потреблении станков и инструмента, достигающая сегодня почти 90 процентов. При этом отечественное станкостроение сумело освоить производство отдельных видов станков, конкурентоспособность которых подтверждается высокой долей экспорта в российском производстве механообрабатывающего оборудования. Тем не менее по многим товарным позициям станкостроения и инструментальной промышленности российское производство либо отсутствует, либо производимая в России продукция уступает зарубежным аналогам в техническом отношении.
По большинству видов технологических средств машиностроительного производства потребности российского машиностроения, особенно стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов, удовлетворяются за счет импорта. Без вмешательства государства станкостроение в России в ближайшие годы может утратить возможность выполнять функции фондообразующей отрасли для российского машиностроения, в результате чего машиностроение попадет в тотальную импортную зависимость от поставщиков механообрабатывающего оборудования и инструмента иностранных государств.
Имеющие принципиальное значение для обеспечения технологической независимости российского машиностроения станкостроительные организации в условиях глобального экономического кризиса не имеют собственных ресурсов развития. Более того, кризисное сокращение спроса на их продукцию ставит под вопрос их дальнейшее существование. Однако станкостроение представляет собой компактную отрасль (не более 100 небольших организаций с долей в промышленном производстве, составляющей менее 1 процента), что делает возможным его целенаправленную масштабную поддержку государством при относительно небольших затратах.
Учитывая, что зарубежные станкостроители в условиях глобального экономического кризиса испытывают значительные трудности, которые не будут преодолены в ближайшей перспективе, Россия может вывести отечественное производство средств машиностроительного производства на траекторию ускоренного посткризисного роста, что, в свою очередь, обеспечит условия для независимого от воли других государств опережающего развития российского машиностроения.
Государственный заказ на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и капитальные вложения (долевое участие государства в инвестиционных проектах) как основные инструменты программно-целевого метода хорошо согласуются с задачами, которые необходимо выполнить для решения системной проблемы обеспечения технологической независимости российского машиностроения за счет развития собственного станкостроения. Решение системной проблемы требует разработки и организации серийного выпуска российскими организациями станкостроительной и инструментальной промышленности значительного количества новых видов конкурентоспособных средств машиностроительного производства.
Указанные задачи не могут быть решены иным методом и без участия государства в силу недостатка собственных средств у российских организаций станкостроительной и инструментальной промышленности, низкой рентабельности производства, неблагоприятного прогноза внутреннего и внешнего спроса на их продукцию и практической недоступности для них банковских кредитов.
Низкая инвестиционная привлекательность отечественного станкостроения препятствует притоку капитала в отрасль из экономически эффективных сырьевых секторов российской экономики и иностранных государств. Несмотря на значительный внутренний спрос на станкоинструментальную продукцию, ставка на привлечение иностранных инвестиций в отрасль, в том числе в форме организации совместных предприятий при государственной поддержке, не имеет перспективы, пока рентабельность внутрироссийского производства механообрабатывающего оборудования и инструмента не превзойдет рентабельность их импорта.
Объем и социально-экономическая значимость задач подпрограммы "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы (далее - подпрограмма), необходимость капитальных вложений в развитие производства конкурентоспособного механообрабатывающего оборудования и инструмента выходят за рамки возможностей подпрограммы отдельного ведомства, поэтому форма подпрограммы федеральной целевой программы представляется наиболее целесообразной.
восполнение недостатка у российских производителей завершенных разработок конкурентоспособных образцов механообрабатывающего оборудования и инструмента в результате проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с привлечением ноу-хау ведущих зарубежных научных и производственных организаций в форме прямой покупки ноу-хау у его владельцев;
развитие (техническое перевооружение) головного инжинирингового центра за счет капитальных вложений, предусматриваемых подпрограммой;
стимулирование создания системных интеграторов в виде организаций с частной формой собственности посредством разработки инструментария для технологического перевооружения машиностроительного производства, в частности программных систем, методик и типовых проектных решений.
Сформулированная проблема долгосрочного обеспечения технологической независимости российских стратегических машиностроительных организаций силами отечественного станкостроения и инструментальной промышленности имеет 2 аспекта. Первый аспект (научно-технический) выражается в необходимости восполнения недостатка у российских производителей завершенных разработок конкурентоспособных образцов механообрабатывающего оборудования и инструмента. Второй аспект (инфраструктурный) выражается в необходимости создания в России организаций - системных интеграторов, консолидирующих рыночные предложения российских производителей механообрабатывающего оборудования и поставляющих конечным потребителям (машиностроительным организациям) завершенные производственные участки и линии, что необходимо с учетом исторически сложившейся узкой специализации российских производителей механообрабатывающего оборудования.
Учитывая невозможность решения проблемы обеспечения технологической независимости российского машиностроения за счет развития собственного станкостроения иным методом, кроме программно-целевого, необходимо рассмотреть 2 варианта решения первого аспекта сформулированной системной проблемы:
решение задачи разработки и организации серийного производства конкурентоспособных средств машиностроительного производства, превосходящих по своим техническим характеристикам и показателю, характеризующему соотношение цены и качества, лучшие зарубежные аналоги, исключительно силами российских разработчиков;
решение указанной задачи с привлечением ноу-хау ведущих научных и производственных организаций иностранных государств и организация серийного производства в кооперации с партнерами иностранных государств.
Преимуществом первого варианта является обеспечение поступления бюджетных средств отечественным разработчикам, что, в свою очередь, будет способствовать развитию их научного потенциала.
Однако современные кадровые возможности российских организаций-разработчиков, их научно-технический потенциал, опыт создания современных конкурентоспособных образцов оборудования и инструмента не соответствуют объему и требуемому качеству работ, которые необходимо выполнить для решения поставленной задачи.
Последние 15 лет российские отраслевые научно-проектные и производственные организации были вынуждены вести разработки новых видов механообрабатывающего оборудования и инструмента в условиях хронического недофинансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и растущего дефицита научных и инженерных кадров. В результате число доведенных до серийного производства перспективных разработок, соответствующих мировому уровню развития станочных и инструментальных технологий, невелико. При этом представленные разработки, являясь новшеством для нашей страны, часто не превосходят лучшие зарубежные аналоги.
Технологический прорыв может быть обеспечен за счет целенаправленного привлечения зарубежного ноу-хау. С этой целью необходимы:
привлечение иностранных компаний - носителей ноу-хау в качестве инвесторов в российскую станкостроительную и инструментальную промышленность;
покупка иностранных компаний - носителей ноу-хау российскими организациями станкостроительной и инструментальной промышленности и внутрикорпоративный перенос ноу-хау;
Для обеспечения эффективного использования зарубежного ноу-хау должны быть соблюдены следующие условия:
зарубежное ноу-хау необходимо привлекать для выполнения проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по которым российские организации выступают в качестве основных разработчиков;
зарубежное ноу-хау должно привлекаться в комплекте с услугами по его адаптации к российским разработкам и созданию на его основе российских образцов механообрабатывающего оборудования и инструмента;
с привлечением зарубежного ноу-хау необходимо создавать условия для дальнейшего развития созданного на его основе механообрабатывающего оборудования и инструмента уже без участия зарубежных партнеров.
Для решения второго аспекта сформулированной проблемы обеспечения технологической независимости российского машиностроения за счет развития собственного станкостроения предусматривается создание и последовательное развитие российских системных интеграторов, реализующих в машиностроительных организациях проекты технологического перевооружения, включающие проектирование, поставку, монтаж и пусконаладочные работы комплектных производственных участков и линий, состоящих преимущественно из произведенного в России механообрабатывающего оборудования. Возможными вариантами решения этого аспекта проблемы являются:
создание системных интеграторов в форме организаций с государственным участием, в том числе за счет капитальных вложений, предусматриваемых подпрограммой;
стимулирование создания системных интеграторов в виде организаций с частной формой собственности за счет привлечения предусматриваемых подпрограммой средств из внебюджетных источников и финансируемой за счет средств подпрограммы организационно-методической и научно-технической поддержки системных интеграторов посредством разработки инструментария для технологического перевооружения машиностроительных производств, в частности программных систем, методик и типовых проектных решений.
Опыт развитых стран показывает, что фирмы - системные интеграторы обычно представляют собой специализированные малые и средние организации с небольшой капитализацией. Эффективная работа системного интегратора обеспечивается быстрой реакцией на изменяющуюся конъюнктуру рынка и профессиональной работой маркетинговых подразделений. Для таких организаций больше подходит частная форма собственности с непосредственным участием собственника в процессе управления.
Структура себестоимости проектов технологического перевооружения в российских условиях такова, что основная прибыль образуется при перепродаже купленного у производителей оборудования, а не при проектировании комплектных производственных систем. В связи с этим деятельность системного интегратора может быть рентабельной, в случае если он покупает оборудование у производителей по более низким, чем для остальных потребителей, ценам или получает от производителей эксклюзивное право на продажу их оборудования. В случае если эти условия не будут соблюдены участвующими в реализации подпрограммы российскими производителями механообрабатывающего оборудования и инструмента, то создание системных интеграторов не даст необходимого эффекта вне зависимости от участия и поддержки государства.
С учетом того, что значительная часть реализуемых сегодня проектов технологического перевооружения машиностроительных организаций финансируется при участии федерального бюджета, необходим головной государственный инжиниринговый центр, координирующий проекты технологического перевооружения и деятельность системных интеграторов. В задачи такого центра должно войти и создание наиболее критичных для стратегических машиностроительных организаций специальных технологических средств производства двойного назначения, которые необходимы в небольших количествах и потому не имеют серьезной рыночной перспективы.
II. Основная цель и задачи подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммы, целевые индикаторы и показатели
Целью комплекса государственных мероприятий, важной составной частью которых выступает подпрограмма, является достижение такого уровня развития отечественной станкостроительной и инструментальной промышленности в научно-техническом, производственном и инфраструктурном аспектах, при котором станкоинструментальная промышленность могла бы устойчиво обеспечивать российское машиностроительное производство, прежде всего организации его стратегических отраслей, большинством необходимых видов механообрабатывающего оборудования и инструмента, превосходящих по своим техническим характеристикам и конкурентоспособности лучшие зарубежные аналоги.
Целью подпрограммы является создание и развитие в России производств тех категорий импортозамещающих средств машиностроительного производства, которые относятся к технологиям двойного назначения и наиболее востребованы стратегическими организациями машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов (авиастроительным, ракетно-космическим, судостроительным и энергомашиностроительным).
разработка и подготовка серийного производства конкурентоспособных импортозамещающих средств машиностроительного производства (прежде всего механообрабатывающего оборудования и инструмента), необходимых для технологического перевооружения российских стратегических машиностроительных организаций;
организация высокоэффективных производственных участков и цехов по выпуску разработанных средств машиностроительного производства в ведущих российских организациях станкостроительной и инструментальной промышленности, в том числе создание условий для развития специализированного станкостроения;
создание условий для развития российских системных интеграторов, специализирующихся на технологическом аудите и технологическом перевооружении машиностроительных производств с преимущественным использованием отечественного механообрабатывающего оборудования и инструмента, в том числе формирование единых методик проведения технологического аудита и технологического перевооружения стратегических машиностроительных организаций.
Успешное планомерное решение указанных задач даст результаты, которые являются важнейшими целевыми индикаторами эффективности подпрограммы. С этой целью планируется создать:
не менее 30 новых видов многокоординатных высокопроизводительных металлорежущих станков с числовым программным управлением, относящихся к технологическому оборудованию двойного назначения;
не менее 8 новых видов кузнечно-прессовых машин с числовым программным управлением, относящихся к технологическому оборудованию двойного назначения;
не менее 17 систем (модельных рядов, гамм, семейств) наукоемких комплектующих изделий, обеспечивающих производство оборудования двойного назначения, прежде всего гибких модульных систем, унифицированных агрегатов и комплектующих изделий для специального станкостроения;
не менее 15 новых видов измерительного оборудования двойного назначения, в том числе специализированных средств измерения размеров, формы и параметров качества поверхности, обеспечивающих производство прецизионного механообрабатывающего оборудования и инструмента;
не менее 14 новых видов инструментальных систем, в том числе модельных рядов, гамм, семейств инструментов и специализированного оборудования для производства инструмента;
не менее 22 новых видов оборудования двойного назначения для изготовления деталей без механической обработки, в том числе литейных машин, оборудования для производства деталей из композиционных материалов и установок послойного синтеза;
не менее 45 новых компьютерных систем автоматизированного проектирования, расчета, моделирования, технологической подготовки производства, поддержки жизненного цикла средств машиностроительного производства, машиностроительной продукции и технологических систем, включая отечественное лицензируемое программное ядро для 3-мерного графического моделирования;