(Действующий) Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В случае если при проведении отбора заявок для балансирования системы системным оператором выявлена невозможность определения соответствующих системным ограничениям объемов или реализации рассчитанных электроэнергетических режимов, а также в иных случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, системный оператор принимает решение о применении для соответствующего часа фактической поставки прогнозных величин диспетчерских объемов, индикаторов стоимости и цен для балансирования системы при увеличении (уменьшении) объемов, рассчитанных на данный час при проведении конкурентного отбора заявок на час, ближайший по времени к указанному часу и соответствующий сложившимся условиям.
В случае если организацией коммерческой инфраструктуры зафиксированы нарушения установленных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка требований к порядку проведения конкурентного отбора заявок для балансирования системы, расчет стоимости отклонений в ценовой зоне в целом или в отдельной ее части осуществляется с применением представленных системным оператором прогнозных величин, определенных на данный час при проведении конкурентного отбора заявок для балансирования системы за предыдущие часы фактической поставки, а в случае отсутствия прогнозных величин - с применением индикаторов стоимости, рассчитанных для дня, аналогичного дню фактической поставки по условиям функционирования ЕЭС России.
143. При выборе состава генерирующего оборудования в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил системный оператор определяет максимальные и минимальные почасовые значения генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии. До проведения конкурентного отбора заявок на сутки вперед системный оператор выдает на каждый час в отношении отдельных групп точек поставки, удовлетворяющих установленным системным оператором условиям, диспетчерские команды и (или) распоряжения о снижении максимальных почасовых значений мощности электростанций на определенный объем генерирующей мощности (далее - внешняя регулировочная инициатива).
После проведения конкурентного отбора заявок на сутки вперед и до начала конкурентного отбора заявок для балансирования системы системный оператор определяет суммарный объем генерирующей мощности, на который должны быть дополнительно снижены или увеличены соответственно максимальные или минимальные почасовые значения генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии, и по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы выдает на каждый час в отношении отдельных групп точек поставки, удовлетворяющих установленным системным оператором условиям, диспетчерские команды о снижении (увеличении) по сравнению с ранее запланированными значениями максимальных (минимальных) почасовых значений генерирующей мощности электростанций на величину, в совокупности соответствующую указанному суммарному объему (далее - оперативная внешняя регулировочная инициатива по уменьшению (увеличению)).
В случае если определенное системным оператором максимальное (минимальное) значение генерирующей мощности объекта по производству электрической энергии изменяется без соответствующей внешней регулировочной инициативы системного оператора, такое изменение считается произведенным по собственной инициативе поставщика (далее - собственная регулировочная инициатива по уменьшению (увеличению)).
144. Отклонение по внешней регулировочной инициативе определяется для поставщика на основе зарегистрированного диапазона регулирования активной мощности данного поставщика при участии в регулировании электроэнергетического режима энергосистемы в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе исходя из:
1) максимального объема электрической энергии, указанного в поданной для участия в конкурентном отборе на сутки вперед заявке по цене, которая ниже равновесной цены, и не превышающего объем электрической энергии, производимой с использованием соответствующей установленному системным оператором максимальному значению генерирующей мощности (до его снижения по внешней регулировочной инициативе, но с учетом снижения по собственной регулировочной инициативе);
2) объема планового почасового производства электрической энергии;
3) объема отклонения по внешней инициативе;
4) объема электрической энергии, производимой с использованием соответствующей сниженному по внешней регулировочной инициативе максимальному значению генерирующей мощности;
5) фактического объема производства электрической энергии, учитываемого в конкретной группе точек поставки в соответствующий час.
145. Отклонение по оперативной внешней регулировочной инициативе по уменьшению определяется для поставщика на основе зарегистрированного диапазона регулирования активной мощности данного поставщика при участии в регулировании электроэнергетического режима энергосистемы в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе исходя из:
1) максимального объема электрической энергии, указанного в поданной для участия в конкурентном отборе на сутки вперед заявке по цене, которая ниже индикатора стоимости, и не превышающего объем электрической энергии, производимой с использованием соответствующей установленному системным оператором максимальному значению генерирующей мощности (до его снижения по оперативной внешней регулировочной инициативе, но с учетом снижения по собственной регулировочной инициативе);
2) объема планового почасового производства электрической энергии;
3) объема отклонения по внешней инициативе;
4) объема фактического производства электрической энергии, учитываемой в данной группе точек поставки в соответствующий час;
5) объема электрической энергии, производимой с использованием соответствующего сниженному по оперативной внешней регулировочной инициативе максимальному значению генерирующей мощности.
146. Отклонение по оперативной внешней регулировочной инициативе по увеличению определяется для поставщика в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе исходя из:
1) объемов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 145 настоящих Правил;
2) объема электрической энергии, производимой с использованием соответствующего увеличенному по оперативной внешней регулировочной инициативе минимальному значению генерирующей мощности;
3) минимального объема электрической энергии, указанного в поданной для участия в конкурентном отборе на сутки вперед заявке по цене, которая выше индикатора стоимости, и превышающего объем электрической энергии, производимой с использованием соответствующего установленного системным оператором минимального значения генерирующей мощности (до его увеличения по оперативной внешней регулировочной инициативе, но с учетом увеличения по собственной регулировочной инициативе).
147. Отклонение по собственной регулировочной инициативе по уменьшению определяется как разница между объемом электрической энергии, производимой с использованием соответствующей установленному системным оператором максимальному значению генерирующей мощности (до его снижения по внешней регулировочной инициативе), и объемом электрической энергии, производимой с использованием генерирующей мощности, которую поставщик готов предоставить в конкретный час. Отклонение по собственной регулировочной инициативе по увеличению определяется как разница между объемом электрической энергии, производимой с использованием генерирующей мощности, которую поставщик готов предоставить в конкретный час, и объемом электрической энергии, производимой с использованием соответствующей установленному системным оператором минимальному значению генерирующей мощности (до его увеличения по внешней регулировочной инициативе).
148. Предварительно рассчитанный объем требований поставщика увеличивается:
1) на стоимость отклонения по внешней регулировочной инициативе, определяемую как произведение величины такого отклонения и разницы между равновесной ценой и ценой, указанной таким поставщиком в отношении соответствующего объема электрической энергии в ценовой заявке, поданной для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед, если указанный поставщик не подал на рассматриваемый час оперативную ценопринимающую заявку на уменьшение объемов производства. При определении стоимости соответствующего отклонения в отношении генерирующих объектов, за счет которых формируется перспективный технологический резерв мощности, вместо равновесной цены используется наименьшая величина из равновесной цены и регулируемой цены (тарифа) на электрическую энергию, установленных для данного поставщика федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. В период действия в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка введенного в установленном порядке второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике стоимость отклонения по внешней регулировочной инициативе не определяется;
2) на стоимость отклонения по оперативной внешней регулировочной инициативе по уменьшению объема, определяемую как произведение величины такого отклонения и разницы между величиной, применяемой в соответствии с пунктом 141 настоящих Правил для расчета стоимости отклонений при увеличении объема производства электрической энергии по внешней инициативе, и ценой, указанной таким поставщиком в отношении соответствующего объема электрической энергии в заявке, поданной для участия в конкурентном отборе заявок для балансирования системы, если указанный поставщик не подал на рассматриваемый час оперативную ценопринимающую заявку на уменьшение объемов производства;
3) на стоимость отклонения по оперативной внешней регулировочной инициативе по увеличению объема, определяемую как произведение величины такого отклонения и разницы между ценой, указанной таким поставщиком в отношении соответствующего объема электрической энергии в заявке, поданной для участия в конкурентном отборе заявок для балансирования системы, и величиной, применяемой в соответствии с пунктом 141 настоящих Правил для расчета стоимости отклонений при снижении объема производства электрической энергии по внешней инициативе, если указанный поставщик не подал на рассматриваемый час оперативную ценопринимающую заявку на увеличение объемов производства.
Отклонения по собственной регулировочной инициативе поставщику электрической энергии иными участниками оптового рынка не оплачиваются.
Особенности определения стоимости соответствующего отклонения в группах точек поставки, зарегистрированных в отношении генерирующих объектов, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, в случае если продажа электрической энергии и мощности указанных генерирующих объектов осуществляется в соответствии с пунктом 125 настоящих Правил, определяются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
149. Поставщики и участники с регулируемым потреблением вправе заключать свободные договоры купли-продажи отклонений с указанием их причины и направления в любых группах точек поставки одной ценовой зоны, за исключением групп точек поставки, прием заявок по которым приостановлен в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, и групп точек поставки, к которым отнесены генерирующие объекты, за счет которых формируется перспективный технологический резерв мощности. Объемы электрической энергии, указанные в таких договорах, включаются в диспетчерские объемы электрической энергии на общих основаниях (в том числе в соответствии с требованиями пунктов 132 и 133 настоящих Правил, предусматривающими учет заявок при конкурентном отборе для балансирования системы).
Свободные договоры купли-продажи отклонений, а также изменения к ним регистрируются организацией коммерческой инфраструктуры для определения обязательств (требований) участников оптового рынка с соблюдением процедуры, предусмотренной договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Покупатель по свободному договору купли-продажи отклонений оплачивает продавцу фактически поставленный в рамках такого договора объем электрической энергии по определенной в нем цене. Отклонения сверх договорного объема оплачиваются в соответствии с пунктом 141 настоящих Правил.
В целях возмещения своей доли системных затрат участники свободных договоров купли-продажи отклонений заключают договоры, предусмотренные договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Доля системных затрат для поставщика и покупателя, заключивших свободный договор купли-продажи отклонений, определяется исходя из определенного в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка объема электрической энергии, поставленной по такому свободному договору и учтенной в торговой системе оптового рынка, и разницы между величиной индикатора стоимости в группе точек поставки покупателя и величиной индикатора стоимости в группе точек поставки продавца. При этом если величина индикатора стоимости в группе точек поставки покупателя превышает величину индикатора стоимости в группе точек поставки продавца, стороны возмещают указанную долю системных затрат, в противном случае соответствующая доля системных затрат возмещается им.
Отклонения, оплачиваемые по свободным договорам купли-продажи отклонений, учитываются при распределении разницы между суммой предварительно рассчитанных объемов обязательств по оплате отклонений и суммой предварительно рассчитанных объемов требований по оплате отклонений в соответствии с пунктом 150 настоящих Правил.
150. В случае если сумма предварительно рассчитанных объемов обязательств участников по оплате отклонений отличается от суммы предварительно рассчитанных объемов требований по оплате отклонений в одной ценовой зоне, разница между указанными суммами учитывается при составлении окончательного расчета по итогам расчетного периода путем корректировки предварительно рассчитанных объемов обязательств и требований участников одной ценовой зоны в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка с учетом следующих условий:
1) если сумма предварительно рассчитанных объемов обязательств превышает сумму предварительно рассчитанных объемов требований, разница между указанными величинами распределяется среди всех поставщиков и участников с регулируемым потреблением пропорционально сумме величин отклонений по внешней инициативе за расчетный период путем уменьшения их обязательств и (или) увеличения требований, с учетом особенностей, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. Также в порядке и случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, часть указанной разницы может распределяться среди покупателей, увеличение (снижение) объемов потребления по собственной инициативе которых не превышает определенную этим договором величину;
2) если сумма предварительно рассчитанных объемов обязательств меньше суммы предварительно рассчитанных объемов требований, разница между указанными величинами распределяется среди всех поставщиков и покупателей пропорционально сумме величин отклонений по собственной инициативе участников за расчетный период путем увеличения их обязательств и (или) уменьшения требований с учетом особенностей, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. Также в порядке и случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, часть указанной разницы может распределяться среди участников оптового рынка, отклонения которых возникли по внешней инициативе;
3) корректировка предварительно рассчитанных объемов обязательств и требований участников по оплате отклонений происходит таким образом, чтобы у должников не возникали права требования по оплате отклонений, а у кредиторов - соответствующие обязательства.
151. Итоговая стоимость отклонений за расчетный период определяется для участника оптового рынка как предварительно рассчитанный объем обязательства (требования) по оплате отклонений, скорректированный на объем обязательств по оплате отклонений по свободным договорам купли-продажи отклонений и на распределенную в соответствии с пунктом 150 настоящих Правил часть разницы между суммой предварительно рассчитанных объемов обязательств и суммой предварительно рассчитанных объемов требований, с учетом положений пункта 142 настоящих Правил. Также при расчете итоговой стоимости отклонений за расчетный период в соответствии с пунктом 149 настоящих Правил учитывается разница между расчетными показателями стоимости отклонений в группах точек поставки покупателя и продавца электрической энергии по свободному договору купли-продажи отклонений.
152. В случае если после проведения конкурентного отбора заявок для балансирования системы параметры расчетной модели, в частности системные ограничения, а также производство или потребление на час фактического производства и потребления электрической энергии отличаются от используемых при проведении отбора, системный оператор так управляет технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей, чтобы обеспечить при соблюдении нормативов функционирования ЕЭС России и качества электрической энергии минимально возможную стоимость электрической энергии, компенсирующую отклонения по собственной инициативе участников оптового рынка.
153. Системный оператор ведет учет оперативных диспетчерских команд, выданных участникам рынка, инициатив субъектов оптового рынка (владельцев объектов электросетевого хозяйства, организации коммерческой инфраструктуры и системного оператора), а также изменений системных ограничений, повлекших отклонения.
Указанную информацию системный оператор передает организации коммерческой инфраструктуры и участникам оптового рынка в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Для обеспечения возможности получения команд по изменению активной мощности и контроля за их исполнением поставщики и участники с регулируемым потреблением обеспечивают постоянное информационное взаимодействие с системным оператором в соответствии с техническими требованиями, установленными договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

X. Особенности участия отдельных категорий поставщиков и покупателей электрической энергии в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке

154. Объемы электрической энергии в заявках, подаваемых гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию в том числе с целью снабжения населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед в порядке, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, могут определяться при участии системного оператора.
155. Покупатели электрической энергии и мощности и гарантирующие поставщики, владеющие на праве собственности или ином законном основании генерирующим объектом либо правом распоряжения производимой на этом генерирующим объекте электрической энергией и (или) мощностью, в отношении которого на оптовом рынке не зарегистрированы отдельные группы точек поставки, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики, покупающие на оптовом рынке электрическую энергию и мощность в интересах потребителей розничного рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании генерирующим объектом, в отношении которого на оптовом рынке не зарегистрированы отдельные группы точек поставки, участвуют в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с учетом следующих особенностей:
1) объемы мощности для целей покупки указанными участниками оптового рынка формируются в соответствии с пунктом 122 настоящих Правил, при этом:
в случае если на владельцев указанного выше генерирующего оборудования не распространяется действие пункта 31 настоящих Правил, фактическое пиковое потребление электрической энергии определяется исходя из объемов электрической энергии, приобретаемой такой организацией на оптовом рынке;
в иных случаях фактическое пиковое потребление электрической энергии определяется исходя из полного максимального потребления электрической энергии;
2) указанные организации могут подавать отдельные ценовые заявки на продажу и покупку электрической энергии для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед и для балансирования системы;