Действующий
Объемы финансирования федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников
2007 - 2011 годы - всего | В том числе | |||||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | ||
I. Общий объем финансирования Программы, включая подпрограммы | ||||||
Капитальные вложения - всего | 11398,05* | 2400 | 1387 | 2497,3* | 1081,88 | 4031,87 |
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | 5849,025* | 1200 | 693,5 | 1248,65* | 540,94 | 2165,935 |
внебюджетные средства | 5549,025 | 1200 | 693,5 | 1248,65 | 540,94 | 1865,935 |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - всего | 38809,45 | 8800 | 6170 | 6489,2 | 5065,12 | 12285,13 |
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | 20297,725 | 5100 | 3135 | 3294,6 | 2569,06 | 6199,065 |
внебюджетные средства | 18511,725 | 3700 | 3035 | 3194,6 | 2496,06 | 6086,065 |
Прочие нужды (федеральный бюджет) | 100 | - | - | - | - | 100 |
Итого по разделу I | 50307,5* | 11200 | 7557 | 8986,5* | 6147 | 16417 |
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | 26246,75* | 6300 | 3828,5 | 4543,25* | 3110 | 8465 |
внебюджетные средства | 24060,75 | 4900 | 3728,5 | 4443,25 | 3037 | 7952 |
II. Объем финансирования подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы | ||||||
Капитальные вложения - всего | 2400 | 2400 | - | - | - | - |
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | 1200 | 1200 | - | - | - | - |
внебюджетные средства | 1200 | 1200 | - | - | - | - |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - всего | 3900 | 3900 | - | - | - | - |
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | 2600 | 2600 | - | - | - | - |
внебюджетные средства | 1300 | 1300 | - | - | - | - |
Итого по разделу II | 6300 | 6300 | ||||
федеральный бюджет | 3800 | 3800 | - | - | - | - |
внебюджетные средства | 2500 | 2500 | - | - | - | - |
III. Объем финансирования подпрограммы "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы | ||||||
Капитальные вложения - всего | 500 | - | - | - | - | 500 |
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | 400 | - | - | - | - | 400 |
внебюджетные средства | 100 | - | - | - | - | 100 |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - всего | 3490 | - | - | - | - | 3490 |
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | 1745 | - | - | - | - | 1745 |
внебюджетные средства | 1745 | - | - | - | - | 1745 |
Прочие нужды (федеральный бюджет) | 100 | - | - | - | - | 100 |
Итого по разделу II | 4090 | - | - | - | - | 4090 |
Распределение объемов финансирования за счет средств федерального бюджета по государственным заказчикам федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
2007 - 2011 годы - всего | В том числе | |||||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | ||
I. Минпромторг России | ||||||
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - всего | 18581,225 | 4680 (4050)** | 2855 | 2997,1 | 2258,06 | 5791,065 |
в том числе: | ||||||
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы | 2430 | 2430 (2230) | - | - | - | - |
по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы | 1745 | - | - | - | - | 1745 |
Капитальные вложения - всего | 4187,35 | 1175 (1175) | 389 | 970,7 | 272,565 | 1380,085 |
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы | 1175 | 1175 (1175) | - | - | - | - |
Прочие нужды - всего | 100 | - | - | - | - | 100 |
в том числе по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы | 100 | - | - | - | - | 100 |
Итого по разделу I | 22868,575 | 5855 (5225) | 3244 | 3967,8 | 2530,625 | 7271,15 |
в том числе: | ||||||
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы | 3605 | 3605 (3405) | - | - | - | - |
по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы | 1845 | - | - | - | - | 1845 |
II. Минобрнауки России | ||||||
Капитальные вложения - всего | 892,325 | 25 | 118 | 129,2 | 73,375 | 546,75 |
в том числе: | ||||||
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы | 25 | 25 | - | - | - | - |
по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы | 400 | - | - | - | - | 400 |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 50 | 50 | - | - | - | - |
в том числе: | ||||||
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы | 50 | 50 | - | - | - | - |
Итого по разделу II | 942,325 | 75 | 118 | 129,2 | 73,375 | 546,75 |
в том числе: | ||||||
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы | 75 | 75 | - | - | - | - |
по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы | 400 | - | - | - | - | 400 |
III. Роскосмос | ||||||
Капитальные вложения - всего | 195,25 | - | 16 | 33,15 | 72 | 74,1 |
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы | - | - | - | - | - | - |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - всего | 60 | 60 | - | - | - | - |
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы | 60 | 60 | - | - | - | - |
Итого по разделу III | 255,25 | 60 | 16 | 33,15 | 72 | 74,1 |
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы | 60 | 60 | - | - | - | - |
IV. Госкорпорация "Росатом" | ||||||
Капитальные вложения - всего | 318,975* | - | 75,5 | 79,475* | 61 | 103 |
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы | - | - | - | - | - | - |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - всего | 1606,5 | 310 | 280 | 297,5 | 311 | 408 |
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы | 60 | 60 | - | - | - | - |
Итого по разделу IV | 1925,475* | 310 | 355,5 | 376,975* | 372 | 511 |
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы | 60 | 60 | - | - | - | - |
V. Российская академия наук | ||||||
Капитальные вложения - всего | 255,125 | - | 95 | 36,125 | 62 | 62 |
в том числе Сибирское отделение Российской академии наук | 136,125 | - | 38 | 36,125 | 62 | - |
Всего по Программе | 26246,75* | 6300 | 3828,5 | 4543,25* | 3110 | 8465 |
в том числе: | ||||||
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы | 3800 | 3800 | - | - | - | - |
по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы | 2245 | - | - | - | - | 2245 |
Основные показатели
социально-экономической эффективности реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
2007 - 2011 годы - всего | В том числе | |||||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
I. Коммерческая эффективность | ||||||
1. Годовой объем реализованной продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость | - | 41730 | 46192 | 49895,9 | 50658,9 | 60569,2 |
2. Себестоимость годового объема реализованной продукции | - | 36305,1 | 39823,7 | 41877,5 | 42897,2 | 45729,4 |
3. Валовая прибыль | - | 5424,9 | 5842,5 | 6912,4 | 6761,7 | 14839,7 |
4. Инвестиции из всех источников финансирования на капитальные вложения в ценах 2006 года | 8709 | 2156 | 1144 | 1816 | 728 | 2864 |
5. Инвестиции из всех источников финансирования на капитальные вложения (в ценах соответствующих лет) | - | 2400 | 1387 | 2497,3 | 1081,88 | 4031,87 |
6. Инвестиции из всех источников финансирования на капитальные вложения нарастающим итогом(в ценах соответствующих лет) | - | 2400 | 3787 | 6284,3 | 7366,18 | 11398,05 |
7. Налог на имущество | - | 52,8 | 83,3 | 138,3 | 162,1 | 250,8 |
8. Налогооблагаемая прибыль | - | 5372,1 | 5759,2 | 6774,1 | 6599,6 | 14589 |
9. Налог на прибыль | - | 1289,3 | 1382,2 | 1354,8 | 1319,9 | 2917,8 |
10. Чистая прибыль | - | 4082,8 | 4377 | 5419,3 | 5279,7 | 11671,2 |
11. Чистая прибыль с учетом дисконтирования | 19245,5 | 3550 | 3309 | 3565,9 | 3020 | 5800,6 |
12. Амортизационные отчисления в структуре себестоимости | - | 1815,3 | 2389,4 | 2722 | 2788,3 | 3201,1 |
13. Материальные затраты в структуре себестоимости | - | 19967,8 | 21903 | 23032,6 | 23593,5 | 25151,2 |
14. Фонд оплаты труда в структуре себестоимости | - | 4356,6 | 7168,3 | 8375,5 | 9008,4 | 9603,2 |
15. Налог на добавленную стоимость | - | 3993,6 | 4380,6 | 4606,5 | 4718,7 | 5030,2 |
16. Подоходный налог | - | 566,4 | 931,9 | 1088,8 | 1171,1 | 1248,4 |
17. Единый социальный налог (страховые взносы с 2010 года) | - | 1132,7 | 1863,7 | 2177,6 | 2342,2 | 3265,1 |
18. Налоги, поступающие в бюджет и внебюджетные фонды | - | 7034,7 | 8641,7 | 9366,1 | 9714 | 12712,3 |
19. Сальдо по операционной деятельности. Чистый доход предприятий (чистая прибыль и амортизационные отчисления) | - | 5898,1 | 6766,4 | 8141,4 | 8068 | 14872,2 |
20. Коэффициент дисконтирования(норма дисконта Е = 0,15) | - | 0,8695 | 0,756 | 0,658 | 0,572 | 0,497 |
21. Сальдо по операционной деятельности с учетом дисконтирования к 2006 году.Чистый доход предприятий с учетом дисконтирования | 27607,2 | 5128,4 | 5115,4 | 5357 | 4614,9 | 7391,5 |
22. Величина инвестиций из всех источников финансирования в действующих ценах | - | 8800 | 6170 | 6489,2 | 5065,12 | 12285,13 |
23. Величина инвестиций из всех источников финансирования с учетом дисконтирования к 2006 году (в ценах соответствующих лет) | 24459,2 | 6521,8 | 4664,5 | 4269,9 | 2897,2 | 6105,7 |
24. Сальдо суммарного потока от инвестиционной и операционной деятельности с учетом дисконтирования (в ценах соответствующих лет) | 3148 | -1393,4 | 450,9 | 1087,1 | 1717,7 | 1285,8 |
25. Сальдо накопленного суммарного потока от инвестиционной и операционной деятельности в ценах соответствующих лет с учетом дисконтирования (нарастающим итогом). Чистый дисконтированный доход | - | -1393,4 | -942,6 | 144,6 | 1862,2 | 3148 |
26. Срок окупаемости инвестиций (период возврата), лет | 2,9 | - | - | - | - | - |
27. Индекс доходности (рентабельность) инвестиций | 1,129 | - | - | - | - | - |
28. Внутренняя норма доходности | 1,1 | - | - | - | - | - |
II. Бюджетная эффективность | ||||||
29. Средства федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и капитальные вложения (в ценах соответствующих лет) | 26246,75 | 6300 | 3828,5 | 4543,25 | 3110 | 8465 |
30. Средства федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и капитальные вложения в ценах соответствующих лет с учетом дисконтирования к 2006 году | 17348,3 | 5478,5 | 2894,3 | 2989,5 | 1778,9 | 4207,1 |
31. Налоги, поступающие в бюджет и внебюджетные фонды с учетом дисконтирования к 2006 году и степени участия государства | 25692,8 | 5082,8 | 4381,4 | 4739,2 | 4915,3 | 6574,2 |
32. Сальдо суммарного потока в бюджетной сфере с учетом дисконтирования | 8344,5 | -395,7 | 1487 | 1749,8 | 3136,3 | 2367,1 |
33. Бюджетный эффект (сальдо суммарного потока в бюджетной сфере нарастающим итогом) | - | -395,7 | 1091,3 | 2841,1 | 5977,4 | 8344,5 |
34. Индекс доходности бюджетных средств | 1,48 | - | - | - | - | - |
35. Удельный вес средств федерального бюджета в общем объеме финансирования (степень участия государства) | 0,52 | 0,563 | 0,507 | 0,505 | 0,506 | 0,517 |
36. Срок окупаемости (период возврата) бюджетных средств, лет | 1,3 | - | - | - | - | - |
Подпрограмма
"Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 июля 2011 г. N 531)
Паспорт
подпрограммы "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
Наименование подпрограммы | - | подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы |
Дата принятия решения о разработке подпрограммыМой комментарий | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 октября 2010 г. N 1824-р |
Государственные заказчики подпрограммы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,Министерство образования и науки Российской Федерации |
Государственный заказчик - координатор подпрограммы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Основные разработчики подпрограммы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Цель и задачи подпрограммы | - | целью подпрограммы является создание и развитие в России производств тех категорий импортозамещающих средств машиностроительного производства, которые относятся к технологиям двойного назначения и наиболее востребованы стратегическими организациями машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов (авиастроительного, ракетно-космического, судостроительного и энергомашиностроительного).Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:разработка и подготовка серийного производства конкурентоспособных импортозамещающих средств машиностроительного производства (прежде всего механообрабатывающего оборудования и инструмента), необходимых для технологического перевооружения российских стратегических машиностроительных организаций;организация высокоэффективных производственных участков и цехов по выпуску разработанных средств машиностроительного производства в ведущих российских организациях станкостроительной и инструментальной промышленности, в том числе создание условий для развития специализированного станкостроения;создание условий для развития российскихсистемных интеграторов, специализирующихся на технологическом аудите и технологическом перевооружении машиностроительных производств с преимущественным использованием отечественного механообрабатывающего оборудования и инструмента, в том числе формирование единых методик проведения технологического аудита и технологического перевооружения стратегических машиностроительных организаций |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | в результате реализации подпрограммы должно быть создано:не менее 30 новых видов многокоординатных высокопроизводительных металлорежущих станков с числовым программным управлением, относящихся к технологическому оборудованию двойного назначения;не менее 8 новых видов кузнечно-прессовых машин с числовым программным управлением, относящихся к технологическому оборудованию двойного назначения;не менее 17 систем (модельных рядов, гамм, семейств) наукоемких комплектующих изделий, обеспечивающих производство оборудования двойного назначения, прежде всего гибких модульных систем, унифицированных агрегатов и комплектующих изделий для специального станкостроения;не менее 15 новых видов измерительного оборудования двойного назначения, в том числе специализированных средств измерения размеров, формы и параметров качества поверхности, обеспечивающих производство прецизионного механообрабатывающего оборудования и инструмента;не менее 14 новых видов инструментальных систем, в том числе модельных рядов, гамм, семейств инструментов и специализированного оборудования для производства инструмента;не менее 22 новых видов оборудования двойного назначения для изготовления деталей без механической обработки, в том числе литейных машин, оборудования для производства деталей из композиционных материалов и установок послойного синтеза;не менее 45 новых компьютерных систем автоматизированного проектирования, расчета, моделирования, технологической подготовкипроизводства, поддержки жизненного цикла средств машиностроительного производства, машиностроительной продукции и технологических систем, включаяотечественное лицензируемое программное ядро для 3-мерного графического моделирования;не менее 12 компьютерных систем для разработки и поддержки проектов технологического перевооружения организаций высокотехнологичных отраслей машиностроения;не менее 19 регламентов проведения ремонта и технического обслуживания технологического оборудования, используемого в высокотехнологичных отраслях машиностроения, а также типовых проектов его модернизации;не менее 9 специализированных компьютерных систем для создания и обеспечения работы корпоративных центров подготовки и переподготовки кадров.Объем продукции, выпускаемой на созданных производственных участках (в ценах 2010 года), должен составить не менее 4500 млн. рублей за весь период реализации подпрограммы |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | - | 2011 - 2016 годы.Подпрограмма реализуется в 2 этапа.На первом этапе (2011 - 2013 годы) основной упор делается на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию механообрабатывающего оборудования и инструмента, необходимого российскому машиностроению, в первую очередь его стратегическим высокотехнологичным отраслям. На этом этапе предусматриваются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию инструментария для реализации проектов технологического перевооружения машиностроительных производств системными интеграторами, использующими преимущественно российское механообрабатывающее оборудование.Капитальные затраты направляются на развитие (техническое перевооружение) головного инжинирингового центра.На втором этапе (2014 - 2016 годы) при продолжении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ планируются более значительные затраты на капитальные вложения, обеспечивающие создание производств разработанного механообрабатывающего оборудования и инструмента в российских организациях на условиях государственно-частного партнерства |
Объемы и источники финансированияМой комментарий | - | объем финансирования на 2011 - 2016 годы (в ценах соответствующих лет) составляет 26480 млн. рублей,в том числе за счет средств федерального бюджета - 13440 млн. рублей, из них:на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 10590 млн. рублей;капитальные вложения - 2550 млн. рублей;прочие расходы - 300 млн. рублей;средства внебюджетных источников - 13040 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности | - | к концу 2016 года реализация предусмотренных подпрограммой мероприятий обеспечит достижение следующих результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность:ликвидация критической зависимости российских стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов (авиастроительного, ракетно-космического, судостроительного и энергомашиностроительного) от поставки зарубежных технологических средств машиностроительного производства;обеспечение технологического перевооружения организаций российского машиностроения и процесса постоянного воспроизводства и совершенствования применяемых ими технологий производства;повышение научно-технического и производственного потенциала отечественной станкостроительной и инструментальной промышленности, а также создание в организациях отрасли новых рабочих мест и условий по их дальнейшему кадровому развитию.Достижение важнейших целевых индикаторов и суммарный эффект от реализации подпрограммы обеспечат ее полную окупаемость за счет налогового возврата по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль не позднее конца 2018 года |
Проблему социально-экономического развития России, на решение которой направлена подпрограмма, можно определить как неготовность долгосрочного обеспечения технологической независимости российского машиностроения, прежде всего его стратегических отраслей, за счет развития отечественного производства средств машиностроительного производства, в частности станкостроительной и инструментальной промышленности.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, определены высокотехнологичные сектора экономики, в которых Российская Федерация обладает наибольшими потенциальными конкурентными преимуществами, в том числе авиационная, судостроительная и ракетно-космическая отрасли промышленности, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, а также поставлены целевые ориентиры роста машиностроительного комплекса, в частности доля машиностроения в структуре экономики должна составить в 2020 году 23 процента по сравнению с 14,9 процента в 2007 году.
Машиностроение является основой технологической и, как следствие, экономической независимости государства. При этом необходимо учитывать, что эффективность и конкурентоспособность машиностроения определяются качественным и количественным составом применяемых средств машиностроительного производства, прежде всего механообрабатывающего оборудования. Ускоренное развитие машиностроения требует форсированной модернизации российских машиностроительных организаций, оснащенных сегодня в большинстве случаев технологическим оборудованием, устаревшим морально и физически. В связи с этим первостепенное значение получает задача технологического перевооружения российских машиностроительных организаций.
Решение этой задачи сопряжено с необходимостью обеспечить технологическое перевооружение и дальнейшее инновационное воспроизводство применяемых в стратегических отраслях машиностроения средств производства преимущественно за счет внутренних ресурсов. Иначе технологическая независимость стратегических отраслей, определяющих обороноспособность и безопасность страны, составляющих основной потенциал инновационного роста, будет утрачена. Дальнейшее развитие этих отраслей будет полностью зависеть от зарубежных поставщиков технологического оборудования.
Страны с высокоразвитым многоотраслевым машиностроением, сопоставимые с Россией, ориентируются на оснащение своего машиностроения или по крайней мере его стратегически важных отраслей в основном за счет продукции собственной станкостроительной и инструментальной промышленности. Станкостроительная и инструментальная промышленность является одной из важнейших фондообразующих отраслей, техническое состояние которой во многом определяет уровень развития российского машиностроения и всей экономики.
Основная проблема, препятствующая обеспечению технологической независимости и технологической модернизации жизненно важных для страны стратегических отраслей российского машиностроения, заключается в том, что состояние российской станкостроительной и инструментальной промышленности сегодня не позволяет ей предложить российским организациям конкурентоспособное импортозамещающее механообрабатывающее оборудование в необходимом количестве по многим номенклатурным позициям. Отечественное станкостроение, занимавшее второе место в мире по физическим объемам производства, с 1991 года в результате количественного и качественного регресса, произошедшего на фоне быстрого развития станкоинструментальной промышленности в других странах мира, все больше сдает свои позиции, не выдерживая конкуренции с растущим импортом.
Анализ состояния и тенденций развития российской станкостроительной и инструментальной промышленности не позволяет рассчитывать на то, что проблема обеспечения технологической независимости российского стратегического машиностроения будет решена стихийно, под воздействием рынка, без активного вмешательства государства. Экстраполяция наблюдаемой динамики развития отрасли на ближайшее будущее приводит к выводу о том, что отставание темпов роста производства станкоинструментальной продукции от темпов роста машиностроения будет продолжаться. Вместе с тем в российской экономике не наблюдается серьезных структурных изменений, следствием которых в ближайшие годы могло бы стать опережающее увеличение объемов производства станкоинструментальной промышленности. Сдерживающими факторами для развития отрасли в ближайшей и среднесрочной перспективе остаются экономический кризис и давление импорта.
В последние предкризисные годы мировое производство металлообрабатывающего оборудования увеличивалось быстрыми темпами (в 2003 - 2007 годах в среднем на 17 процентов в год) и достигло в 2007 году 71 млрд. долларов США. Отечественное станкостроение осталось вне общемировой тенденции роста, в 2007 году Россия занимала 22-е место в мире (202,2 млн. долларов США) по производству металлообрабатывающего оборудования, серьезно уступая лидерам мирового станкостроения - Японии (14,4 млрд. долларов США), Германии (12,7 млрд. долларов США) и Китаю (10,1 млрд. долларов США).
В 2000 - 2005 годах, когда большинство отраслей экономики России активно развивались, по многим видам продукции станкостроения происходило сокращение объемов производства. Станкостроение устойчиво развивалось лишь с 2006 года по III квартал 2008 г., когда до него докатилась волна инвестиционного спроса, вызванного развитием российского машиностроения - основного потребителя станкоинструментальной продукции.
С началом экономического кризиса производство механообрабатывающего оборудования и инструмента начало быстро сокращаться и к концу 2009 года снизилось по основным видам продукции в 2 - 3 раза. Тенденции дальнейшего развития производства механообрабатывающего оборудования и инструмента представляются резко отрицательными.
Платежеспособный спрос организаций российского машиностроения в условиях экономического кризиса с конца 2008 года значительно сократился. Тем не менее потребность (потенциальный спрос) российского машиностроения в механообрабатывающем оборудовании очень велика, что обусловливается крайне высоким уровнем износа. Парк механообрабатывающего оборудования, обеспечивающий российское машиностроение, с 1990 года сократился примерно на 1 млн. единиц и составляет сегодня около 1,3 - 1,5 млн. единиц. В среднем за указанный период ежегодно из парка оборудования было выведено более 60 тыс. станков. Возраст более 50 процентов оборудования превышает 20 лет и скоро перейдет или уже перешел критическую отметку в 26 лет, которая соответствует 100-процентному физическому износу оборудования.
В последние годы быстро росла доля импорта во внутреннем потреблении станков и инструмента, достигающая сегодня почти 90 процентов. При этом отечественное станкостроение сумело освоить производство отдельных видов станков, конкурентоспособность которых подтверждается высокой долей экспорта в российском производстве механообрабатывающего оборудования. Тем не менее по многим товарным позициям станкостроения и инструментальной промышленности российское производство либо отсутствует, либо производимая в России продукция уступает зарубежным аналогам в техническом отношении.
По большинству видов технологических средств машиностроительного производства потребности российского машиностроения, особенно стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов, удовлетворяются за счет импорта. Без вмешательства государства станкостроение в России в ближайшие годы может утратить возможность выполнять функции фондообразующей отрасли для российского машиностроения, в результате чего машиностроение попадет в тотальную импортную зависимость от поставщиков механообрабатывающего оборудования и инструмента иностранных государств.
Имеющие принципиальное значение для обеспечения технологической независимости российского машиностроения станкостроительные организации в условиях глобального экономического кризиса не имеют собственных ресурсов развития. Более того, кризисное сокращение спроса на их продукцию ставит под вопрос их дальнейшее существование. Однако станкостроение представляет собой компактную отрасль (не более 100 небольших организаций с долей в промышленном производстве, составляющей менее 1 процента), что делает возможным его целенаправленную масштабную поддержку государством при относительно небольших затратах.
Учитывая, что зарубежные станкостроители в условиях глобального экономического кризиса испытывают значительные трудности, которые не будут преодолены в ближайшей перспективе, Россия может вывести отечественное производство средств машиностроительного производства на траекторию ускоренного посткризисного роста, что, в свою очередь, обеспечит условия для независимого от воли других государств опережающего развития российского машиностроения.
Государственный заказ на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и капитальные вложения (долевое участие государства в инвестиционных проектах) как основные инструменты программно-целевого метода хорошо согласуются с задачами, которые необходимо выполнить для решения системной проблемы обеспечения технологической независимости российского машиностроения за счет развития собственного станкостроения. Решение системной проблемы требует разработки и организации серийного выпуска российскими организациями станкостроительной и инструментальной промышленности значительного количества новых видов конкурентоспособных средств машиностроительного производства.
Указанные задачи не могут быть решены иным методом и без участия государства в силу недостатка собственных средств у российских организаций станкостроительной и инструментальной промышленности, низкой рентабельности производства, неблагоприятного прогноза внутреннего и внешнего спроса на их продукцию и практической недоступности для них банковских кредитов.
Низкая инвестиционная привлекательность отечественного станкостроения препятствует притоку капитала в отрасль из экономически эффективных сырьевых секторов российской экономики и иностранных государств. Несмотря на значительный внутренний спрос на станкоинструментальную продукцию, ставка на привлечение иностранных инвестиций в отрасль, в том числе в форме организации совместных предприятий при государственной поддержке, не имеет перспективы, пока рентабельность внутрироссийского производства механообрабатывающего оборудования и инструмента не превзойдет рентабельность их импорта.