Действующий
Распределение объемов финансирования за счет средств федерального бюджета по государственным заказчикам федеральной целевой программы
"Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет) | ||||||
2007-2011 годы - всего | В том числе | |||||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | ||
I. Минпромторг России | ||||||
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - всего | 19634,225 | 4680 (4050)* | 2855 | 2997,1 | 2258,06 | 6844,065 |
в том числе: | ||||||
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы | 2430 | 2430 (2230) | - | - | - | - |
по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011-2016 годы | 1745 | - | - | - | - | 1745 |
по подпрограмме "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" | 1053 | - | - | - | - | 1053 |
Капитальные вложения - всего | 3837,35 | 825 (765) | 389 | 970,7 | 272,565 | 1380,085 |
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы | 825 | 825 (765) | - | - | - | - |
Прочие нужды - всего | 100 | - | - | - | - | 100 |
в том числе по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011-2016 годы | 100 | - | - | - | - | 100 |
Итого по разделу I | 23571,575 | 5505 (4815) | 3244 | 3967,8 | 2530,625 | 8324,15 |
в том числе: | ||||||
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы | 3255 | 3255 (2995) | - | - | - | - |
по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011-2016 годы | 1845 | - | - | - | - | 1845 |
по подпрограмме "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" | 1053 | - | - | - | - | 1053 |
II. Минобрнауки России | ||||||
Капитальные вложения - всего | 892,325 | 25 | 118 | 129,2 | 73,375 | 546,75 |
в том числе: | ||||||
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы | 25 | 25 | - | - | - | - |
по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011-2016 годы | 400 | - | - | - | - | 400 |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 50 | 50 | - | - | - | - |
в том числе: | ||||||
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы | 50 | 50 | - | - | - | - |
Итого по разделу II | 942,325 | 75 | 118 | 129,2 | 73,375 | 546,75 |
в том числе: | ||||||
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы | 75 | 75 | - | - | - | - |
по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011-2016 годы | 400 | - | - | - | - | 400 |
III. Роскосмос | ||||||
Капитальные вложения - всего | 195,25 | - | 16 | 33,15 | 72 | 74,1 |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - всего | 60 | 60 | - | - | - | - |
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы | 60 | 60 | - | - | - | - |
Итого по разделу III | 255,25 | 60 | 16 | 33,15 | 72 | 74,1 |
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы | 60 | 60 | - | - | - | - |
IV. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | ||||||
Капитальные вложения - всего | 318,975** | - | 75,5 | 79,475** | 61 | 103 |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - всего | 1606,5 | 310 | 280 | 297,5 | 311 | 408 |
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы | 60 | 60 | - | - | - | - |
Итого по разделу IV | 1925,475** | 310 | 355,5 | 376,975** | 372 | 511 |
в том числе по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы | 60 | 60 | - | - | - | - |
V. Российская академия наук | ||||||
Капитальные вложения - всего | 193,125 | - | 95 | 36,125 | 62 | - |
в том числе Сибирское отделение Российской академии наук | 136,125 | - | 38 | 36,125 | 62 | - |
Всего по Программе | 27237,75** | 6300 | 3828,5 | 4543,25** | 3110 | 9456 |
в том числе: | ||||||
по подпрограмме "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы | 3800 | 3800 | - | - | - | - |
по подпрограмме "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011-2016 годы | 2245 | - | - | - | - | 2245 |
по подпрограмме "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" | 1053 | - | - | - | - | 1053 |
Основные показатели социально-экономической эффективности реализации федеральной целевой программы
"Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет) | ||||||
2007-2011 годы - всего | В том числе | |||||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | ||
I. Коммерческая эффективность | ||||||
1. Годовой объем реализованной продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость | - | 41730 | 46192 | 49895,9 | 50658,9 | 60569,2 |
2. Себестоимость годового объема реализованной продукции | - | 36305,1 | 39823,7 | 41877,5 | 42897,2 | 45729,4 |
3. Валовая прибыль | - | 5424,9 | 5842,5 | 6912,4 | 6761,7 | 14839,7 |
4. Инвестиции из всех источников финансирования на капитальные вложения в ценах 2006 года | 7992 | 1527 | 1144 | 1816 | 728 | 2775 |
5. Инвестиции из всех источников финансирования на капитальные вложения (в ценах соответствующих лет) | - | 1700 | 1387 | 2497,3 | 1081,88 | 3907,87 |
6. Инвестиции из всех источников финансирования на капитальные вложения нарастающим итогом (в ценах соответствующих лет) | - | 1700 | 3087 | 5584,3 | 6666,18 | 10574,05 |
7. Налог на имущество | - | 37,4 | 67,9 | 122,9 | 146,7 | 232,6 |
8. Налогооблагаемая прибыль | - | 5387,5 | 5774,6 | 6789,5 | 6615 | 14607,1 |
9. Налог на прибыль | - | 1293 | 1385,9 | 1357,9 | 1323 | 2921,4 |
10. Чистая прибыль | - | 4094,5 | 4388,7 | 5431,6 | 5292 | 11685,7 |
11. Чистая прибыль с учетом дисконтирования | 19286,9 | 3560,2 | 3317,8 | 3574 | 3027 | 5807,8 |
12. Амортизационные отчисления в структуре себестоимости | - | 1815,3 | 2389,4 | 2722 | 2788,3 | 3201,1 |
13. Материальные затраты в структуре себестоимости | - | 19967,8 | 21903 | 23032,6 | 23593,5 | 25151,2 |
14. Фонд оплаты труда в структуре себестоимости | - | 4356,6 | 7168,3 | 8375,5 | 9008,4 | 9603,2 |
15. Налог на добавленную стоимость | - | 3993,6 | 4380,6 | 4606,5 | 4718,7 | 5030,2 |
16. Подоходный налог | - | 566,4 | 931,9 | 1088,8 | 1171,1 | 1248,4 |
17. Единый социальный налог (страховые взносы с 2010 года) | - | 1132,7 | 1863,7 | 2177,6 | 2342,2 | 3265,1 |
18. Налоги, поступающие в бюджет и внебюджетные фонды | - | 7023 | 8630 | 9353,7 | 9701,6 | 12697,8 |
19. Сальдо по операционной деятельности. Чистый доход предприятий (чистая прибыль и амортизационные отчисления) | - | 5909,8 | 6778,1 | 8153,7 | 8080,4 | 14886,7 |
20. Коэффициент дисконтирования (норма дисконта Е=0,15) | - | 0,8695 | 0,756 | 0,658 | 0,572 | 0,497 |
21. Сальдо по операционной деятельности с учетом дисконтирования к 2006 году. Чистый доход предприятий с учетом дисконтирования | 27648,6 | 5138,5 | 5124,2 | 5365,1 | 4622 | 7398,7 |
22. Величина инвестиций из всех источников финансирования в действующих ценах | - | 8800 | 6170 | 6489,2 | 5065,12 | 14398,13 |
23. Величина инвестиций из всех источников финансирования с учетом дисконтирования к 2006 году (в ценах соответствующих лет) | 25509,3 | 6521,8 | 4664,5 | 4269,9 | 2897,2 | 7155,9 |
24. Сальдо суммарного потока от инвестиционной и операционной деятельности с учетом дисконтирования (в ценах соответствующих лет) | 2139,2 | -1383,3 | 459,7 | 1095,2 | 1724,7 | 242,8 |
25. Сальдо накопленного суммарного потока от инвестиционной и операционной деятельности в ценах соответствующих лет с учетом дисконтирования (нарастающим итогом). Чистый дисконтированный доход | - | -1383,3 | -923,5 | 171,7 | 1896,4 | 2139,2 |
26. Срок окупаемости инвестиций (период возврата), лет | 2,84 | - | - | - | - | - |
27. Индекс доходности (рентабельность) инвестиций | 1,084 | - | - | - | - | - |
28. Внутренняя норма доходности | 1,1 | - | - | - | - | - |
II. Бюджетная эффективность | ||||||
29. Средства федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и капитальные вложения (в ценах соответствующих лет) | 26887,75 | 5950 | 3828,5 | 4543,25 | 3110 | 9456 |
30. Средства федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и капитальные вложения в ценах соответствующих лет с учетом дисконтирования к 2006 году | 17535,9 | 5173,5 | 2894,3 | 2989,5 | 1778,9 | 4699,6 |
31. Налоги, поступающие в бюджет и внебюджетные фонды с учетом дисконтирования к 2006 году и степени участия государства | 25666,9 | 5082,8 | 4375,4 | 4733 | 4909 | 6566,7 |
32. Сальдо суммарного потока в бюджетной сфере с учетом дисконтирования | 8131 | -90,7 | 1481,1 | 1743,5 | 3130,1 | 1867 |
33. Бюджетный эффект (сальдо суммарного потока в бюджетной сфере нарастающим итогом) | - | -90,7 | 1390,4 | 3133,9 | 6264 | 8131 |
34. Индекс доходности бюджетных средств | 1,46 | - | - | - | - | - |
35. Удельный вес средств федерального бюджета в общем объеме финансирования (степень участия государства) | 0,520 | 0,5625 | 0,507 | 0,506 | 0,506 | 0,517 |
36. Срок окупаемости (период возврата) бюджетных средств, лет | 1,3". |
Подпрограмма
"Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 820)
Паспорт
подпрограммы "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы
Наименование подпрограммы | - | подпрограмма "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы |
Дата принятия решения о разработке подпрограммыМой комментарий | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 710-р |
Государственный заказчик | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Основной разработчик подпрограммы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Цели и задачи подпрограммы | - | разработка и освоение производства конкурентоспособных типоразмерных рядов дизельных двигателей новой конструкции, а также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для сохранения конкурентоспособности российского дизелестроения в долгосрочной перспективе. Ожидается постановка в производство не менее 7 базовых модификаций дизельных двигателей нового поколения |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | количество внедренных в производство технологий, разработанных в рамках подпрограммы;количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений;количество созданных ключевых компонентов |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | - | 2011-2015 годы (в 1 этап) |
Объемы и источники финансирования | - | общий объем финансирования мероприятий подпрограммы в 2011-2015 годах - 16067 млн. рублей (в ценах соответствующих лет),в том числе:за счет средств федерального бюджета - 7972 млн. рублей,за счет внебюджетных источников - 8095 млн. рублей;объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 16067 млн. рублей (в ценах соответствующих лет),в том числе:за счет средств федерального бюджета - 7972 млн. рублей,за счет внебюджетных источников - 8095 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективностиМой комментарий | - | создание базовых модификаций и на их основе - типоразмерных рядов современных дизельных двигателей российской конструкции различного применения, освоение их производства, а также широкое развитие кооперации со смежными отраслями промышленности, поставляющими компоненты для дизельных двигателей;освоение рынков высоко- и среднеоборотных дизелей различных применений;привлечение инвестиций в организацию современного дизелестроительного производства;создание современного дизелестроительного производства в Российской Федерации;расширение типоразмерного ряда предлагаемых на рынок промышленных дизелей |
Производство дизельных двигателей является одним из важнейших направлений в машиностроении, оказывающим значительное влияние на решение экономических, социальных, оборонных, экологических, научно-технических проблем в России и в других промышленно развитых странах.
Дизельные двигатели используются в качестве привода для наземного (автомобильного и железнодорожного), водного транспорта, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, военной техники, автономных постоянной работы, аварийных и резервных источников электроснабжения. Характеристики дизельных двигателей определяют энергетические, экономические, массогабаритные, экологические показатели конечной техники и показатели надежности, а также значительно влияют на стоимость ее жизненного цикла, которая более чем наполовину определяется затратами на горюче-смазочные материалы в течение всего срока службы.
Производство собственных конструкций дизельных двигателей для вооруженных сил, в том числе для обеспечения подвижности различных видов вооружений и военной техники, мобильной энергетики, возможность развертывания их выпуска в мобилизационный период обеспечивает обороноспособность страны и имеет стратегическое значение.
Анализ современного состояния российского дизелестроения показывает, что отрасль несколько лет находится в кризисе. Неблагополучное состояние предприятий отрасли стало следствием долговременного развития следующих негативных явлений и факторов:
банкротство и перепрофилирование в процессе и после приватизации целого ряда дизелестроительных предприятий и ведущих организаций отраслевой науки;
значительная изношенность основных производственных фондов, достигающая на большинстве сохранившихся заводов 75-85 процентов;
отсутствие прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ, определяющих прогресс в дизелестроении;
ликвидация, как нерентабельных, опытно-конструкторских подразделений и производств на дизелестроительных заводах;
отсутствие развития отечественных специализированных производств, низкий технический уровень комплектующих и компонентов дизелей;
утеря квалифицированных кадров конструкторов, исследователей, технологов и рабочих профессий в дизелестроении из-за утраты престижа, социального статуса, неадекватно низкой в сравнении с их квалификацией и отдачей оплаты труда;
неуклонно снижающийся уровень подготовки квалифицированных кадров для дизелестроения, ликвидация профильных кафедр в ряде вузов;
разобщенность отдельных собственников дизелестроительных производств, для большинства из которых дизелестроение является непрофильным бизнесом, несовпадение их интересов с интересами и целями государства в развитии стратегических отраслей экономики.
Немаловажным является и то, что дизелестроение отличается значительными объемами инвестиций и сроками создания новых конструкций и их внедрения в производство. При этом базовые модификации семейств дизелей, как правило, создаются для производства в течение 30-50 лет с последующей многократной модернизацией. Инвестиции только в создание новых конструкций могут составлять до 100-300 млн. евро, а по некоторым проектам - достигать 1 млрд. евро. При этом существуют значительные технические и технологические риски на этапах освоения производства. Ни один из производителей дизелей в России не имеет возможности инвестировать в разработку и освоение новых двигателей самостоятельно.
Создание конструкций и организация производства современных дизельных двигателей для железнодорожного подвижного состава, судов и кораблей гражданского и военно-морского флотов, установок малой энергетики и технологических установок - важнейшая государственная задача.
Проблемой, на решение которой направлена подпрограмма "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" (далее - подпрограмма), является недостаточный уровень конкурентоспособности производимых в Российской Федерации дизельных двигателей и их компонентов, а также современных отечественных разработок в этой области.
неполное удовлетворение потребности потребителей в мощных дизельных двигателях, а также их требований к конструкции дизельных двигателей, сдерживающее развитие российского транспортного машиностроения и других отраслей промышленности;
отсутствие потенциала в конструкциях и технологиях для соответствия международным экологическим требованиям в ближайшей перспективе, которое создаст серьезные проблемы в отношении возможности поставки на традиционные зарубежные рынки транспортных средств, оснащаемых дизельными силовыми установками российского производства;
сравнительно высокое соотношение "цена - качество", снижающее возможности выхода на зарубежные рынки и способствующее полному вытеснению продукции российского производства с внутреннего рынка и зависимости от зарубежных производителей;
низкие ресурсные показатели дизельных установок, снижающие их привлекательность для потенциальных потребителей.
Указанные факторы приводят к малому объему производства и продаж дизельных двигателей, что не позволяет тратить необходимые средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и подготовку производства.
От решения указанной проблемы зависит эффективное обеспечение промышленной безопасности страны, укрепление ее обороноспособности, экономический подъем и повышение конкурентоспособности российского двигателестроения, а также рост благосостояния населения страны.
инерционный - государственная поддержка предприятий дизелестроения в процессе их постепенной переквалификации в предприятия по обслуживанию ранее поставленной техники с кардинальным сокращением численности персонала. Российские потребители со временем полностью переходят на импортные двигатели;
умеренный - государственная поддержка при приобретении лицензий ведущих мировых производителей на модели двигателей, отстающие от передовых, но имеющие перспективы как минимум на внутреннем рынке;
инновационный - разработка базовых модификаций и на их основе - типоразмерных рядов современных дизельных двигателей для различных применений; освоение их производства при активной государственной поддержке; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по модификации существующих дизельных двигателей.
Первый вариант фактически означает сначала постепенное, а затем интенсивное сворачивание дизельного производства в России. В случае утери гражданского сектора спроса российские предприятия рано или поздно потеряют и государственный оборонный заказ, поскольку при упавших объемах производства постоянные расходы не позволят обеспечить приемлемую стоимость продукции. Государственная поддержка в данном случае направлена на реструктуризацию отрасли. При таком варианте развития большинство российских потребителей продукции дизелестроения полностью переходит на поставки импортных двигателей, что влечет за собой определенные риски экономического и политического характера.