Действующий
Ответственным за формирование и реализацию подпрограммы является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое выступает государственным заказчиком.
Управление реализацией подпрограммы будет осуществляться в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Для подготовки рекомендаций по тематике работ может быть создан постоянно действующий научно-экспертный совет по сопровождению подпрограммы, в состав которого могут включаться ведущие ученые и специалисты дизелестроения и смежных отраслей по основным направлениям мероприятий подпрограммы.
Головные исполнители (исполнители) мероприятий подпрограммы определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и обеспечивают в соответствии с государственными контрактами выполнение проектов, необходимых для реализации подпрограммы, а также организуют кооперацию соисполнителей.
Управление реализацией подпрограммы, а также контроль ее выполнения и эффективности расходования бюджетных средств в установленном порядке осуществляет государственный заказчик подпрограммы, а также Министерство экономического развития Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Реализация подпрограммы осуществляется на основе государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, а также на основе иных гражданско-правовых договоров.
Государственный заказчик сообщает в Министерство экономического развития Российской Федерации о заключенных государственных контрактах на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, а также иных гражданско-правовых договорах в рамках ресурсного обеспечения подпрограммы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Федеральная служба государственной статистики совместно с государственным заказчиком подпрограммы организует ведение ежеквартальной статистической отчетности о реализации подпрограммы. Порядок представления отчетности устанавливается Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации. Требования к представляемой статистической отчетности о реализации подпрограммы являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.
Подпрограмма обладает значительным мультипликативным эффектом. Реализация подпрограммы укрепит конструкторско-технологический потенциал, позволит не только развить разработку и производство компонентов и создать на их базе новые модели дизельных двигателей, но и освоить передовые производственные технологии, которые будут затем вовлечены в промышленную кооперацию. Развитие современной, ориентированной на рынок сети специализированных производств компонентов и систем будет способствовать росту уровня конкурентоспособности российского машиностроения в целом. Специализированные производства могут быстрее интегрироваться в мировую сеть поставщиков комплектующих и оказаться более привлекательными для иностранных инвестиций.
Объем производства продукции дизелестроения, за исключением автотракторных дизелей, в России в настоящее время составляет около 20 млрд. рублей, а с учетом импорта рынок оценивается в 35-40 млрд. рублей в год. В натуральном выражении потребности российского рынка в рассматриваемых дизельных двигателях составляют 2,5-3 тыс. дизелей. В связи с реализацией программ развития судостроения и обновления подвижного состава на железнодорожном транспорте, а также с увеличением работ в области резервной энергетики, в том числе для атомных станций, к 2015 году ожидается увеличение объема рынка до 45 млрд. рублей в ценах соответствующих лет. Увеличение рынка связано также с ростом спроса, постепенным импортозамещением и увеличением производства дизелей нового поколения.
Социально-экономическая эффективность реализации подпрограммы характеризуется следующими показателями:
срок окупаемости (период возврата) инвестиций за счет всех источников финансирования по чистому доходу предприятий - 9 лет;
удельный вес средств федерального бюджета (степень участия государства) в общем объеме финансирования - 0,49.
Дизельный двигатель составляет основу широкого ряда промышленных изделий, таких как тепловозы, суда, многоосная специальная колесная и гусеничная техника, для которых дизельные двигатели являются практически безальтернативной энергетической установкой. Покупка зарубежных двигателей на комплектацию такой техники крайне нежелательна или невозможна. При этом иностранные компании, как правило, соглашаются только на поставку комплектной продукции. Потеря производства конкурентоспособных российских дизельных двигателей фактически будет означать прекращение производства в России указанных промышленных изделий, совокупный рынок которых составляет в настоящее время более 200 млрд. рублей ежегодно, а при реализации масштабных программ развития отраслей - потребителей дизельных двигателей (судостроения, транспортного машиностроения, атомной энергетики и др.) к 2015 году будет увеличиваться. При отсутствии производства в Российской Федерации конкурентоспособных дизельных двигателей реализация указанных программ будет существенно затруднена или остановлена.
Экологический эффект от выполнения мероприятий подпрограммы обусловлен устанавливаемыми для разрабатываемых дизельных двигателей требованиями по топливной экономичности и современными и перспективными нормами выброса вредных веществ ( , CO, CH, НС). Уровень негативного воздействия на окружающую среду будет уменьшен не менее чем на 20 процентов за счет современной конструкции двигателей и вследствие использования систем, обеспечивающих более полное сгорание топлива.
Реализация подпрограммы в полной мере соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.
Целевые индикаторы и показатели
подпрограммы "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" федеральной целевой программы
"Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (нарастающим итогом)
Единица измерения | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | ||
1. | Количество внедренных в производство технологий, разработанных в рамках подпрограммы (нарастающим итогом) | единиц | 2 | 5 | 9 | 15 | 20 |
2. | Количество внедренных технологий, разработанных в рамках выполнения поисковых и фундаментальных исследований (нарастающим итогом) | -"- | - | - | 1 | 2 | 3 |
3. | Количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений, всего (нарастающим итогом) | единиц | 3-5 | 10-12 | 16-20 | 20-24 | 26-30 |
4. | Количество типов (видов) созданных ключевых компонентов (нарастающим итогом) | -"- | - | - | 5-7 | 12-15 | 25-28 |
5. | Количество разработанных и запущенных в производство базовых модификаций дизельных двигателей | -"- | - | - | 1 | 3 | 7 |
6. | Доля прироста продукции российского дизелестроения на внутреннем рынке в результате реализации подпрограммы | процентов | - | - | 20 | 40 | 80-90 |
7. | Годовой объем реализуемой продукции отрасли, выпущенной в результате реализации подпрограммы | млн. рублей | - | 369,9 | 5985,1 | 15047,1 | 22368,5 |
Методика
расчета целевых индикаторов и показателей подпрограммы
"Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" федеральной целевой программы "Национальная технологическая база"
на 2007-2011 годы
Расчет | Источники данных | |
Количество внедренных в производство технологий, разработанных в рамках подпрограммы (нарастающим итогом) | сумма всех вновь разработанных технологий с начала реализации подпрограммы по расчетный год | данные предприятий, участвующих в реализации подпрограммы |
Количество внедренных технологий, разработанных в рамках выполнения поисковых и фундаментальных исследований | сумма всех вновь разработанных технологий в рамках реализации поисковых и фундаментальных исследований с начала реализации подпрограммы по расчетный год | данные предприятий, участвующих в реализации подпрограммы |
Количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений, всего (нарастающим итогом) | суммарное количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений, с начала реализации подпрограммы по расчетный год | данные предприятий, участвующих в реализации подпрограммы;федеральное государственное учреждение "Федеральный институт промышленной собственности" |
Количество типов (видов) созданных ключевых компонентов (нарастающим итогом) | суммарное количество созданных ключевых компонентов с начала реализации подпрограммы по расчетный год | данные предприятий, участвующих в реализации подпрограммы |
Количество разработанных и запущенных в производство базовых модификаций дизельных двигателей | суммарное количество разработанных и запущенных в производство базовых модификаций дизельных двигателей с начала реализации подпрограммы по расчетный год | данные предприятий, участвующих в реализации подпрограммы |
Доля прироста продукции российского дизелестроения на внутреннем рынке в результате реализации подпрограммы | отношение объема производства дизельных двигателей, произведенных в рамках реализации подпрограммы, к общему объему дизельных двигателей соответствующего сегмента, реализованных на внутреннем рынке | Росстат;данные предприятий, участвующих в реализации подпрограммы |
Годовой объем реализуемой продукции отрасли, выпущенной в результате реализации подпрограммы | общая выручка от реализации продукции, произведенной в рамках реализации подпрограммы | данные предприятий, участвующих в реализации подпрограммы |