Действующий
разработка технологий производства термопластических резин специального назначения, обеспечивающих сокращение в 2,5 - 3,5 раза капитальных затрат на смесительное оборудование, в 1,5 - 2 раза затрат электроэнергии и производственных площадей по сравнению с существующими производствами;
разработка промышленных технологий переработки сверхмолекулярного полиэтилена и создание опытных и опытно-промышленных производств материалов и изделий на его основе.
Эти полимерные композиционные материалы необходимы для машиностроения, строительства, нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей, электропромышленности, автомобилестроения, авиации, медицины, атомной промышленности и других отраслей. Использование полимерных композиционных материалов позволит сократить в 2 - 2,5 раза капитальные затраты на смесительное оборудование, в 1,5 - 2 раза - затраты на электроэнергию по сравнению с существующими технологиями;
Будут разработаны технологии для производства катализаторов, необходимых для получения высококачественного экологически чистого бензина, фторсодержащей продукции, масложировой продукции, мембранных материалов, используемых в сельском хозяйстве, химической промышленности, в металлургии и металлообработке, в пищевой промышленности и других отраслях.
В целом вновь разрабатываемые и осваиваемые катализаторы и технологии обеспечат к 2012 году производство продукции химического и нефтехимического комплекса России на сумму до 14 млрд. рублей ежегодно.
В рамках данного базового технологического направления предусматривается осуществление следующих комплексных проектов:
Учитывая, что к настоящему времени традиционные конструктивные решения в области повышения экологической, конструктивной и навигационной безопасности эксплуатации судов практически исчерпали себя, в рамках этого направления будут разработаны принципиально новые технологические решения по созданию конкурентоспособных высокоэкономичных судов различного назначения, в том числе:
морских транспортных судов (универсальных сухогрузных, контей неровозов, лесовозов, танкеров) в первую очередь ледового плавания с новыми обводами корпусов, конструкцией и материалом корпуса, обеспечивающими снижение энергозатрат при их эксплуатации и весовых характеристик на 10 - 15 процентов, повышенную на 20 - 25 процентов ледопроходимость, с увеличенной в 1,2 - 1,4 раза экономической эффективностью перевозок;
транспортных судов смешанного плавания с новыми типами движительно-рулевых комплексов, обеспечивающих увеличение скорости судов на 0,5 - 0,6 узла и повышение маневренности и управляемости судов;
новых типов автоматизированных промысловых судов (больших, средних и малых) для добычи и переработки рыбы и биологических ресурсов, а также производственно-транспортных рефрижераторов для работы в Мировом океане.
снижение издержек производства (сокращение трудоемкости работ и сроков постройки судов в 1,5 - 2 раза);
Для ускорения освоения природных и биологических ресурсов морей северных и восточных регионов России, Мирового океана и интенсификации использования трасс Северного морского пути будут разработаны новые передовые технологии и технические средства, обеспечивающие создание специальных судов.
Разработанные технологии позволят создать технические сооружения и транспортные средства, которые обеспечат освоение запасов углеводородов и минеральных ресурсов на российском арктическом шельфе, а также создать предпосылки для превращения Северного морского пути в регулярно действующую транспортную магистраль.
Будут разработаны новые технологические решения по повышению ледостойкости, ледопроходимости на 20 - 25 процентов и безопасности морской техники для работы на замерзающем шельфе, будет создан научно-технический задел для разработки перспективных высокоэффективных конкурентоспособных компонентов транспортных систем;
Будут разработаны технологии, направленные на снижение сопротивления движению судов и создание высокоэффективных движителей, что должно обеспечить экономию в расходах на топливо до 20 процентов, конструктивную безопасность и снижение уровня аварийности на флоте за счет резкого увеличения ресурса сварных несущих конструкций морской техники, создание перспективных высокоэффективных конкурентоспособных компонентов транспортных систем;
Предусматривается разработка технологий для технического перевооружения и развития производственных мощностей, выпускающих такие технические средства транспортных систем, как транспортные и добывающие суда, плавсооружения, а также комплектующие изделия к ним (судовые энергоустановки, механизмы, устройства, движители, арматура, оборудование и приборы), в том числе на основе малоотходных или безотходных производств.
Разработанные промышленные технологии и оборудование позволят в 1,5 - 2 раза сократить продолжительность создания компонентов систем водного транспорта, обеспечив конкурентоспособность отечественных производственных предприятий на мировом рынке судостроительной продукции;
совершенствование ранее созданной номенклатуры средств автоматизации с целью поддержания объектов транспортных систем в состоянии, удовлетворяющем требованиям национальных регистров, доведения техники до уровня лучших зарубежных образцов и обеспечения возможности замещения импорта;
создание новых навигационных комплексов с использованием систем спутниковой связи по направлениям, связанным с аппаратурной интеграцией, созданием развитой системы обеспечения безопасности движения, выполнением требований эргономики для снижения роли человеческого фактора в причинах аварий и катастроф, внедрением экспертной системы "Помощник экипажа в опасных ситуациях" и новых технологий эксплуатации;
Будут разработаны новые технологии моделирования (комбинированного и операционно-динамического моделирования), что позволит повысить быстродействие вычислений при сохранении необходимой точности расчетов, обеспечить реализацию современных методов проектирования сложных транспортных систем и существенно сократить сроки их разработки.
Реализация базовых технологий направления приведет к снижению энергозатрат на эксплуатацию северного флота на 20 - 25 процентов, увеличению экономической эффективности перевозок в 1,2 - 1,4 раза, увеличению безопасности эксплуатации в 2,5 раза.
7. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, диагностики и защиты человека от опасных заболеваний
В рамках данного базового технологического направления предусматривается разработка следующих комплексных проектов:
Будут созданы эффективные технологии получения современных лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний и медицины катастроф, включая:
цитокины и их антагонисты (интерфероны, интерлейкины и их рецепторы) - средства первого выбора противоинфекционной защиты и коррекции иммунитета организма для достижения адекватного ответа на патогены (будут разработаны протоколы для индивидуального подбора цитокинов и их индукторов, что обеспечит переход к персонализированной медицине);
терапевтические антитела для лечения опухолевых и аутоиммунных заболеваний, в том числе антидоты к наркотикам и отравляющим веществам;
ростовые факторы и их ингибиторы, в том числе факторы роста сосудов при сердечно-сосудистых заболеваниях и их блокирования при опухолевых процессах;
гормоны, в том числе новые аналоги инсулина быстрого и пролонгированного действия, для лечения заболеваний эндокринной системы;
генно-инженерные факторы и компоненты крови, крайне необходимые для медицины катастроф и стихийных бедствий;
Будут созданы принципиально новые технологии и средства, основанные на современных достижениях молекулярной биологии, комбинаторной химии, предназначенные для предупреждения и терапии возвращающихся и возникающих инфекционных заболеваний (СПИД, гепатит, туберкулез, грипп, включая птичий), а также потенциальных агентов биотерроризма (возбудители сибирской язвы, ботулизма и других). Это позволит впервые организовать в России современный и мобильный технологический консорциум, включающий все стадии процесса создания эффективных средств профилактики и защиты человека от опасных инфекций, отвечающий международным тенденциям организации противовирусной и антибактериальной защиты на государственном уровне;