(Действующий) Постановление Правительства РФ от 1 июля 2011 г. N 531"О внесении...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
По-видимому, в графе 1 предыдущей строки таблицы допущена опечатка. Имеется в виду "раздел III"
федеральный бюджет
2245
-
-
-
-
2245
внебюджетные средства
1845
-
-
-
-
1845
* В том числе 79,475 млн. рублей - субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом".
Приложение N 5
к федеральной целевой программе
"Национальная технологическая база"
на 2007 - 2011 годы
(в редакции постановления Правительства РФ
от 1 июля 2011 г. N 531)

Распределение объемов финансирования за счет средств федерального бюджета по государственным заказчикам федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
2007 - 2011 годы - всего
В том числе
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год

I. Минпромторг России

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - всего
18581,225
4680
(4050)**
2855
2997,1
2258,06
5791,065
в том числе:
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы
2430
2430
(2230)
-
-
-
-
по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы
1745
-
-
-
-
1745
Капитальные вложения - всего
4187,35
1175
(1175)
389
970,7
272,565
1380,085
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы
1175
1175
(1175)
-
-
-
-
Прочие нужды - всего
100
-
-
-
-
100
в том числе по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы
100
-
-
-
-
100
Итого по разделу I
22868,575
5855
(5225)
3244
3967,8
2530,625
7271,15
в том числе:
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы
3605
3605
(3405)
-
-
-
-
по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы
1845
-
-
-
-
1845

II. Минобрнауки России

Капитальные вложения - всего
892,325
25
118
129,2
73,375
546,75
в том числе:
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы
25
25
-
-
-
-
по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы
400
-
-
-
-
400
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
50
50
-
-
-
-
в том числе:
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы
50
50
-
-
-
-
Итого по разделу II
942,325
75
118
129,2
73,375
546,75
в том числе:
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы
75
75
-
-
-
-
по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы
400
-
-
-
-
400

III. Роскосмос

Капитальные вложения - всего
195,25
-
16
33,15
72
74,1
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы
-
-
-
-
-
-
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - всего
60
60
-
-
-
-
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы
60
60
-
-
-
-
Итого по разделу III
255,25
60
16
33,15
72
74,1
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы
60
60
-
-
-
-

IV. Госкорпорация "Росатом"

Капитальные вложения - всего
318,975*
-
75,5
79,475*
61
103
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы
-
-
-
-
-
-
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - всего
1606,5
310
280
297,5
311
408
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы
60
60
-
-
-
-
Итого по разделу IV
1925,475*
310
355,5
376,975*
372
511
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы
60
60
-
-
-
-

V. Российская академия наук

Капитальные вложения - всего
255,125
-
95
36,125
62
62
в том числе Сибирское отделение Российской академии наук
136,125
-
38
36,125
62
-
Всего по Программе
26246,75*
6300
3828,5
4543,25*
3110
8465
в том числе:
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы
3800
3800
-
-
-
-
по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы
2245
-
-
-
-
2245
* В том числе 79,475 млн. рублей - субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом".
** Здесь и далее в скобках указаны средства, предназначенные в 2007 году Роспрому.
Приложение N 6
к федеральной целевой программе
"Национальная технологическая база"
на 2007 - 2011 годы
(в редакции постановления Правительства РФ
от 1 июля 2011 г. N 531)

Основные показатели
социально-экономической эффективности реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
2007 - 2011 годы - всего
В том числе
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
1
2
3
4
5

I. Коммерческая эффективность

1. Годовой объем реализованной продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость
-
41730
46192
49895,9
50658,9
60569,2
2. Себестоимость годового объема реализованной продукции
-
36305,1
39823,7
41877,5
42897,2
45729,4
3. Валовая прибыль
-
5424,9
5842,5
6912,4
6761,7
14839,7
4. Инвестиции из всех источников финансирования на капитальные вложения в ценах 2006 года
8709
2156
1144
1816
728
2864
5. Инвестиции из всех источников финансирования на капитальные вложения (в ценах соответствующих лет)
-
2400
1387
2497,3
1081,88
4031,87
6. Инвестиции из всех источников финансирования на капитальные вложения нарастающим итогом(в ценах соответствующих лет)
-
2400
3787
6284,3
7366,18
11398,05
7. Налог на имущество
-
52,8
83,3
138,3
162,1
250,8
8. Налогооблагаемая прибыль
-
5372,1
5759,2
6774,1
6599,6
14589
9. Налог на прибыль
-
1289,3
1382,2
1354,8
1319,9
2917,8
10. Чистая прибыль
-
4082,8
4377
5419,3
5279,7
11671,2
11. Чистая прибыль с учетом дисконтирования
19245,5
3550
3309
3565,9
3020
5800,6
12. Амортизационные отчисления в структуре себестоимости
-
1815,3
2389,4
2722
2788,3
3201,1
13. Материальные затраты в структуре себестоимости
-
19967,8
21903
23032,6
23593,5
25151,2
14. Фонд оплаты труда в структуре себестоимости
-
4356,6
7168,3
8375,5
9008,4
9603,2
15. Налог на добавленную стоимость
-
3993,6
4380,6
4606,5
4718,7
5030,2
16. Подоходный налог
-
566,4
931,9
1088,8
1171,1
1248,4
17. Единый социальный налог (страховые взносы с 2010 года)
-
1132,7
1863,7
2177,6
2342,2
3265,1
18. Налоги, поступающие в бюджет и внебюджетные фонды
-
7034,7
8641,7
9366,1
9714
12712,3
19. Сальдо по операционной деятельности. Чистый доход предприятий (чистая прибыль и амортизационные отчисления)
-
5898,1
6766,4
8141,4
8068
14872,2
20. Коэффициент дисконтирования(норма дисконта Е = 0,15)
-
0,8695
0,756
0,658
0,572
0,497
21. Сальдо по операционной деятельности с учетом дисконтирования к 2006 году.Чистый доход предприятий с учетом дисконтирования
27607,2
5128,4
5115,4
5357
4614,9
7391,5
22. Величина инвестиций из всех источников финансирования в действующих ценах
-
8800
6170
6489,2
5065,12
12285,13
23. Величина инвестиций из всех источников финансирования с учетом дисконтирования к 2006 году (в ценах соответствующих лет)
24459,2
6521,8
4664,5
4269,9
2897,2
6105,7
24. Сальдо суммарного потока от инвестиционной и операционной деятельности с учетом дисконтирования (в ценах соответствующих лет)
3148
-1393,4
450,9
1087,1
1717,7
1285,8
25. Сальдо накопленного суммарного потока от инвестиционной и операционной деятельности в ценах соответствующих лет с учетом дисконтирования (нарастающим итогом). Чистый дисконтированный доход
-
-1393,4
-942,6
144,6
1862,2
3148
26. Срок окупаемости инвестиций
(период возврата), лет
2,9
-
-
-
-
-
27. Индекс доходности (рентабельность) инвестиций
1,129
-
-
-
-
-
28. Внутренняя норма доходности
1,1
-
-
-
-
-

II. Бюджетная эффективность

29. Средства федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и капитальные вложения (в ценах соответствующих лет)
26246,75
6300
3828,5
4543,25
3110
8465
30. Средства федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и капитальные вложения в ценах соответствующих лет с учетом дисконтирования к 2006 году
17348,3
5478,5
2894,3
2989,5
1778,9
4207,1
31. Налоги, поступающие в бюджет и внебюджетные фонды с учетом дисконтирования к 2006 году и степени участия государства
25692,8
5082,8
4381,4
4739,2
4915,3
6574,2
32. Сальдо суммарного потока в бюджетной сфере с учетом дисконтирования
8344,5
-395,7
1487
1749,8
3136,3
2367,1
33. Бюджетный эффект (сальдо суммарного потока в бюджетной сфере нарастающим итогом)
-
-395,7
1091,3
2841,1
5977,4
8344,5
34. Индекс доходности бюджетных средств
1,48
-
-
-
-
-
35. Удельный вес средств федерального бюджета в общем объеме финансирования (степень участия государства)
0,52
0,563
0,507
0,505
0,506
0,517
36. Срок окупаемости (период возврата) бюджетных средств, лет
1,3
-
-
-
-
-
".

Подпрограмма
"Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 июля 2011 г. N 531)

Паспорт
подпрограммы "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы

Наименование подпрограммы
-
подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
Дата принятия решения о разработке подпрограммыМой комментарий
-
распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 октября 2010 г. N 1824-р
Государственные заказчики подпрограммы
-
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственный заказчик - координатор подпрограммы
-
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Основные разработчики подпрограммы
-
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Цель и задачи подпрограммы
-
целью подпрограммы является создание и развитие в России производств тех категорий импортозамещающих средств машиностроительного производства, которые относятся к технологиям двойного назначения и наиболее востребованы стратегическими организациями машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов (авиастроительного, ракетно-космического, судостроительного и энергомашиностроительного).Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:разработка и подготовка серийного производства конкурентоспособных импортозамещающих средств машиностроительного производства (прежде всего механообрабатывающего оборудования и инструмента), необходимых для технологического перевооружения российских стратегических машиностроительных организаций;организация высокоэффективных производственных участков и цехов по выпуску разработанных средств машиностроительного производства в ведущих российских организациях станкостроительной и инструментальной промышленности, в том числе создание условий для развития специализированного станкостроения;создание условий для развития российскихсистемных интеграторов, специализирующихся на технологическом аудите и технологическом перевооружении машиностроительных производств с преимущественным использованием отечественного механообрабатывающего оборудования и инструмента, в том числе формирование единых методик проведения технологического аудита и технологического перевооружения стратегических машиностроительных организаций
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы
-
в результате реализации подпрограммы должно быть создано:не менее 30 новых видов многокоординатных высокопроизводительных металлорежущих станков с числовым программным управлением, относящихся к технологическому оборудованию двойного назначения;не менее 8 новых видов кузнечно-прессовых машин с числовым программным управлением, относящихся к технологическому оборудованию двойного назначения;не менее 17 систем (модельных рядов, гамм, семейств) наукоемких комплектующих изделий, обеспечивающих производство оборудования двойного назначения, прежде всего гибких модульных систем, унифицированных агрегатов и комплектующих изделий для специального станкостроения;не менее 15 новых видов измерительного оборудования двойного назначения, в том числе специализированных средств измерения размеров, формы и параметров качества поверхности, обеспечивающих производство прецизионного механообрабатывающего оборудования и инструмента;не менее 14 новых видов инструментальных систем, в том числе модельных рядов, гамм, семейств инструментов и специализированного оборудования для производства инструмента;не менее 22 новых видов оборудования двойного назначения для изготовления деталей без механической обработки, в том числе литейных машин, оборудования для производства деталей из композиционных материалов и установок послойного синтеза;не менее 45 новых компьютерных систем автоматизированного проектирования, расчета, моделирования, технологической подготовкипроизводства, поддержки жизненного цикла средств машиностроительного производства, машиностроительной продукции и технологических систем, включаяотечественное лицензируемое программное ядро для 3-мерного графического моделирования;не менее 12 компьютерных систем для разработки и поддержки проектов технологического перевооружения организаций высокотехнологичных отраслей машиностроения;не менее 19 регламентов проведения ремонта и технического обслуживания технологического оборудования, используемого в высокотехнологичных отраслях машиностроения, а также типовых проектов его модернизации;не менее 9 специализированных компьютерных систем для создания и обеспечения работы корпоративных центров подготовки и переподготовки кадров.Объем продукции, выпускаемой на созданных производственных участках (в ценах 2010 года), должен составить не менее 4500 млн. рублей за весь период реализации подпрограммы
Сроки и этапы реализации подпрограммы
-
2011 - 2016 годы.Подпрограмма реализуется в 2 этапа.На первом этапе (2011 - 2013 годы) основной упор делается на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию механообрабатывающего оборудования и инструмента, необходимого российскому машиностроению, в первую очередь его стратегическим высокотехнологичным отраслям. На этом этапе предусматриваются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию инструментария для реализации проектов технологического перевооружения машиностроительных производств системными интеграторами, использующими преимущественно российское механообрабатывающее оборудование.Капитальные затраты направляются на развитие (техническое перевооружение) головного инжинирингового центра.На втором этапе (2014 - 2016 годы) при продолжении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ планируются более значительные затраты на капитальные вложения, обеспечивающие создание производств разработанного механообрабатывающего оборудования и инструмента в российских организациях на условиях государственно-частного партнерства
Объемы и источники финансированияМой комментарий
-
объем финансирования на 2011 - 2016 годы (в ценах соответствующих лет) составляет 26480 млн. рублей,в том числе за счет средств федерального бюджета - 13440 млн. рублей, из них:на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 10590 млн. рублей;капитальные вложения - 2550 млн. рублей;прочие расходы - 300 млн. рублей;средства внебюджетных источников - 13040 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности
-
к концу 2016 года реализация предусмотренных подпрограммой мероприятий обеспечит достижение следующих результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность:ликвидация критической зависимости российских стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов (авиастроительного, ракетно-космического, судостроительного и энергомашиностроительного) от поставки зарубежных технологических средств машиностроительного производства;обеспечение технологического перевооружения организаций российского машиностроения и процесса постоянного воспроизводства и совершенствования применяемых ими технологий производства;повышение научно-технического и производственного потенциала отечественной станкостроительной и инструментальной промышленности, а также создание в организациях отрасли новых рабочих мест и условий по их дальнейшему кадровому развитию.Достижение важнейших целевых индикаторов и суммарный эффект от реализации подпрограммы обеспечат ее полную окупаемость за счет налогового возврата по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль не позднее конца 2018 года

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма

Проблему социально-экономического развития России, на решение которой направлена подпрограмма, можно определить как неготовность долгосрочного обеспечения технологической независимости российского машиностроения, прежде всего его стратегических отраслей, за счет развития отечественного производства средств машиностроительного производства, в частности станкостроительной и инструментальной промышленности.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, определены высокотехнологичные сектора экономики, в которых Российская Федерация обладает наибольшими потенциальными конкурентными преимуществами, в том числе авиационная, судостроительная и ракетно-космическая отрасли промышленности, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, а также поставлены целевые ориентиры роста машиностроительного комплекса, в частности доля машиностроения в структуре экономики должна составить в 2020 году 23 процента по сравнению с 14,9 процента в 2007 году.
Машиностроение является основой технологической и, как следствие, экономической независимости государства. При этом необходимо учитывать, что эффективность и конкурентоспособность машиностроения определяются качественным и количественным составом применяемых средств машиностроительного производства, прежде всего механообрабатывающего оборудования. Ускоренное развитие машиностроения требует форсированной модернизации российских машиностроительных организаций, оснащенных сегодня в большинстве случаев технологическим оборудованием, устаревшим морально и физически. В связи с этим первостепенное значение получает задача технологического перевооружения российских машиностроительных организаций.
Решение этой задачи сопряжено с необходимостью обеспечить технологическое перевооружение и дальнейшее инновационное воспроизводство применяемых в стратегических отраслях машиностроения средств производства преимущественно за счет внутренних ресурсов. Иначе технологическая независимость стратегических отраслей, определяющих обороноспособность и безопасность страны, составляющих основной потенциал инновационного роста, будет утрачена. Дальнейшее развитие этих отраслей будет полностью зависеть от зарубежных поставщиков технологического оборудования.
Страны с высокоразвитым многоотраслевым машиностроением, сопоставимые с Россией, ориентируются на оснащение своего машиностроения или по крайней мере его стратегически важных отраслей в основном за счет продукции собственной станкостроительной и инструментальной промышленности. Станкостроительная и инструментальная промышленность является одной из важнейших фондообразующих отраслей, техническое состояние которой во многом определяет уровень развития российского машиностроения и всей экономики.
Основная проблема, препятствующая обеспечению технологической независимости и технологической модернизации жизненно важных для страны стратегических отраслей российского машиностроения, заключается в том, что состояние российской станкостроительной и инструментальной промышленности сегодня не позволяет ей предложить российским организациям конкурентоспособное импортозамещающее механообрабатывающее оборудование в необходимом количестве по многим номенклатурным позициям. Отечественное станкостроение, занимавшее второе место в мире по физическим объемам производства, с 1991 года в результате количественного и качественного регресса, произошедшего на фоне быстрого развития станкоинструментальной промышленности в других странах мира, все больше сдает свои позиции, не выдерживая конкуренции с растущим импортом.
Анализ состояния и тенденций развития российской станкостроительной и инструментальной промышленности не позволяет рассчитывать на то, что проблема обеспечения технологической независимости российского стратегического машиностроения будет решена стихийно, под воздействием рынка, без активного вмешательства государства. Экстраполяция наблюдаемой динамики развития отрасли на ближайшее будущее приводит к выводу о том, что отставание темпов роста производства станкоинструментальной продукции от темпов роста машиностроения будет продолжаться. Вместе с тем в российской экономике не наблюдается серьезных структурных изменений, следствием которых в ближайшие годы могло бы стать опережающее увеличение объемов производства станкоинструментальной промышленности. Сдерживающими факторами для развития отрасли в ближайшей и среднесрочной перспективе остаются экономический кризис и давление импорта.
В последние предкризисные годы мировое производство металлообрабатывающего оборудования увеличивалось быстрыми темпами (в 2003 - 2007 годах в среднем на 17 процентов в год) и достигло в 2007 году 71 млрд. долларов США. Отечественное станкостроение осталось вне общемировой тенденции роста, в 2007 году Россия занимала 22-е место в мире (202,2 млн. долларов США) по производству металлообрабатывающего оборудования, серьезно уступая лидерам мирового станкостроения - Японии (14,4 млрд. долларов США), Германии (12,7 млрд. долларов США) и Китаю (10,1 млрд. долларов США).
В 2000 - 2005 годах, когда большинство отраслей экономики России активно развивались, по многим видам продукции станкостроения происходило сокращение объемов производства. Станкостроение устойчиво развивалось лишь с 2006 года по III квартал 2008 г., когда до него докатилась волна инвестиционного спроса, вызванного развитием российского машиностроения - основного потребителя станкоинструментальной продукции.
С началом экономического кризиса производство механообрабатывающего оборудования и инструмента начало быстро сокращаться и к концу 2009 года снизилось по основным видам продукции в 2 - 3 раза. Тенденции дальнейшего развития производства механообрабатывающего оборудования и инструмента представляются резко отрицательными.
Платежеспособный спрос организаций российского машиностроения в условиях экономического кризиса с конца 2008 года значительно сократился. Тем не менее потребность (потенциальный спрос) российского машиностроения в механообрабатывающем оборудовании очень велика, что обусловливается крайне высоким уровнем износа. Парк механообрабатывающего оборудования, обеспечивающий российское машиностроение, с 1990 года сократился примерно на 1 млн. единиц и составляет сегодня около 1,3 - 1,5 млн. единиц. В среднем за указанный период ежегодно из парка оборудования было выведено более 60 тыс. станков. Возраст более 50 процентов оборудования превышает 20 лет и скоро перейдет или уже перешел критическую отметку в 26 лет, которая соответствует 100-процентному физическому износу оборудования.
В последние годы быстро росла доля импорта во внутреннем потреблении станков и инструмента, достигающая сегодня почти 90 процентов. При этом отечественное станкостроение сумело освоить производство отдельных видов станков, конкурентоспособность которых подтверждается высокой долей экспорта в российском производстве механообрабатывающего оборудования. Тем не менее по многим товарным позициям станкостроения и инструментальной промышленности российское производство либо отсутствует, либо производимая в России продукция уступает зарубежным аналогам в техническом отношении.
По большинству видов технологических средств машиностроительного производства потребности российского машиностроения, особенно стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов, удовлетворяются за счет импорта. Без вмешательства государства станкостроение в России в ближайшие годы может утратить возможность выполнять функции фондообразующей отрасли для российского машиностроения, в результате чего машиностроение попадет в тотальную импортную зависимость от поставщиков механообрабатывающего оборудования и инструмента иностранных государств.
Имеющие принципиальное значение для обеспечения технологической независимости российского машиностроения станкостроительные организации в условиях глобального экономического кризиса не имеют собственных ресурсов развития. Более того, кризисное сокращение спроса на их продукцию ставит под вопрос их дальнейшее существование. Однако станкостроение представляет собой компактную отрасль (не более 100 небольших организаций с долей в промышленном производстве, составляющей менее 1 процента), что делает возможным его целенаправленную масштабную поддержку государством при относительно небольших затратах.
Учитывая, что зарубежные станкостроители в условиях глобального экономического кризиса испытывают значительные трудности, которые не будут преодолены в ближайшей перспективе, Россия может вывести отечественное производство средств машиностроительного производства на траекторию ускоренного посткризисного роста, что, в свою очередь, обеспечит условия для независимого от воли других государств опережающего развития российского машиностроения.
Государственный заказ на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и капитальные вложения (долевое участие государства в инвестиционных проектах) как основные инструменты программно-целевого метода хорошо согласуются с задачами, которые необходимо выполнить для решения системной проблемы обеспечения технологической независимости российского машиностроения за счет развития собственного станкостроения. Решение системной проблемы требует разработки и организации серийного выпуска российскими организациями станкостроительной и инструментальной промышленности значительного количества новых видов конкурентоспособных средств машиностроительного производства.
Указанные задачи не могут быть решены иным методом и без участия государства в силу недостатка собственных средств у российских организаций станкостроительной и инструментальной промышленности, низкой рентабельности производства, неблагоприятного прогноза внутреннего и внешнего спроса на их продукцию и практической недоступности для них банковских кредитов.
Низкая инвестиционная привлекательность отечественного станкостроения препятствует притоку капитала в отрасль из экономически эффективных сырьевых секторов российской экономики и иностранных государств. Несмотря на значительный внутренний спрос на станкоинструментальную продукцию, ставка на привлечение иностранных инвестиций в отрасль, в том числе в форме организации совместных предприятий при государственной поддержке, не имеет перспективы, пока рентабельность внутрироссийского производства механообрабатывающего оборудования и инструмента не превзойдет рентабельность их импорта.
Объем и социально-экономическая значимость задач подпрограммы "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы (далее - подпрограмма), необходимость капитальных вложений в развитие производства конкурентоспособного механообрабатывающего оборудования и инструмента выходят за рамки возможностей подпрограммы отдельного ведомства, поэтому форма подпрограммы федеральной целевой программы представляется наиболее целесообразной.
Реализация подпрограммы предусматривает:
восполнение недостатка у российских производителей завершенных разработок конкурентоспособных образцов механообрабатывающего оборудования и инструмента в результате проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с привлечением ноу-хау ведущих зарубежных научных и производственных организаций в форме прямой покупки ноу-хау у его владельцев;
развитие (техническое перевооружение) головного инжинирингового центра за счет капитальных вложений, предусматриваемых подпрограммой;