Действующий
Основные разработчики ПрограммыМой комментарий | - | Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации,Федеральное агентство по промышленности,Федеральное агентство по атомной энергии,Федеральное агентство по науке и инновациям,Федеральное космическое агентство,Российская академия наук |
Цель и задачи Программы | - | цель Программы - обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.Задачи Программы:создание новых передовых технологий и оборудования, необходимого для их реализации, на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации;разработка программ (планов) внедрения разработанных технологий в производство с оценкой необходимых затрат и источников их финансирования;активизация процессов коммерциализации новых технологий;создание перспективного научно-технологического задела для разработки наукоемкой продукции;решение проблем улучшения экологической ситуации в стране |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | количество переданных в производство технологий, обеспечивающих конкурентоспособность конечного продукта, - 194 - 222 (здесь и далее - за весь период действия Программы); количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений и закрепляющих права на объекты интеллектуальной собственности, полученные в ходе выполнения Программы, в том числе права Российской Федерации, - 186 - 217; количество разработанных технологий, соответствующих мировому уровню или превышающих его, - 176 - 209 |
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа выполняется в 2007 - 2011 годах в 2 этапа:I этап (2007 - 2009 годы) - выполнение быстрореализуемых проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе;II этап (2008 - 2011 годы) - выполнение сложных комплексных проектов по созданию перспективных прорывных технологий, реализуемых в новых поколениях наукоемкой продукции и ориентированных на недопущение технологического отставания от передовых стран |
Подпрограммы | - | подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы (завершена в 2007 году); подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011-2016 годы;подпрограмма "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения |
Объемы и источники финансирования | - | всего по Программе - 51596,5 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 21350,725 млн. рублей;на капитальные вложения - 5437,025 млн. рублей, в том числе 79,475 млн. рублей - субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом"; а) за счет средств федерального бюджета - 26887,75 млн. рублей, из них: б) за счет средств внебюджетных источников - 24708,75 млн. рублей.Всего на 2007 год - 11200 млн. рублей, в том числе:а) за счет средств федерального бюджета - 6300 млн. рублей, из них:на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 5100 млн. рублей;на государственные капитальные вложения - 1200 млн. рублей;б) за счет средств внебюджетных источников - 4900 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - | выполнение Программы в полном объеме позволит:создать промышленно-технологические основы для производства нового поколения конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня в области важнейших технических систем (авиационной и морской техники, машиностроительного и энергетического оборудования, информационно-управляющих систем), специальных материалов и другой высокотехнологичной продукции, что в целом обеспечит технологические аспекты безопасности страны и развитие ее экономики;сформировать технологические предпосылки для повышения темпов экономического роста за счет увеличения в структуре экономики доли продукции с высоким уровнем добавленной стоимости;обеспечить сохранение и создание новых рабочих мест в организациях высокотехнологичных отраслей промышленности;сократить общее технологическое отставание России от передовых стран с сохранением и развитием приоритетного положения отечественных разработок по ряду важных технологических направлений;расширить возможности для равноправного международного сотрудничества в сфере высоких технологий;создать эффективные средства защиты населения от опасных быстрораспространяющихся инфекций и биотерроризма, а также сформировать технологические основы развития и совершенствования систем защиты предприятий, населения и территорий России от поражения токсическими веществами в результате возможных террористических актов, техногенных и природных аварий и катастроф;обеспечить технологические возможности для улучшения экологической обстановки за счет применения высокоэффективных методов и средств контроля и нейтрализации вредных выбросов в окружающую среду; обеспечить в 2007 - 2011 годах поступление в федеральный бюджет налогов в размере 25666,9 млн. рублей, что превысит размер бюджетных расходов за тот же период и создаст бюджетный эффект в размере 8131 млн. рублей; обеспечить индекс доходности (рентабельность) бюджетных ассигнований 1,46, а окупаемость бюджетных ассигнований (период возврата) в течение 1,31 года. |
Постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 820 в раздел I настоящей федеральной целевой программы внесены изменения
Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1761-р.
Основной проблемой, на решение которой направлена Программа, является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.
Возникновение этой проблемы имеет достаточно продолжительную историю. Более 10 лет (с начала 1990-х годов) сколько-нибудь значимые средства в технологическое развитие наукоемких отраслей промышленности не вкладывались. В результате нарастающими темпами происходило физическое и моральное старение активной части основных производственных фондов предприятий. Работы по созданию и внедрению в производство новых высокоэффективных технологий, необходимых для выпуска конкурентоспособной инновационной продукции, практически не финансировались.
Все это на фоне резкого роста технологической оснащенности промышленности передовых стран на базе освоения высоких технологий привело к тому, что технологическое отставание отечественной промышленности достигло критического уровня.
Ситуация начала меняться к лучшему только с начала 2000-х годов, когда были приняты решения о разработке и реализации ряда федеральных целевых программ технологической направленности. Среди этих программ особое место занимала федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы, непосредственно ориентированная на разработку критических базовых технологий, необходимых для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Тем не менее до настоящего времени проблема остается все еще нерешенной.
Масштаб и сложность проблемы, ее высокая общегосударственная значимость требуют применения адекватных методов и механизмов, обеспечивающих реализацию первоочередных задач. В настоящее время существует единственный достаточно отработанный и эффективный механизм решения подобных проблем - федеральная целевая программа, позволяющая сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях и согласовать мероприятия по целевым задачам, срокам и ресурсам.
В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации, одним из важнейших механизмов решения проблем в сфере науки и технологий была определена федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы.
Проведенный анализ хода и результатов реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы позволяет утверждать, что эта программа достаточно успешно выполнена в целом. Однако в настоящее время уже очевидна необходимость ее развития в виде новой программы, что обусловлено следующим:
в последнее время в мире проявились и стали актуальными новые тенденции и направления технологического развития, которые либо вообще не были учтены в действовавшей программе, либо были затронуты в ней лишь фрагментарно;
обострение конкурентной борьбы на внешнем, а также (в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации) и на внутреннем рынках с учетом поставленной руководством страны задачи резкого увеличения темпов роста валового внутреннего продукта требует интенсификации инновационных процессов, ускорения разработки и передачи в производство новых передовых технологий, которые могли бы составить технологическую основу для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции, что может быть эффективно осуществлено в рамках специально ориентированной на эти цели федеральной целевой программы.
Обозначенная проблема и мероприятия Программы непосредственно связаны с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации и направлены на решение следующих системных задач:
преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира, недостаточной инновационной активности российских компаний, повышение уровня значительной части научно-технических разработок;
развитие высокотехнологических секторов российской экономики в целях обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности отечественных товаров;
замещение импортной продукции и переход на этой основе в стадию стабильного роста инновационно активного промышленного производства;
обеспечение позитивных структурных сдвигов, направленных на увеличение доли перерабатывающих отраслей в общем объеме продукции и доли высокотехнологичной наукоемкой продукции в перерабатывающих отраслях;
закрепление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей инновационной продукции и высоких технологий на внутреннем и внешнем рынках.
Переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов определен в качестве главной цели государственной научно-технологической политики в утвержденных Президентом Российской Федерации Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
Программа направлена на создание технологического фундамента инновационного развития и удовлетворение потребностей отечественной наукоемкой промышленности в новых базовых технологиях, обеспечивающих новые функциональные качества и конкурентоспособность производимой продукции. Программа должна стать катализатором коммерциализации результатов научно-технической деятельности и повышения уровня капитализации предприятий и организаций - разработчиков новых технологий за счет введения результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
В этих целях мероприятия Программы ориентированы на технологическое обеспечение реализации следующих крупных комплексных проектов, требования к которым вытекают из анализа задач социально-экономического развития страны, обеспечения национальной безопасности и потребностей бизнеса:
переход к промышленному производству и управлению материальными потоками на основе электронного документооборота и радиочастотной идентификации (интегрированная логистика);
создание перспективной отечественной транспортной техники с использованием международной кооперации;
Предполагается, что реализация указанных комплексных проектов будет осуществляться на основе принципов частно-государственного партнерства.
При этом Программа предусматривает разработку и практическое внедрение критических базовых технологий, необходимых для реализации этих проектов, а также для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня.
Для решения поставленных задач необходимо обеспечить создание и промышленное освоение технологий по следующим направлениям:
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, диагностики и защиты человека от опасных заболеваний.
подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011-2016 годы и подпрограмма "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения". Реализация подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы завершена в 2007 году.
В состав Программы входят
Программа реализует второй этап инновационной цепочки - разработку технологий, предназначенных для непосредственного использования в промышленности.
Последующие этапы инновационного процесса являются сферой деятельности бизнес-сообщества. При этом государственная поддержка конкретных разработок осуществляется через ведомственные (отраслевые) программы, использующие результаты реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы.